ВЕЛИКАНЫ, ГИГАНТЫ, ЦИКЛОПЫ и ЭЛЛИНЫ -1

Aug 16, 2016 18:39



…рев Гиганта поднялся …
на бой ополчался облик его многоликий -
... в центре глава человечья Гиганта
Поносила Зевеса, гремя пустою угрозой:
"Пясти мои, жилище Дия разрушьте и мира
Твердь со Блаженными вместе разбейте,
затвор на Олимпе
Движущийся сам собою - вскройте!"
(с) Нонн.
Еще одна глава из работы: "Das Volksleben der Neugriechen und das hellenische Alterthum" (Leipzig 1871) и «Griechische Märchen, Sagen und Volkslieder». Bernhard Schmidt, 1877
(с дополнениями в виде развернутых цитат из античных источников и разных иллюстраций)

Гиганты



Гея родила гигантов - огромных чудовищ с телом человека по пояс и змеиными хвостами вместо ног.
Все они имели косматые волосы и длинные бороды.

Принялись они поражать Олимп обломками скал и горящими стволами деревьев.

Возгорелась ужасная битва, в которой Боги одержали победу и перебили гигантов: одни из них были погребены под вулканическими островами, другие были превращены в горы.
Главой гигантов обычно называют Тифона.

Согласно Лукрецию (V, 119 слл.), гиганты хотели изменить границы мира и погасить Солнце.


Тифон. Рисунок на античном килике. 5 век до н.э.

Тифон   - последнее порождение Геи, зачатое от Тартара. Превосходил всех существ ростом и силой.
Гомер упоминает о борьбе Тифона с Зевсом и о пребывании его в подземных недрах, в стране аримов или под горой Аримой.
Чудовище обладает невероятной силой рук и ног и имеет на затылке 100 змеиных голов, с чёрными языками и огненными глазами.
Из пастей его раздаётся то рев и вой диких зверей, то сильнейший свист, то голос, который подделывает голоса богов, чтобы хулить их. По Нонну Панополитанскому у Тифона, среди его разнообразных звериных и змеиных голов, есть и одна человеческая.

Тифон хотел быть властелином над богами и смертными, но Зевс вступил с ним в борьбу, от которой земля сотряслась до оснований, суша, море и небо загорелись, и даже обитатели подземного царства затрепетали.

По некоторым версиям Тифон сражался с Зевсом не один, но у него были союзники, змееногие гиганты, и он был их предводителем.



Гиганты мечут камни и деревья в небеса и сражаются с Богами. (античные барельефы)

Наконец,  удар молнии прекратил неистовство Тифона, который был низвергнут в Тартар, но от зевсовой молнии он все еще горит, и это пламя забило из расселин Этны. Но и здесь он ещё не может вполне успокоиться: когда он шевелится, происходят землетрясения, дуют знойные ветры и смерчи.
После знакомства греков с египетской религией они уверенно поставили знак равенства между Тифоном и египетским богом зла - Сетом.


Сет и Тифон.

------------------------------

Для обозначения великана современные греки (т.е. греки  середины 19 века) используют слово  «андреоменос», которое обозначает храброго героя вообще. (от «андрос»- «человек»)

Но чаще в употреблении слова «гигантас» и «гигантисса» (для великанов женского пола)
В устойчивых словосочетаниях слово «гигант» известно всему народу Греции и оно часто используется для описания крепкого и высокого человека.

Крестьяне на острове Кефалония говорят о таком человеке: «идет как гигант, аж земля трясется».
В Арахове говорят «высокий-высокий, как гигант» и т.п.
Точно так же как в античности сильного и огромного человека сравнивали с гигантами. Каллимах (3 век до н.э.) - использовал слово «андрогигант», «человеко-гигант».

Или, например, у Еврипида с гигантом сравнивают Гиппомедонта:

Антигона:        
Кто это, кто?
С белым султаном,
Перед дружинами?
Видишь, старик?
Щит на руке его
Так и горит луной,
Так вот и ходит весь..

Старик
Микенец он, моя царевна, в Лерне
Его дворец: он - царь Гиппомедонт.

