О Рамле - городе в самом центре Израиля - ходят разные слухи. В основном - что это нищий, коррумпированный город, заселенный арабами и восточными евреями, в котором вдобавок враждуют разные мафиозные кланы. Что мэра Йоэля Лави, находящегося "у руля" уже более двадцати лет не интересует ничего кроме женского баскетбола, а город, где царит незаконное строительство, за время его тирании окончательно превратился в помойку и притон для наркоторговцев. Недавно вдруг к Рамле ненадолго вернулась былая слава и его заполонили толпы туристов, после того как было обнаружено, что на городском кладюище похоронен Гарри Поттер, однако эти волнения быстро улеглись, а осталось былое мнение, что город, несмотря на его старинные достопримечательности и славную историю следует объезжать стороной. В сущности я так и поступал последние лет десять, после того как перестал проезжать через Рамле каждый день по дороге на армейскую базу. Однако в итоге любопытство, которые, как известно, сгубило немало кошек, пересилило, и я отправился посмотреть, что все-таки там происходит.
Рамле - старинный город, основанный в VIII веке (если быть точным - в 716 году) халифом Сулейманом ибн Абдул-Маликом из династии Омейядов, про которую я писал совсем недавно -
http://lorien22.livejournal.com/272099.html. В Хурват Миним, про которую я писал в том посте, находятся громадные и красивые развалины арабского дворца, который в том же восьмом веке построил старший брат Сулеймана Валид. Этим же халифатом построен любимый всеми нами знаменитый Купол Скалы в Иерусалиме и не менее знаменитая Мечеть Омейядов или Большая Мечеть в Дамаске - одна из крупнейших и самых старых мечетей в мире. Поскольку в Дамаск я, увы, никак попасть не могу (разве что на танке, но пока это не разрешается вышестоящими) - то покажу фото, украденное из Википедии, на которое я уже долгое время пускаю слюни, как собака из эксперимента академика Павлова.
Сулейман планировал перенести в Рамле столицу Палестины из близлежащей Лидды (сегодня город Лод). В ходе его правления здесь построили крепостные стены, рынок и большую Белую Мечеть, от которой сохранился только 27-метровый минарет, в наши дни носящий название "Белая башня", который был достоен в XIII веке султаном мамлюков Бейбарсом аль-Бундукдари. Этот Бейбарс в наших краях личность легендарная - именно он завоевал крепость крестоносцев под названием Castellum Regis ("Королевская крепость") в Миилии -
http://lorien22.livejournal.com/271468.html, построил мечеть Наби Муса -
http://lorien22.livejournal.com/264745.html, и в общем добился того, что его имя обширно увековечили на камне, находящемся в наши дни в крепости Нимрод -
http://lorien22.livejournal.com/212788.html (причем имя занимает две трети всей надписи). Однако не будем отвлекаться, и войдем в комплекс Белой Мечети.
Точное имя мечети Джамма Арбаин аль-Муаджи - Мечеть сорока воинов Мухаммада, которые, по слухам были похоронены здесь, на территории мечети. Христианская религия утверждает, что здесь похоронены сорок мартиров из турецкого Сиваса. Название "Белая мечеть" впервые упомянуто в хрониках средневекого арабского географа с прекрасным именем Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад аль-Мукаддаси. Мечеть не раз рузрушалась землетрясениями - в 1033 и 1068 годах, а также в эпоху крестоносцев, однако ее каждый раз отстраивали заново, и со временем, как я уже писал выше, пристроили минарет, получивший название "Белая Башня". Именно он и определяет в наши дни пейзаж города.
Раньше на башню можно было забраться в любое время, теперь она открыта в строго определенные часы, поэтому пейзажом с высоты нам сегодня полюбоваться не придется. Что может быть и к лучшему, так как я боюсь высоты)
Увы, в наши дни территория мечети абсолютно заброшена и неухожена, что у меня лично вызвает большую злость, поскольку даже по немногих сохранившимся останкам можно понять, насколько монументальным было это место в прошлом.
Почему не прибрать здесь и не устроить какой-нибудь парк для туристов или даже просто для жителей города - неясно совершенно.
Красивый камень
Здесь находятся и подземные помещения, служившие водохранилищами.
Они заперты, однако настоящим первопроходимцам замки не помеха, поэтому я перелез в дырку над дверью, и отправился осматривать подземелья. Внутри оно весьма и весьма впечатляет, однако нормальных кадров из-за темноты сделать не удалось. Тем не менее был обнаружен любопытный орнамент над одной из арок и два синих льва по бокам.
