Казалось бы, что можно написать об автомобилях братьев Добл после
статьи Андрея Гончарова в "Популярной механике"? Ничего особенного. Но некоторые дополнения сделать можно и нужно. Если же вспомнить о том, что одна картинка стоит тысячу слов, то вот асимметричный ответ ПопМеху - галерея паромобилей во всей красе.
1925 Doble E Sedan
Эта модель проходила без дозаправки водяного бака 1500 миль (2400 км) и развивала скорость 144 км/ч.
1916 Doble Model C - многообещающий, но неудачный автомобиль
1917 Doble Model C: 7-местный фаэтон (вверху) и 4-местный спидстер (внизу)
Рисунки из каталога Doble Detroit, изданного в январе 1917 года. Неизвестно, были ли эти машины построены или остались на бумаге. А вот как выглядел предназначенный для них двигатель:
Конструкторское бюро Doble Steam Motors в Эмеривилле, Калифорния. Середина 1920-х годов
Абнер Добл (третий слева) на обеде с деловыми партнерами
Уильям Добл у стенда для измерения давления пара
Завод в Эмеривилле
1922 Doble Model D. Рисунки из фирменного каталога
1925 Doble Model E-20 (последние цифры обозначают не модификацию, а порядковый номер автомобиля в серии)
Двигатель модели E
Doble E с кузовом California Top от Murphy. Кстати, при всем моем уважении к знаменитому калифорнийскому кузовному ателье мне трудно поверить в то, что его продукция ценилась наравне с самыми дорогими шасси. Самые дорогие кузова Murphy, сведения о которых мне попадались, стоили 3500 долларов. А не 9000, как говорится в статье. Никаких документальных указаний на подобные цены я не нашел. А если так, то модель Е с превосходным кузовом обходилась владельцу в 13 тысяч долларов - безумно дорого, но все-таки не вдвое дороже Duesenberg J, укомплектованного по высшему классу.
Автомобили с революционным паровым двигателем рекламировались как The Magnificent Doble - "Великолепный Добл". И они действительно великолепны. Не с эстетической точки зрения, а с технической. А то, что такой автомобиль был у одного из самых "дизельпанковых" людей ХХ столетия - Говарда Хьюза - наглядно показывает, насколько прозрачна граница между стимпанком и дизельпанком.
P.S. С немалым удовольствием узнал, что после краха своего предприятия Абнер Добл уехал в Великобританию и некоторое время работал консультантом
компании Sentinel. Мир тесен, а мир пара - еще тесней! Хотя в окружении двигателей, работавших на каменном угле и постоянно требовавших огня и воды, американский изобретатель наверняка чувствовал себя как в каменном веке.
Да, чуть не забыл: если кому-то понадобятся эти снимки с высоким разрешением, то они (и другие им подобные)
находятся здесь.
Все фотографии - из коллекции Калифорнийского университета в Беркли