Антигона:
Грозный какой:
Ужас возьмет, как поглядишь!
Людям не сроден он:
Он на гиганта,
Сына Земли, похож…

5 век до н.э. Еврипид. Финикиянки
Перевод  Анненского


У  Эсхила (5 в. до н.э.) о нем же:

..на его щите:
Тифона глотка жарким пышет пламенем,
И черный дым, летучий брат огня, валит.
Клубками змей вдобавок узловатыми
Округлый обод полого скреплен щита.
Гиппомедонт, Аресом опьянен, кричит,
Беснуясь, как вакханка. Страшен взгляд его.

…Я верю, что воитель, носящий щит,
Где Зевсов недруг, великан подземных недр,
Изображен, страшилище для людей
И мерзость для бессмертных богов, - что он
Голову сломит себе в воротах.

Эсхил. «Семеро против Фив».

--------------------------------
На острове Закинтос я нашел распространенное среди народа мнение, которое смешивает древнегреческих циклопов, гигантов и титанов.  Это слияние произошло уже в глубокой античности, когда титанов и гигантов так же связывали и путали друг с другом.



На Закинтосе  верят, что гиганты это огромные создания сверхчеловеческого роста и силы, у них длинные бороды и единственный глаз на лбу, который изрыгает огонь.

См. Каллимах, гимн «К Артемиде» - об огненном глазе циклопов величиной с «четырехкожный щит»,  там же говорится об ужасе нимф, которые видят циклопов за работой ( они куют Посейдону  «водопойную чашу» для его коней), и упоминается, как матери пугают непослушных детей циклопами.
Так же см. Вергилий «Энеида» III, 637.

Некоторые воспоминания об одноглазых циклопах сохранились и в других частях Греции, которые меньше акцентированы на силе циклопов и гигантских размерах их тела, но больше на их свирепом поведении.
Люди в Арахове верят, что в далекой и чужой стране живет раса совершенно диких, безбожных людей - у которых на лбу лишь один глаз, и которых из-за этого называют «одноглазые».

Это слово также используется для людей, которые своим характером и поведением похожи на этих мифических существ. Оно служит почти ругательством, чтобы обозначить человека, которому не хватает цивилизованности.

Например, если кто-то хочет переехать в местность, жители которой имеют репутацию дикарей и разбойников, то его предупреждают таким образом : «К одноглазым чудовищам едешь».

Уже у Гесиода (8 век до н.э.) циклопы тесно связаны с титанами (Гесиод, Теогония. 139 сс.) и точно так же, как и последние, заключены в Тартар (ср. Аполлодор. I, 1. 2).



Гигантомахия. Пергамский алтарь. Битва богов и гигантов, деталь.
Богиня Судьбы схватила гиганта за волосы.


Гигантомахия. Пергамский алтарь. Реконструкция  восточного фронтона.
Аполлон расстреливающий гигантов из лука и гигант бросающий в богов куски скал.

Современные греки верят, что отцом гигантов был черт, который породил их от союза с ламией или какой-то колдуньей.

Гиганты живут внутри земли, где занимаются тем, что откалывают огромные каменные блоки и строят из них огромные замки и башни.
Жены гигантов, такого же могучего роста как и мужья, прядут на ручных прялках.

3) Прялка и веретено приписываются великаншам и в нордических  сагах. S. Grimm D. M. S. 517 f.




Женщина с веретеном и ручной прялкой. (античное изображение и картина 19 века)

Их веретена огромных размеров и тяжести, и когда в древности великаны воевали с одним царем*  (*т.е. с Богом, см. ниже), великанши бросали свои веретена во врагов и убивали врагов тысячами.

На острове Закинтос люди прямо связывают частые землетрясения с деятельностью этих подземных гигантов.

4/16 августа 1862 года, в полдевятого вечера, на Закинтосе произошло короткое, но довольно сильное землетрясение, которое сопровождалось необычным шумом земли.

На следующий день, один крестьянин из деревни Агиос Кирикос сказал о происшедшем:

«Это у гигантов башня обвалилась».