Когда мы вылезли наверх нас засекли два местных жителя, которые рассказали нам, что когда-то эти подземелья шли от Рамле до Яффо (как мы видим, копать туннели арабы умели всегда), и по ним можно было плавать на лодке - что и делали в старину, когда город подвергали осаде. Вы представляете себе, какой туристической аттракцией это могло бы стать, если бы кто-то занялся этим?? А то все знают несчастные Брихат ха-Кшатот (арочный бассейн Св. Елены, который, как я понимаю, тоже прикрыли), а тут - такое сокровище под ногами и всем пофиг. Ну не обидно?
Еще они рассказали нам про могилу "имама", как я понял, Наби Салаха. Про мэра Рамле они тоже нехило высказались. Приводить здесь не буду - цензура запрещает.
Раньше эта могила была местом паломничества для тысяч мусульман, сейчас могила стоит заброшенной как и вся остальная территория Белой Мечети. Обидно не менее, с другой стороны я представляю себе, как происходило бы в современном Израиле паломничество в Рамле тысяч мусульман из дружелюбных нам стран)
Вдалеке (относительно) мы увидели еще одну главную достопримечательность Рамле - францисканский монастырь Св. Никодима, и немедленно к нему отправились.
Любопытно, что также церковь называют монастырем Иосифа Аримафейского. История этого иудейского старейшина получила распространение благодаря легенде о Святом Граале - чаше, в которую Иосиф собирает кровь Христа. Также именно Иосиф Аримафейский передал Копье Лонгина "Королю-Рыболову".
В монастырь нас, как и в Белую Башню, не пустили, поэтому пришлось любоваться им снаружи. А жаль, так как внутри монастыря находится так называемая "комната Наполеона", в которой будущий император остановился в 1799 году. Впрочем снаружи монастырь тоже неплохо смотрится своей ослепляющей белизной. Не так внушительно, как церковь в Фассуте (см. ссылку выше на Миилию) или в Триесте -
http://lorien22.livejournal.com/186274.html, фигурировавшую в моих странных Дали-снах, но тоже вполне доставляет.
А дальше начался типичный Рамле, который доставил четь меньше. Прямо у монастыря кто-то развесил свое белье
Контрастэ, однако
Я понимаю, что рядом с монастырем "жилые дома", но почему такие страшные хибары и горы мусора??
Но хотя бы я обнаружил рядом любопытное искусство
Вот такая вот скульптура беременной камнем женщины. На заднем плане можно узреть птичко, а под ней валяется еще одна проволочная скульпутра, похоже мужчины. Все это прямо во вдоре чьих-то жилых хором.
Отходим от монастыря. Типичная улица старого Рамле. Ужаснах нервно курит в углу.
Жилой дворег. Девочки правда были очень дружелюбные и с удовольствием поделились информацией про окрестные достопримечательности.
Еще одна церковь
А эта церковь удачно вписалась в магазинный ряд. Здесь продают очень вкусный кнафэ, не хуже чем в Нацерете -
http://lorien22.livejournal.com/234752.html, лукум, о качестве которого мне пока не доложили (сам я лукум не ем), а напротив - отличный хумус у Самира.
Еще Рамле знаменит на весь Израиль своим рынком - особенно по средам. Мы подошли к самому закрытию, да и вообще я не любитель рынков, но одну фотографию все-же покажу. "короли велосипедов" и "короли наргилы (кальянов). В Рамле, короче, все короли.
Очевидно поэтому никто улицы не убирает... и здания не реставрирует...
Но хотя бы мусорки есть. Мусор правда заботливо складывают рядом)
Большая мечеть Рамле
Поскольку уже темнело можно было сделать красивый кадр. Полумесяц и полумесяц однако!
Возвращаясь к христианским реалиям - Рождество уже прошло, но город все еще украшен к событию
В окнах тоже настрой рождественский
Мы дождались пока стемнело, чтобы увидеть подсвеченную елочку. Фассуты, Миилии и Джиша нам не хватило - хотелось еще немного новогодней атмосферы...
Если попытаться как-то подвечти черту под впечатлениями, то они своеобразные... С одной стороны грязь, мусор, ужас и недоумение. С другой стороны - Рамле не оставил удручающей тяжести в груди как Тверия (о которой я скоро тоже напишу). Люди здесь очень дружелюбные и приятные, и атмосфера в основном приятная. Чувствуется какая-то особенность - очевидно старина все-таки накладывает на камни свой отпечаток.
А вы как считаете?