О древнем еврейском городе Сусия, находящемся неподалеку от Хеврона, я узнал сравнительно недавно. Долгое время я вообще думал, что речь идет о Сусите или Гиппосе - древнем городе в Восточной Галилее. Когда же я понял, что речь идет не об этом, а об абсолютно уникальном и практически неизвестном месте - то загорелся, и решил немедленно поехать. Я даже включил его в свой список мест, которые больше всего хочу посетить под номером два - выше стоял только Йерихон. Высокий рейтинг, как выяснилось, был абсолютно заслуженным - Сусия, как минимум в моих глазах - это абсолютно потрясающее место, которых заслуживает любых восторженных эпитетов в свой адрес. Ну а теперь - на прогулку.
![](https://farm9.staticflickr.com/8716/16697084479_3fdc07b209_b.jpg)
![](https://farm9.staticflickr.com/8734/16883258575_919fd26f4b_b.jpg)
Раз уж мы о списке желаемого -
http://lorien22.livejournal.com/239310.html. Карта неплохо заштриховывается, и скоро уже будет тяжело придумать новые места для посещения) Однако не отвлекаемся, и входим на полигон. Кассир долго жаловался, что денег на раскопки нет, да и количество туристов напрягает, но так называемый центр для посетителей выглядит неплохо - явно недавно построили. Есть даже кафетерия, сувенирный магазин и вино Ятир - для тех, кому лень ехать в находящуюся неподалеку винодельню)
Сусия была большим еврейским поселением, сформировавшимся где-то 200 лет после восстания Бар-Кохвы. Своего пика в развитии город достиг в конце византийской эпохи и начале древней арабской эпохи. Тем не менее Сусия не упоминается не в литературе Хазаля, то есть в эпоху Талмуда, не в ономастиконе Евсевия Кейсарийского, римского историка и отца церковной истории. Я долго пытался вспомнить, откуда имя этого Евсевия кажется мне знакомым, и в итоге меня осенило - я уже писал про него, когда рассказывал про древний черный город Коразим на севере страны -
http://lorien22.livejournal.com/272099.html. В ономастиконе Евсевий упоминает Коразим как город развалин, который евреи покинули, поскольку он был проклят. Сусию евреи в итоге тоже покинули, но по другим причинам.
После разрушения Второго храма, подавления еврейских восстаний, и "поколения Явне", центром еврейской жизни стала община. На смену семейной жизни в домах-фермах пришли большие сельскохозяйственные поселения и организованные города. Сусия - хороший пример этому изменению - мы видим здесь целые улицы и улочки, разделения между общественными и жилыми зданиями, частные и общественные миквы (всего в Сусии их уже обнаружили более тридцати!), и самое главное - синагога. К ней мы сейчас и отправимся.
По дороге сразу встречаются любопытные "ямы". То ли это могила, то ли жилой дом, то ли маслодавильня - к сожалению чукча не археолог, поэтому с точностью утверждать не берусь.
Немного в стороне мы видим целый жилой район. Тут и миквы, и подземные цистерны-колодцы, и жилые "дома-пещеры".
В Сусие есть целая сеть подземных домов-пещер - их тут огромное количество. Точно не установлено, почему большинство жителей предпочитало жить под землей, но есть этому факту два основных объяснения: либо люди таким образом укрывались от жестокой погоды (все-таки пустыня), либо укрывались от врагов, и таким образом им было легче защищать свои жилища от нежеланных гостей. О пещерах я еще расскажу подробнее чуть позже, а сейчас мы свернем на главную улицу, и подойдем к главной достопримечательности древнего еврейского города - синагоге.
Синагога была культурным центром для жителей Сусии. С ней была связана вся общественная жизнь города, рядом была школа и здание для собраний-конференций. Жители вкладывали очень много денег в строительство синагоги и обслуживание здания.
Как всегда попытка сделать не-оригинальный но артистический кадрэ
Как мы видим, синагога богато орнаментирована, скажем так. Что любопытно - я всегда думал, что арки - это арабская тема и влияние. Но вроде как синагога была построена раньше, так что очевидно в данном случае дело не в этом.
Синагога в Сусие далеко не единственная древняя синагога в регионе. Есть синагоги в Аштамоа (в наши дни это арабская деревня Ас-Самоа, и попасть туда можно, увы, только с разрешения армии раз в...), в Маоне, Аним, и еще в разных поселках неподалеку, всего пять штук. Расположение синаоги в Сусие придает ей не только духовное, но и стратегическое значение, так она находится на холме, а ее стены были толщиной около трех метров - то есть при желании она могла служить своего рода крепостью для защиты жителей города (в синагогу, кстати, вел один из пещерных туннелей, которые жители планировали использовать или использовали в случае нападения на город).