Это представление греческого народа, которое до сих пор связывает причину землетрясений не с дикой манифестацией природы, а с Тифоном, гигантами и Гигантомахией древности.

Кроме того, согласно одному сказанию, распространенному среди населения Закинтоса, гиганты  пребывают внутри земли не по своей воле, но принуждены к этому Богом, после того, как когда-то они восстали против него, но потерпели поражение от его молний.

Предание, которое  происходит от эллинистических саг о борьбе титанов и гигантов против Зевса - «Царя богов и людей».

(см. первую сагу из моего собрания)



Густав Доре «Падение гигантов», частная коллекция.

----------------------------
Schmidt, Bernhard: Griechische Märchen, Sagen und Volkslieder.
Leipzig: Teubner, 1877

Саги острова Закинтос
Сага первая: Гиганты



Гиганты считали себя сильнее, чем Бог и стремились к господству над небом и землей.
Взобрались они на высокую гору, взяли куски скал и бросили их в Бога.

Но Бог схватил свою астропелекию (молнию*) и бросил ее в гигантов, так что они все слетели с горы вниз, многие из них были убиты, а остальные убежали.

Но один из гигантов все же сохранил смелость, он нарезал большое количество тростника (в оригинале стоит слово, которое можно трактовать и как «трубы»), скрепил вместе, сделал  невероятно длинную палку и попытался достать небо ею.

И действительно, ему это почти удалось: но в этот момент ударила его посланная Богом молния и сожгла в пепел.

Тогда его союзники предприняли последнюю попытку добраться до неба и свергнуть Бога: они стали громоздить одну гору на другую.

Тут увидел Бог, что гиганты до сих пор не смирились, страшно рассердился, стал бросать в них свои молнии, а к оставшимся в живых послал своих ангелов, которые объявили гигантам решение Бога об их участи:

«В глубине горы вы пребудете всю свою жизнь, как в ловушке».

-------------------------------------------

*Рассказчик употребил архаичное слово «астропелекиа» Αστροπελέκι





варианты изображения астропелекии Зевса/Юпитера.

Αστροπελέκι - астро-пелеки - подразумевается удар молнии, но дословно: «сияющее двуострое оружие».

Πελέκι - архаический греческий - двуострый топор, секира.
Но вообще, любой инструмент или оружие с широким, обоюдоострым, металлическим или каменным лезвием, установленным на каком-либо стержне, предназначенное для раздробления, разрушения чего-либо.
«Да упадет на тебя тяжелый пелеки!» - т.е. да падет на тебя божественное возмездие, да покарает тебя бог.

Αστρο -  астро, астра, астир, астраси - сияние вообще, сияние звезды, молнии, метеора, кометы, светильника, глаз и т.д.)                            


Сравни с оружием богов в Махабхарате, которое называется так же «астра».
Например: «брахма-астра» - оружие Брахмы, «агни-астра» - оружие (астра) бога Агни и т.д.

*В глубине горы… как в ловушке.

Тифон был заключен Зевом под землей острова Сицилия. Вулканическая деятельность горы Этны на этом острове считалась проявлением Тифона, продолжавшего гореть от перунов Зевса, некогда брошенных в него. Позднее, всю вулканическую деятельность на земле связывали с горящим Тифоном - противником Богов.

Ср. в зороастризме: В сочинении «Шайаст-на-шайаст» говорится, что когда герой Фаридун хотел убить побеждённого им Змея Заххака, то Бог света Ормазд отговорил его, указав, что тогда земля наполнится вредными тварями.(т.е. из тела огромного змея выйдут многие мелкие змеи) и тогда Фаридун заточил Змея в горе Демавенд (сейчас это уже потухший, но так же - вулкан).

Ср. в нордических сагах закованн Локи.
----------------------------------------

Этна. Сицилия.


