Продолжение про Саурона и Солнце

Apr 15, 2020 22:45

В продолжение предыдущего поста. Как я и ожидал нашлось еще много интересного. Если посмотреть на видео Саурона в Хоббите и Властелине Колец со знанием того, что было в предыдущем посте (а именно наличие связей с земными солярными культами), возникнет много вопросов. Саурону прямо таки прописывают аналогии с солнцем, а его противники - наоборот используют против него свет по цвету похожий на лунный, тьму и некромантию. Важная информация содержится в сценах с Сауроном, которые не вошли в итоговый монтаж Властелина Колец. Можно сказать, что ключевая информация содержится в появлении Саурона на поле боя в образе светлого ангела и Саурон с Палантиром, а так же тот момент когда Ангмарец побеждает Гэндальфа.

image Click to view



Не менее любопытным оказывается и сравнение Саурона в фильме с изображениями Непобедимого Солнца.

Саурон выходит на битву



Непобедимое солнце на монете Аврелиана



Очень похоже на сцену из начала Властелина Колец, где Саурон стоит над поверженными врагами.

Саурон в виде "ангела"


Изображения Непобедимого Солнца в мирной обстановке












Саурон с Палантиром


Непобедимое Солнце c "палантиром"



Тут мы, кстати, наглядно видим, что символы западноевропейской монархии скипетр и держава восходят к императорской и божественной атрибутике времен Аврелиана.

Таким образом, сцена, когда Саурон в начале Властелина Колец выходит на бой, расшвыривает палицей врагов, а у его ног лежат Исильдур и Анарион восходит именно к монетам Аврелиана, на которых Соль Инвиктус попирает врагов и вооружен скипетром. Питер Джексон показал нам в кино сцену с монет, а для изображения светлого Саурона взял за образец того же Соль Инвиктуса. Мы видим в фильме Джексона и Непобедимое Солнце, которое попирает врагов, и непобедимое солнце с державой, и непобедимое солнце в виде антропоморфного ангела.

И так, визуальное изображение Саурона в фильмах Джексона и античных изображений и смысловое совпадение с образом Непобедимого Солнца практически полное.

Кстати, сам Аврелиан как историческая личность очень интересен. И особенно если сравнить его с персонажами Властелин Колец.

Выходец из простонародья, в юности никому не извстный, ставший офицером и полководцем (привет Арагорну) легендарный император восстановивший Римскую империю всего за 5 лет. (снова параллель с Арагорном). Ввел государственный культ Непобедимого Солнца, то есть митраизм. Своих соперников Аврелиан пощадил, поселил в Риме и их потомки еще долго заседали в сенате.

Вместе с тем он был очень суров, по армейски жесток и резок, обьявил себя господином и Богом (доминус эт Деус - тиран и самозванный бог как и Саурон). Преследовал христиан. Фактически сделал Римскую Империю теократией с императором - верховным жрецом Непобедимого Солнца во главе (снова параллель с Сауроном). Новая религия и государственное устройство, кстати продержались очень долго - вплоть до императора Феодосия и даже после него.

Такой вот Аврелиан гибрид Арагорна и Саурона.



Еще один штрих - на короне Арагорна тоже можно увидеть Солнце вокруг изображения дерева.

Может быть у Толкина были причины плохо относиться к Аврелиану? Если за восстановление государства Толкин мог оценивать Аврелиана положительно, то вот остальное могло вызвать у верующего католика Толкина только одно - крайнее неприятие. И действительно в одной из сказок Толкина трусливый и напыщенный король Среднего Королевства в ряду других имен носит имя Аврелиан. Саму Римскую Империю Толкин по его словам ненавидел (или ненавидел бы. "Я ненавидел бы Римскую империю в её дни (что и делаю) и оставался бы римским гражданином-патриотом, предпочитая видеть Галлию свободной и видя доброе в карфагенянах".

Кроме того, традиционная британская историография, на которой обучался Толкин начиная с Гиббона считала причиной падения западной цивилизации в античности именно установление деспотической империи с милитаризмом и обязательной религией. Что собственно и начал оформлять Аврелиан. Хотя самого Аврелиана считали героем. В целом, причины негативно относиться именно к Аврелиану у Толкина были.

Таким образом у Толкина были причины придать злым силам в своем произведении черты Аврелиана и его культа Митры - Непобедимого Солнца. Саурон как олицетворение бога - государства вполне себе сопоставим с богом - государством Непобедимое Солнце. Ну и Людовик 14 который Король - Солнце тоже мог добавить камешек в копилку сопоставления главы государства и Солнца.

Однако Толкиен кроме сказки нигде не упоминает Аврелиана, и нарисованный им Саурон не похож на Соль Инвиктуса.

Поэтому, графика в фильме - идеи режисера и сьемочной группы. То, что в фильмах продолжили аналогии с солярными божествами и даже конкретизировали их, довольно удивительно и пока не имеет обьяснения.

Поэтому смысловые взаимодействия Саурона с земной солярной мифологией (Саурон - Саурья, Савитар - Аннатар и дальнейшие аналогии с митраизмом и культом Непобедимого Солнца) - действительно реальны. Но вот зачем это было сделано, совершенно непонятно. Выглядит это так, как будто одно религиозное братство очерняет символы другого "я ваш культ труба шатал" или ленивые концептартеры решили использовать античные мотивы (все равно никто не заметит) но тогда возникает вопрос удивительного совпадения халтуры с мифологией.
Previous post
Up