Leave a comment

Comments 24

ezyk091978 October 5 2014, 11:21:38 UTC
А «Маяковская», колонны которой отделаны «крылатым металлом» - полированным хромансилем?

Reply

lord_k October 5 2014, 11:31:34 UTC
Дело-то не в материале. Деко может быть и мраморным, и алюминиевым, и железобетонным. И не в технических решениях (они и у "Маяковской", и у "Аэропорта" достаточно нестандартные). А в стиле. Вот Sunburst, один из главных мотивов Деко. А чем эти "солнышки" выложены - мрамором или мраморовидным известняком (в действительности и тем, и другим) - это уже вторично.

Reply

ezyk091978 October 5 2014, 11:48:23 UTC
Вы правы. Однако для ар-деко также характерно использование ритма вертикальных или горизонтальных линий.
В Маяковской, где металлические вставки зрительно связывают колонны, использовано и то и другое.

Reply

lord_k October 5 2014, 12:08:22 UTC
Раз уж зашла речь о Маяковской: изначально-то она должна была иметь совсем иной облик. И архитектор у нее был другой - Сергей Михайлович Кравец. Душкин был приглашен спасать проект, оказавшийся неудачным. И сумел очень убедительно оформить необходимые технические решения. Так и получилась самая красивая станция метро всех времен и народов :)
А "Аэропорт", изначально спланированный без колонн, получил "парашютные стропы", сходящиеся между "солнышек". Очень элегантно, по-моему.

Reply


maultasch_a October 5 2014, 11:55:53 UTC
я совсем не уверена, чт это именно арт деко.
по-моему это уже ближе к авангарду. не только кстати по прямоте линий, но и по времени.

Reply

lord_k October 5 2014, 12:00:13 UTC
А на мой взгляд - самое что ни на есть Деко.
Авангард остался в 20-х.

Reply

maultasch_a October 5 2014, 15:34:47 UTC
может и так.
деко для меня, как разновидность модерна, не столь прямолинейна, т.е. имеет традиционно кривые, правильные кривые линии. хотя как раз в архитектуре оно может и так прямолинейно.

про авангард да, пожалуй правда, умер он уже к тому времени давно.(((( к тому же он не был симметричен.

однако, спасибо за фото. на самом деле красивая архитектура

Reply

dyor October 5 2014, 19:07:39 UTC
В известной мне хронологии сначала идёт ар-нуво, известное у нас больше как «модерн» (для простоты «стиль Серебряного века»), а потом уже ар-деко, которое наложилось на раннесоветский конструктивизм, составляющий его часть.

Reply


trubkokur October 5 2014, 11:58:36 UTC
Красиво :)

Reply

lord_k October 5 2014, 14:50:03 UTC
И довольно уютно, несмотря на полностью открытое пространство.

Reply


dyor October 5 2014, 20:11:32 UTC
А почему нет-то? Ар-деко в СССР как раз очень сильно заметно, его «сталинская» модификация имеет ровно те же права на существование, что европейская и американская, и с эстетической точки зрения совершенно с ними равноправна...

Reply

lord_k October 5 2014, 20:39:13 UTC
Этот вопрос (если он не риторический, конечно) не мне надо задавать. Для меня, как и для Вас, ответ совершенно ясен.
Кстати, есть хорошая статья на эту тему. Что характерно, еще три года назад автору приходилось доказывать, что термин "ар-деко" применительно к советской архитектуре вполне уместен.

Reply


a_barhin January 18 2015, 21:59:37 UTC
"Аэропорт" - классический, убедительнейший пример сов. ар-деко,

но я сейчас склоняюсь к тому, чтобы не доказывать именно сам термин,
но говорить о приемах, стилевых чертах, общих для СССР и западной архитектуры 20-30-х

когда снова слышишь, что "ар-едко в СССР не было" - тут трудно спорить,
ведь и правда, проект НКТП Фридмана, Мельникова (!) или Иофана не были осуществлены,
ДС Иофана - не осуществлен, как и здание Аэрофлота Чечулина,
вот иногда не хватает такого окончательного аргумента,
да есть метро, есть высотка МИД, но ар-деко не стало доминирующим направлением 30-50-х,
даже не смотря на победу на конкурсе ДС ребристого варианта Иофана

Reply

lord_k January 19 2015, 07:03:33 UTC
Неужели стиль обязательно должен доминировать?
Я всегда говорил, что деко в Советском Союзе было мало. Опять же, "мало" - понятие относительное. Меньше, чем в США, Франции, Великобритании, Бельгии. Больше, чем в Германии, Австрии, Чехословакии, Италии.

Reply

a_barhin January 19 2015, 13:53:57 UTC
до определенного момента была схема такая: конструктивизм сменился т.н. сталинским ампиром,

сейчас после выходя ряда статей возникло новое понимание: период конкуренции авангарда, ретроспективизма после конкурса на ДС сменился периодом конкуренции неоклассики и ар-деко,
а после войны неоклассики и национальных стилизаций, причем двойственные, межстилевые проявления наблюдались и в 20-е (дом Динамо), и в 30-50-е

с Италией ситуация очень сложная, исследователями материал пока не вскрыт в необходимой мере,
я слежу за этим по мере сил. в целом картина примерно та же, то есть соревнование авангарда и ретро-течений / неоклассики, в той или иной мере монументальной, пуристской, маньеристской. символом двойственности этой архитектуры стал Квадратный колизей в ансамбле ЕУР

так что возможность увидеть след ар-деко в Италии есть, если ставить себе такую задачу и может быть я этим займусь,
тем более что ар-деко это не нечто четко определенное, а собирательное понятие, объединяющее различные версии архитектуры 20-30-х, компромиссы классики и

Reply

lord_k January 19 2015, 14:27:42 UTC
Конкуренция - это гораздо важнее, чем название стиля. Важно то, что полного единомыслия не было. И унификации - до поры до времени - тоже не было. Тем более что сам термин "ар-деко" получил права гражданства только в 1960-х, когда сам стиль был историей. И его можно трактовать как широко (включая стримлайн, например), так и узко (только ребристое, вертикальное, с богатым декором). Придерживаюсь первой трактовки. А качестве решающего аргумента я бы использовал "Маяковскую" Душкина и иофановский павильон на Всемирной выставке-1937. По-моему, вполне убедительно.

Reply


Leave a comment

Up