Нонн Панополитанский  «Деяния Диониса» IV-V в н.э.
отрывок из первой главы:  «Тифония»

…рев Гиганта поднялся …
на бой ополчался облик его многоликий -
Вой волков раздавался, львов рычащих раскаты,
Вепрей хрип и бычий мык, и гадов шипенье,
..в центре глава человечья Гиганта
Поносила Зевеса, гремя пустою угрозой:

"Пясти мои, жилище Дия* разрушьте и мира
Твердь со Блаженными* вместе разбейте,
затвор на Олимпе
Движущийся сам собою - вскройте!
Когда же эфира наземь столп упадет…

*Дий -тут: Зевс. Но обычно «Бог», как высший властитель.
*«жилище Дия» - высшее местонахождение Богов -  Олимп, находящийся за небом.
Небо - ворота Олимпа и оно может открываться и закрываться.
* «блаженные» - Боги.

..Мечет он глыбы,
Острые скалы как дроты прямо в свод многозвездный..
..Пусть воздух с почвой смешается;
влага - с огнем, а море - с Олимпом!
День и ночь я смешаю*
Собственноручно…

* «смешаю» - смешение как синоним хаоса, беспорядка и, следовательно- зла, противостоящего порядку и богам, постоянное желание злых демонов-богопротивников  смешать «всё со всем» и «всех со всеми» - часто упоминаются в античной литературе. То же самое хотел сделать и сделал египетский бог зла - Сет. ( см. Плутарх «Об Исиде и Осирисе»). Большинство гигантов  уже являются смешанными: они полулюди - полузвери.
Смешение варн, каст и нарушение порядка следования времен так же упоминаются в древнеиндийских писаниях, как страшный признак деградации и «конца юги».

И Тифоей…
Громоздит за громадой громаду побольше, рядами
В башни слагает утесы с утесами прочными вместе…

Вот Тифаоновы длани метать дерева начинают
Против Кронида. ….

Все Дий спалил...искрой одною перуна, что дланью метнул он палящей!
Сколько вязов гибнет и с ними же сосен-ровесниц,
Сколько могучих платанов и тополов белых, что против
Зевса летели, сколь много трещин в земле пораскрылось!

Мира круг - раскололся по всем четырем направленьям!
И четыре союзных Крониону ветра все небо
Мраком покрыли, вздымая тучи и праха и пепла…

Искра небесная, змей извела и испепелила….
Исходящих слюною отравной из глоток разверстых.
Бился Гигант и зеницы во прах его превращались
Дымом огнистым, ланиты его секли небесные снеги,
.. лики Гиганта дымились, колена
Сломились….
Рухнул наземь с небес оглушенный зарницей огнистой
Тифоэй - и раны ему нанесли не железом.

Смерчи и торнадо  считались проявлением Тифона. Он породил их, т.к. они  «вышли из его тела».

Плоть Тифаона покинув, вихри и смерчи, и шквалы
Вместе с волнами бушуют…
На землю ветры кидаются часто, вздымая пыльные бури…



-------------------------------------

Странно, но сказание об Ахиллисе может быть связано со сказаниями о гигантах.

Сообщают, что гиганты могли быть смертельно ранены только в одну точку тела, а именно - в лодыжку (голеностопный сустав): потому что сразу после их рождения матери гигантов окунают своих детей в некую реку, вода которой делает все их тело неуязвивым, за исключением лодыжки, за которую матери держат их во время погружения и которая, единственная, не смачивается этой «стальной водой».



Мать Ахилла - нимфа Фетида - погрузила младенца в реку Стикс (которая протекает в Аиде) и воды этой реки сделали все его тело неуязвимым. За исключением лодыжки, за которую мать его держала.
Стаций. Ахиллеида I, стр.  270;
Вергилий «Энеида» VI, 57 и другие.



Смерть Ахиллеса (рисунок на античном кратере) Бог Аполлон (в центре)  учит Париса стрелять так, чтобы убить Ахилла.

В более поздней саге еще один герой из сражавшихся под Троей - Аякс - был уязвим только в одном месте тела, как и Зигфрид в немецкой героической саге (Grimm D. M. S. 345).

В Илиаде Гомера (песнь 20, 102) есть интересное упоминание, что Ахиллес гордится тем, «что весь он из меди!».

