Скандинавия вообще славится зданиями и постройками в стиле модерн, но этот музей - особый случай. Такой правильной планировки и гармоничного сочетания искусства, природы и развлечений (включая вкусовые) - я не припомню. Ну и вдобавок - одна из лучших выставок, которых мне довелось повидать в своей жизни (а я был и в Лувре, и в Метрополитене и в Эрмитаже). Итак - Louisiana art museum в никому не известном городе Хумлебаек, и выставка "Автопортреты".
Городок, или даже можно сказать деревушка Хумлебаек находится в получасе езды на поезде от Копенгагена -
http://lorien22.livejournal.com/196410.html, и в десяти минутах от Хельсингёра (Эльсинора) -
http://lorien22.livejournal.com/202951.html. В Хумлебаеке кроме музея достопримечательностей вроде как нет. Потому выходишь на вокзале, и сразу указатель - как идти в Луизиану)
В "нормальных" странах в гаражах паркуют машины. В Дании - Лодки)
Подходим к музею
Я пришел задолго до открытия, но уже у входа ждали люди
Напротив музея выстроились весьма и весьма уютные и красочные домики
Саму выставку "Автопортреты" было запрещено фотографировать, но я к своему стыду (это действительно один из немногих раз, что мне жалко нарушать запрет) должен признаться, что снимки я все равно сделал. Уж слишком потрясающая была выставка.
Итак, первый автопортрет - Пабло Пикассо. Эту картину я видел в музее Пикассо в Барселоне, и у меня есть оттуда фотография, так что по крайней мере в этом случае я имею полное право представить кадр на обозрение публики. Дальше уже к сожалению все снято "с бедра".
Марк Ротко, знаменитый "русский американец". Поскольку он в основном рисовал, скажем вежливо, квадраты (которые сейчас продаются за десятки миллионов долларов), то этот автопортрет - один из немногих - имеет особую ценность. Кстати уже будучи в преклонном возрасте и на самом пике славы Ротко пережил тяжелый кризис, и покончил жизнь самоубийством.
Наш человек - Феликс Нуссбаум, работавший в стиле "Новая предметность", к которому в литературе принадлежали такие гении как мой любимый писатель Альфред Дёблин и недавно обретший невероятную в Израиле популярность Ганс Фаллада. Нуссбаум рисовал автопортреты в концлагере (ума не приложу, как эти картины "выжили"), и там же и погиб - в Освенциме в 1944 году.
Эмиль Нольде. О нем я уже писал -
http://lorien22.livejournal.com/196998.html - но повторение, как говорят, мать: убежденный в превосходстве германского искусства, художник в 1934 году вступил в ряды нацистской партии. Однако его творчество было признано "дегенеративным". Более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью - уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся художник уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели, назвав их впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей.
Эта картина вам наверное уже чуть известна, ибо служит вашему покорному слуге юзерпиком уже некоторое время. А вот еще одна - того же аффтара.
Еще один из великих. Сразу три
Следующий Пит Мондриан. Он тоже любил рисовать квадратики и прочий минимализм (кстати самая знаменитая его картина находитсяв Тель-Авивском музее), но тут вполне реалистичный его автопортрет, причем на фоне собственных работ. Таким образом Мондриан отдает честь старым голландским мастерам, и их традициям рисовать автопортреты, а также он подчеркивает свой собственный статус живописца, имеющего право встать в один ряд с Рембрандтом, Брейгелем и другими.
Еще одна из моих самых любимых. Я уже годами мечтаю попасть в ее голубой дом-музей в Канкуне.
Следующий портрет - раз уж мы в Дании - главного датского художника Йенса Виллумсена. Живописец нарисовал себя по случаю своего 70-летия. Несмотря на почтенный возраст, успех и почет, художник изобразил себя на красном фоне, перед пустым холстом - символ страха перед неведомым и смертью, а также отмечая своего рода "писательский блок". Менять стиль художнику в таком возрасте уже поздно, а в старом стиле он себя исчерпал. Остался известный вопрос Чернышевского - что делать дальше?
Немного отвлечемся от искусства, и выйдем наружу - полюбуемся скульптурами.
И видом на пролив Эресунн
Обратно к автопортретам. Еще один мой любимец - Джорджио ди Кирико. С матерью.
Раз уж мы перешли к сюрреалистам - мой нелюбимец Жоан Миро.
Ну а без него никак нельзя - Сальвадор Дали
Возвращаемся к евреям - Рихард Герштль.
К сожалению Герштль проявить свой талант практически не успел - он был безумно влюблен в жену другого легендарного еврея, композитора Шёнберга. В какой то момент они даже убежали вместе, но потом женщину загрызла совесть, и она вренулась к мужу. А Герштль не выдержав разлуки покончил жизнь самоубийством. Ну а теперь еще один еврей, и все.
Хаим Сутин. Кстати - поймут когда-нибудь в израильских музеях, что Сутин не из России и не из Литвы, а есть такая страна - Беларусь называется. Оттуда родом между прочим (кроме меня) еще и Марк Шагал.
Резкий переход от евреев к не-совсем евреям - Энсуорт Келли.
Американский живописец изобразил себя этаким "реднеком" в рабочей рубашке. В руках у него терновый венец - намек на Христа. Думаю разъяснения излишни. Ну а теперь - самый главный автопортрет!!
Кроме выставки "автопортреты", парка скульптур и выхода к проливу Эресунн, была еще выставка современной архитектуры (которая заслуживает отдельного поста, и может быть я еще заставлю вас это лицезреть и читать), забавная комнатка со спецэффектами.
А также ресторан, в котором специально готовит шеф-повар.
Еще раз отмечу - не простое кафе, нде с тебя берут 70 шекелей за чашку эспрессо, а шеф-повар. Есть буффет, по принципу "ешь сколько хочешь", и в нем десяток блюд - филе лосося, гороховый суп (я вообще не ем горох, но этого супа умял три тарелки, и съел бы еще, но надо было набить брюхо другими явствами, и я боялся, что места не хватит), иерусалимский артишок (что иронично, ибо я был в Дании), маринованная селедка, стандартные курица и картошка, и еще разные лакомства. Стоило все это удовольствие 80 шекелей. Так что пусть не рассказывают вам баек про "дороговизну страшную и ужасную".
Ну а эта фотография мне просто нравится. на мой взгляд - лучшая, что я сделал в этом путешествии, и именно она и будет последней.
Это был мой заключительный день в Скандинавии. Я с большим трудом заставил себя уехать из Луизианы, и чуть не опоздал на самолет. Кстати в Копенгагене нет чек-ина. Подходишь, набираешь номер электронного билета, кидаешь в специальное отделение багаж, и пошел. Ровно полминуты делофф. Жалко у нас нельзя сделать подобное из-за соображений безопасности. На этом приключение оканчивается. Спасибо всем, кто терпел мои нескончаемые посты про "дома", "картины" "музеи" и прочую непотребщину, как заявил мне один из моих друзей.