Как всякий хороший еврей, я полон иррациональных страхов. Я боюсь высоты, темноты, воды, смерти, и прочих радостей, который отлично описали в многочисленных книгах и фильмах Вуди Аллен, Филип Рот, Говард Джейкобсон и другие. Тем не менее это не мешает мне что в Израиле, что за границей карабкаться на всякие горы, башни и другие спиралевые ужаснахи
Церковь, о которой идет речь - Церковь Христа Спасителя (Church of our Saviour, или Vor Frelsers Kirke)
Примечательна она своим шпилем, асолютно открытым мировому пространству. Явно не для страдающих желудком, мочевым пузырем, слабыми нервами, и вообще не для людей с неустойчивой психикой. И уж точно не для тех, у кого боязнь высоты (ваш покорный слуга).
Сие великолепное творение спроектировал знаменитый архитектор самоучка Лауриц Де Тура - этот шпиль стал его магнум опусом. Дяденька покурил конкретно запрещенных препаратов, начал так сказать строить, а потом до него дошло, что ступени лестницы идут в анти-сторону - против часовой стрелки. Дальше существует большое количество легенд по этому поводу.
Главная легенда гласит, что осознав свою ошибку, и поняв, что ступени лестницы идут не в ту сторону, Лауриц де Тура поднялся на самую вершину шпиля, и сиганул оттуда вниз головой, таким образом покончив жизнь самоубийством. Но это всего лишь городская страшилка, так как архитектор умер семь лет после окончания строительства церкви в собственной постели.
Другая легенда сообщает нам, что идея совсем не нова, и что Лауриц позаимствовал ее у великого Борромини, который таким образом построил шпиль церкви Сан-Иво алла Сапиенца в Риме.
(Фото шпиля римской церкви из Википедии). Более современная легенда (угадайте чья), гласит, что когда архитектор осознал свою ошибку, он сначала немного понервничал, а потом покурив еще немного той самой отменной травы решил, ну а хули - у всех так, а у меня наоборот. Станет этот шпиль особенным, и в этом будет его фича. Вдобавок так все равно гораздо прикольнее и страшнее.
На этой фотке хорошо видно тот самый мост Оресунн, который соединяет Данию и Швецию, и по которому переправляются из Копенгагена в Мальме. Я лично проехался по нему дважды - на автобусе и на поезде. На автобусе прикольней, ибо поезда идут на более нижнем ярусе и нифига кроме моря не видно. Однако вернемся, так сказать, к страшноцеркви.
В общем подьем по спиралевому шпилю прямо под открытым небом и так удовольствие малоприятное, мягко говоря. А из-за этой фичи, что ступеньки идут не в ту сторону, так вообще сюрреализм какой-то. Причем подыматься еще ничего, а вот когда спускаешься, ощущение, как будто ты просто идешь в воздухе, и вокруг тебя ничего нет. Причем следует смотреть вниз, чтобы видеть ступеньки, а вот это как раз тем, кто боиться высоты делать не стоит. Так что веселье, было еще то). Честно признаюсь, что до самого верха я не дошел, но и того что покорил мне было достаточно, чтобы мысленно наградить себя медалью за отвагу и храбрость. Кстати в прошлом посте я упоминал, что скандинавские страны - лидеры в архитектуре а-ля модерн - на этой фотке можно увидеть любопытное здание. К сожалению я до него не дошел, поэтому не знаю, что именно в нем находится. А вот оно сблизи.
На фотке №3 кстати можно увидеть (кроме здания оперы и мраморной церкви, о которой речь пойдет в дальнейшем, вход в гавань Копенгагена, где также планируется абсолютно прекрасный модерн проект двух зданий, которые "протягивают руку друг другу". Выглядеть это будет примерно так:
Ну а теперь хватит грузить вас моими архитектурными пристрастиями. Сойдя с церкви, я решил, что моим нервам нужно успокоительное. Слава всем богам, оно было неподалеку, ибо по иронии судьбы (а может быть и нет) церковь Христа Спасителя и ее укуренный шпиль находятся в районе хиппанов, хипстеров и всех других отбросов общества (то есть самых прекрасных людей на земле) - Кристиании.
