Фильм Властелин Колец с одной стороны открыл Средиземье сотням миллионов человек, а с другой стороны - внес огромное количество неверных с точки зрения изначального Толкина представлений.
И Саурон и его крепость Барад Дур у Толкина выглядят совсем по другому.
Версия Джексона. Ходячий готический доспех с палицей.
Версия самого Толкина. Вот такой вот панковский гребень)
Барад Дур. В фильме Джексона он выглядит как мегабашня в готическом стиле:
А сам Толкин представлял его совсем по другому. Вот так:
Вместо черной твердыни стены из серо-зеленого камня. Никаких демонических башен и шпилей.
Эта стена кажется очень знакомой. Просматривается некий восточный стиль.
И действительно, китайские крепости очень похоже выглядят. Серозеленый камень. И даже кладка камней разных размеров.
Почему Питер Джексон изобразил Саурона и Барад Дур именно так как изобразил понятно - ради зрелищности и привычных стереотипов.
Представленный в фильмах стиль Мордора это доведенный до абсолюта стиль: Владыка Мирового Козла и Империя Мирового Козла соответственно. По рисункам Толкина видно что все не так однозначно. Собственно говоря Мордор мог выглядеть как угодно, это зависело от воли только одного существа - Саурона.
Казалось бы откуда нам знать его эстетические вкусы? Однако все мы видели предмет созданный им самим и для себя. Это Вликое Кольцо. Никаких аляповатых форм, никаких излишеств. Просто кольцо с тонкой надписью на самом изящном и округлом из эльфийских шрифтов.
Это радикально отличается от того стиля, который выбрал Питер Джексон. Саурону который сделал кольцо в стиле минимализма Джексоновский Барад Дур вряд ли понравился бы.
А вот китайский восточный стиль Саурон бы скорее всего оценил. Собственно говоря схожесть Барад Дура с китайской крепостью наводит на мысль о том, что одним из прообразов Мордора был конфуцианский Китай.
Абсолютная монархия с одной из сильнейших в мире бюрократий, с господствующем учением, которое когда речь идет о государстве ставит на первое место порядок, правила и ритуалы и знания конфуцианских мудрецов. Знания, власть и порядок которые от имени Саурона предлагал Гэндальфу Саруман.
Толкин считал это злом. Вот что писал он про свои политические убеждения:
«Мои политические убеждения все больше и больше склоняются к Анархии (в философском смысле - разумея отмену контроля, а не усатых заговорщиков с бомбами) или к «неконституционной» Монархии. Я арестовал бы всякого, кто употребляет слово «государство» (в каком-либо ином значении, кроме «неодушевленное королевство Англия и его жители», то, что не обладает ни могуществом, ни правами, ни разумом); и, дав им шанс отречься от заблуждений, казнил бы их, ежели бы продолжали упорствовать! Если бы мы могли вернуться к именам собственным, как бы это пошло на пользу! Правительство - абстрактное существительное, означающее искусство и сам процесс управления; писать это слово с большой буквы или использовать его по отношению к живым людям должно объявить правонарушением. Если бы люди взяли за привычку говорить «совет короля Георга, Уинстон и его банда», как бы это прояснило мысли и приостановило жуткую лавину, увлекающую нас в Кто-то-кратию[2] (L.63).
Я не нашел в письмах Толкина упоминаний о Китае или о конфуцианстве, но не знать о них Толкин не мог. Мог ли Толкин пошутить и не назвав средневековый Китай напрямую сделать его прототипом Мордора? Такая шутка вполне возможна.
Что еще может служить доводом в пользу того что Китай мог использоваться Толкиным в качестве прототипа Мордора?
Во Властелине Колец представлены армия Мордора (очень многочисленная, низкого качества, состоящая из злобных существ), спецотряд орков, посланный за Кольцом, пограничные крепости и мобилизованное местное население (орки). Толпы рабов и плохая армия из негодяев.
На средневековый Китай каким мы знаем его из учебников истории не похоже. В учебниках истории Китай - богатое государство с бюрократией из ученых. Но тут все зависит от угла зрения.
Властелин Колец это мемуары военных действий от лиц приближенных к командованию но не стратегов и не обладающих всей информацией.
Если взять аналогичный угол зрения например со стороны кочевников, которые кочуют рядом со средневековым Китаем, то мы увидим следующую картину:
Деспотию с огромной пешей армией плохо обученных и вооруженных негодяев, многочисленные крепости включая Великую Стену, построенные рабами (мобилизованными крестьянами). Офицеры в армии тоже так себе. Если кочевник не приближен к верхушке кочевого общества про конфуцианство и чиновников он вообще не узнает. При этом эта мегадеспотия стремиться покорить и заселить земли свободных кочевников. Вполне себе Мордор получается. Разве что караваны с шелком из Китая и золотом обратно выбиваются из картины.
Собственно говоря если поместить в Средиземье Ханьский Китай га место Мордора, война между коалицией Рохана и Гондора против Ханьского Китая протекала бы аналогично военным действиям в период Войны Кольца, разве что аналог Голоса Саурона выражался бы в изысканной конфуцианской манере, призывая подчинится Сыну Неба, Несущему Порядок, Великому Владыке Сяо Яню.
Фильм с ТАКИМ Мордором (и Сауроном, который косплеит не готический доспех с шипами, а Китайского Императора) был бы во многом интереснее, но вызвал бы бурю возмущения в Китае.