От Рамаллы - через монастыри и винодельни - к искусству. Побывал вчера на двух выставках в трех хайфских музеях: "Мечта о Париже", которая проходит в музее Мане Каца, и японская выставка "Двойная перспектива", которая (очевидно потому что двойная) проходит сразу в двух музеях - Хайфском музее искусств, и музее японских искусств им. Тикотина.
Начнем в хронологическом порядке - с музея Мане Каца.
Я бы перевел название скорее "Страсть к Парижу". Выставка, похоже, берет название из цитаты Марка Шагала.
Итак, речь идет о еврейских художниках, работавших в Париже. Место на выставке (которого немного) аккуратно поделено на мужские портреты (как видно сверху), среди которых преобладает на мой взгляд Амедео Модильяни и Моиз (Мойше, Моисей) Кислинг. Художники кстати были дружны, и сохранились их портреты друг друга (не на выставке). Есть еще прикольный автопортрет Авраама Минчина в маскарадном костюме.
У Моиза Кислинга мне больше нравятся женщины. Какие-то они все очень драматичные, роковые и безумно красивые. Итак, женщина намбер один.
Женщина номер два. Эта вообще Фем-Фаталь. На мой взгляд лучшая картина выставки.
Много женщин
В этой картине - весь Париж того времени
Любой разговор о такой выставке должен включать в себя хотя бы упоминание о главном ее представителе. Автопортрет Марка Шагала.
Монпарнас современный
Нежно любимый мной Роберт Фальк. Париж на его картине напомнил мне почему-то Триест, где я недавно побывал.
Еще один вид, и хватит. Хотите больше - поезжайте на выставку сами)
Для тех, кто забыл как прекрасна наша Хайфа - небольшое напоминание.
Едем дальше - на японскую выставку в музей Тикотина.
Выставка организована японским посольством в Израиле в честь шестидесятилетия налаживания дипломатических отношений между Израилем и Японией.
В Японии кроме писателей Харуки Мураками (между прочим главного претендента на Нобелевскую премю по литературе в этом году - всем дружно скрестить пальцы) и Рю Мураками, есть еще один Мураками - художник Такаши Мураками, также необычайно талантливый. Одна из его работ:
На этой картине, как и на многих других, отражается вся суть современной Японии, и критика на общество в ней, которое поддалось глобализации, и чрезмерному американскому влиянию, культуре потребления и проч. Зверька, по имени Доб придумал сам Такаши Мураками. Невооруженным взглядом видно, что это эдакая пародия на диснеевского Микки Мауса. Только если старый добрый Микки является символом добра, Голливуда и его идеалов, то у Доба звериный оскал, молния вместо хвоста, сумасшедшие глаза, и вообще он как-то недружелюбен. Плоскость и яркий красный свет добавляет к негативному восприятию отражаемой художником реальности.
Это работа Мотохико Одани. На первый взгляд - молодая девушка, эталон японской красоты (правильный овал лица, очень белая кожа, черные волосы). Однако на ноге у нее протез. на голове сидит бабочка - символ недолговечности. Бабочка у меня лично ассоциируется с хайку самого великого японского автора - Мацуо Басё:
Жадно пьет нектар
Бабочка-однодневка.
Осенний вечер.
Вокруг девушки грибы - может быть ядовитые мухоморы, а может и вообще "атомные грибы" - символ нападения на Нагасаки и Хиросиму. Так что в этом весьма многослойном объекте также чувствуется критика на современную Японию. Больше рассуждать не буду, опять таки - приходите, слушайте гида, она рассказывала очень интересно, и уж точно объяснит все лучше меня. А мы перейдем в третий музей.
Не помню имени художника, но идея ясна - эти костюмы нам понадобятся после ядерной войны. Кстати сам художник отправился в свое время в Чернобыль после взрыва АЭС, и сделал оттуда ряд фотографий.
А вот и сам шлем-скафандр, в котором художнега занесло в края радиоактивные
Дальше идет серия фантасмагорических-сюрреалистических-футуристических рисунков, от которых у меня лично сорвало башню.
Художник - Таданори Юкоо. Обратили внимание на Христа в углу картины?
А это - перенесенная в Японию Венеция. Дальше вообще идут картины, идеально подходящие для иллюстраций книжек Sci-Fi. Какого-нибудь Азимова например, или тех же братьев Стругацких.
Есть еще много таких, не менее обезбашенных и захватывающих. Дальше впрочем еще веселее)
Это еще самый умиротворенный. В общем нравится мне современное японское искусство.
Триптих. Художник Изуми Като. Название мое, потому что две тени, если кто не вогнал.
Ну и закончим самым крутым - творением женщины по имени Яуи Кусама. Она уже много лет живет и творит в сумасшедшем доме. Весь мир видится ей в вот таких вот разноцветных кружочках. Если картины просто срывают башню, то эта комната уносит ее напрочь. Так что вперед) - выставки того стоят.