Филострат Лемносский ("О героях" 8.6), рассказывает, что на мысу Сигеон открылась могила гиганта, и когда люди послали спросить оракул Аполлона, кому принадлежат эти огромные кости, во всем, кроме размера, подобные человеческим, то оракул ответил, что это кости того гиганта, которого бог Аполлон убил под Троей.

«Кроме того, не более пятидесяти лет назад, на Сигеоне - прямо здесь, показалось тело гиганта на выступе мыса. Сам Аполлон сказал, что он убил этого гиганта защищая Трою.
Плывя в Сигеон, гость мой, я сам видел и обвалившуюся землю, и огромную величину останков гиганта. Многие жители Геллеспонта и ионийцы, и все островитяне, и эолийцы - плавали там.
В течение двух месяцев этот гигант лежал на мысу, порождая одно предположение за другим, пока оракул не выявил истину.» (с)

Но ведь мыс Сигеон был как раз тем местом, на котором локализовали могилу Ахилла.

Охранявший остров Крит - медный великан Талос был уязвим только под лодыжкой (как Ахиллес).

Аполлоний Родосский
Аргонавтика



Аргонавты и Талос (рисунок на кратере) 4 век до н.э.
-------------

...А потом подойти они к Криту сбирались,
Что средь других островов ясно виден был в море.
Но не давал им Талос медяный, куски в них кидая
Крепкой скалы...

В сонме полубогов оставался из всех он последним
Род от медного корня людей ведя ясенеродных.
И его сам Кронид охранять остров Крит дал Европе
С тем, чтобы трижды в день он стопой обходил его медной.

Медный был он и телом своим, и членами тела
И некрушимый. И лишь у лодыжки, внизу сухожилья.
Крови полная вена была, прикрытая тонкой
Кожицей и держа концы в себе жизни и смерти.

Так, хоть и медным он был, но Медеи-волшебницы силам
Дал он себя укротить. Вниз кидая огромные камни,
Чтобы не дать героям вступить с кораблем вместе в гавань,
Он задел, и притом пятой, острый камень, и сразу
Кровь потекла - ихор,- со свинцом жидким схожа.

Недолго,
На крутой поднявшись утес, он на нем оставался…..,
Стоя, сперва на ногах неистомных пока что качался,
Вслед же за тем бездыханный упал в море с шумом
огромным.


*Ихор - нетленная, прозрачная,  бескровная-кровь богов, согласно древнейшим греческим представлениям, нашедшим отражение в «Илиаде» (V, 340, 416).

Влага, как струится у жителей неба счастливых,
Ибо ни брашн (они) не едят, ни от гроздий вина не вкушают;
Тем и бескровны они, и бессмертными их нарицают.

Интересно, что эту жидкость в венах медного гиганта Талоса  Аполлоний сравнивает не с прозрачной субстанцией богов, а с жидким свинцом.



Крит, «Чертова гавань»

Аполлодор
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
КНИГА I

Выплыв в открытое море, аргонавты не могли пристать к острову Криту, так как им мешал сделать это Талос.
О нем рассказывают, что он принадлежал к медному поколению, другие же сообщают, что его подарил Миносу Гефест. Талос был человек из меди, но иные говорят, что это был бык.
У него была только одна жила, протянувшаяся от шеи до лодыжек.

Эта жила была заткнута медным гвоздем.

Охраняя остров, Талос трижды в день обегал его кругом.
И в этот раз, увидев подплывающий корабль Арго, он стал бросать в него камнями.
Но введенный в обман Медеей, Талос погиб, как говорят некоторые, от волшебного снадобья, которое дала ему Медея и которое ввергло его в безумие.
Другие же сообщают, что Медея обещала сделать его бессмертным и вытащила медный гвоздь: из Талоса вытек весь ихор, и он погиб.

Некоторые же рассказывают, что Пеант выстрелил в него из лука и попал в лодыжку, что и было причиной смерти Талоса.»
ДАЛЬШЕ ....



архетип, Аполлон, фольклор, Античность, история, теология, язычество

Previous post Next post
Up