Неофициально "свободный город" Кристиания вообще отделился от Копенгагена, провозгласил независимость, имеет собственную муниципальную структуру, которая и управляет кварталом. В нем проживает 850 жителей, и полчища туристов, которые тусуются там круглосуточно (а многие и проживают в палатках или барраках, когда это позволяет климат).
В Кристиании спокойно можно купить легкие наркотики - этакий мини-амстердам. Несмотря на открытую торговлю, жители квартала очень вежливые и приветливые, но тем не менее ревносто охраняют свой частный уклад жизни, и свою свободу. Например фотографировать в Кристиании строго запрещается, поэтому я сделал всего несколько кадров, и только там, где это было разрешено.
Как видно, возле этого дома стоит знак - фото ок). В Кристиании были свои проблемы - например стрельба и своды счетов между группировками в борьбе за рынок торговли марихуаной. Время от времени вмешивается полиция и правительство и прикрывают лавочку, но потом вожжи отпускаются, и все возвращается на круги своя.
Тем не менее, несмотря на неприглядность района, это одно из самых безопасных мест в городе. Даже в веернее и ночное время (а я именно тогда там и был) можно совершенно не боясь разгуливать в мрачных улочках, между барраками, абсолютно ничего не опасаясь.
Естесственно, в Кристиании полно всяких скульптур, граффити, и альтернативных музеев - есть даже "Национальная галерея Кристиании", с явной насмешкой над главной Национальной галереей Дании, о которой пойдет речь в следующем посте.
Кое-где я все-таки фотографировал. Это всерху над главным полигоном пабов Кристиании. Цены там, к слову сказать, туристические, так что все не настолько юзер-френдли, как хотелось бы)
А вот и наша стррашноцерковь Христа Спасителя, из Кристиании.
Как-то тяжело после Кристиании делать переход обратно, но поскольку я не хочу делать двадцать постов про Копенгаген, расскажу вкратце, что я еще видел, и что осталось за бортом успевания. Как я уже говорил, столица Дании не в меру хаотична, и только в центре Копенгагена насчитыватся четыре замка, лучший, по моему мнению и обязательный к посещению - замок Розенборг.
Честно сказать, замки обычно меня откровенно утомляют. Все эти: "тут король подписывал бумаги", "тут королева почивала", "здесь принцесса справляла свой утренний туалет" навевают на меня тоску и скуку. Шённбрунн меня вогнал в меланхолию, в Версале было слишком много людей, а Петергоф поразил только снаружи. Но Розенборг неожиданно оказался приятным развлечением.
В замке было красиво и уютно. Золотая комната, мраморная комната, комната, вся обложенная плиткой. В общем было на что посмотреть. Были и всякие украшения, от которых я обычно сбегаю, как от диавола.
Еще одно фотко, просто потому что оно мне нравится.
Дворец Кристианборг
Вот тут его пожалуй видно получше. Рядом - Борсен, знаменитое здание биржи.
В Кристианборг я тоже зашел, но там мне не особо понравилось. Отмечу только, что его башня (купол) - самая высокая в Копенгагене, что-то в районе 103 метров. Ее сейчас реставрируют, и там планируют открыть кафе. Вид обещает быть великолепным, так что может стоит и зайти. Ну а мы переходим к следующему замку - Амалиенборг.
В него я уже не пошел - надоело. Рядом находится прикольная мраморная церковь.
Следующий кадр - ратуша Копенгагена.
На ратушу тоже можно забраться наверх, но и этого счастья мне уже хватило) Рядом со строением (кроме знаменитых дракончегофф и дующих в шофар викингофф) - памятник величайшему сказочнику Гансу Христиану Андерсену.
Ирония заключается в том, что когда стоили парк развлечений Тиволи - самый к слову древний парк подобного рода в Европе - Андерсен был самым ярым его противником. Парк, само собой построили все равно, заявив, что Андерсен просто бурчун и угрюман. А теперь памятник обращен лицом к Тиволи, и несчастный сказочник вынужден до скончания веков лицезреть столь ненавистное ему творение.
Ну и напоследок - площадь на Строгет, сердце города. Именно здесь почему-то происходит главный тусняк.
К сожалению нельзя объять необъятное. Великолепная Gruntvig's Church, мини-город Фредриксберг с его собственным замком и ратушей, кладбище, где похоронены в том числе Андерсен и Кьеркегор, и многое другое осталось за бортом. Может это причина вернуться в Копенгаген. На самом деле город того заслуживает.