Центральный зал синагоги. Слева в древние времена стояла "бима", возвышенное место в центре. Восстановленый макет можно увидеть целиком в Музее Израиля. Я как раз там недавно был, поэтому могу предоставить фото)
Вот так это выглядело тогда. Ну а теперь переходим к мозаике
Центральная часть мозаики - две меноры обрамляют синагогальный ковчег в центре. Внизу другие еврейские символы - лулав (как это по русски без понятия), этрог или цитрон, махта (орудие труда, предназначенное для переноса углей с места на место), и вроде как шофар.
Ниже мы видим круг знаков зодиака, что удивляет, поскольку это вроде как языческие смиволы. Впрочем подобное мы уже встречали в древней синагоге в Бейт Альфе -
http://lorien22.livejournal.com/260909.html, из чего можно заключить, что евреи, все-таки так же были подвержены влиянию снаружи, как и другие народы.
Сохранилась мозаика не то, чтобы очень, но все равно впечатляет
Дальше мозаика сохраниласб еще хуже, но видно хвост какого-то животного и буквы אל (эль). Археологи предполагают что речь идет о льве, и мозаика изображает Даниила (Даниэля) в логове льва.
Сохранились и обрывки надписи в честь кого-то, чьи личности установлены не были)
В южной части зато мозаика сохранилась хорошо, включая надпись, восхваляющая какого-то раввина Йоханана - писателя, сына раввина-первосвященника Иси)
Копия этой мозаики, кстати, находится в Музее Доброго Самаритянина -
http://lorien22.livejournal.com/276722.html, что радует по многим причинам. Во-первых в Музее мозаик всего три копии, и это подчеркивает важность Сусии, а во-вторых в Музей Доброго Самаритянина свозили все мозаики со спорных территорий, чтобы спасти их в дальшейшем от разрушения или перехода в другие руки, когда эти территории отдадут. Это очевидно означает, что на землю, на которой находится Сусия, наши двоюродные друзья не претендуют и это не может не радовать. Хотя один из оригиналов мозаики с синагоги все таки находится в Добром Самаритянине, и пейзаж вокруг Сусии явно указывает на то, что территории тут вряд-ли наши.
Если кто не знает, это - Хеврон. Отсюда он вполне себе красив.
В Хевроне я кстати тоже как-то был -
http://lorien22.livejournal.com/174003.html. Изнутри он тоже красив, хотя и мрачен по понятным обстоятельствам. Ну а мы покинем синагогу и начнем прогулку по самой Сусии.
Все вокруг цветет. Весна, однако
Здесь мы видим что-то похожее на останки дома. Так что сусийцы жили и на земле, а не только под ней)
Хотя в основном тут все-таки подземные пещеры
В неимоверных количествах
Вдалеке за древним домом виднеется крыша уже полюбившейся нам синагоги
Она прямо как Собор парижской богоматери (да не обидит никого это сравнение) - ее можно фотографировать с любого ракурса
Общий пейзаж
Кстати, если вы присмотритесь, справа вы увидите любопытную пещеру
Подземный туннель этой пещеры ведет во вдор синагоги, и ее предназначение было предоставить своего рода убежище - то есть возможность сбежать в случае нападения врагов. Если вы взяли с собой фонарик и не страдаете радикулитом - очень рекомендую там полазить, незабываемое ощущение. Сразу понимаешь, что копать туннели умели уже давно и не только наши двоюродные. Ну а пока еще немного пещер.
И каменных пейзажей
И пещер
И каменных пейзажей. Камни в правом углу напомнили мне пирамиду в Хурват Мадрас, единственную в своем роде пирамиду в Израиле -
http://lorien22.livejournal.com/277788.html
И пещер
Над пещерой справа видно каменную ванночку, наподобие которой есть в Нимроде -
http://lorien22.livejournal.com/212788.html. В нее еще все любят усаживаться и фотографироваться, но я со временем перестал делать селфи-шмелфи. Поэтому - еще каменных пейзажей)
Останки какого-то крупного здания
Немного общего вида на главную улицу древнего города
Чтобы немного разнообразить каменные пейзажи - когда мы возвращались по главной улице к выходу, мы встретили черепаху) К слову, слухи о медлительности этих животных явно преувеличены. То ли она почуяла во мне недружелюно настроенного гомосапиенса, то ли просто куда-то спешила по своим делам - в общем передвигалась она с такой скоростью, что мне дважды приходилось ее поднимать и возвращать на место, чтобы успеть сделать кадр.
Еще один жилой квартал Сусии. Тут во множестве находятся колодцы, миквы и жилые дома
Тоже в своем большинстве под землей
Немного о сооружениях внутри пещер - вот какой-то странных гроб
А это, очевидно, просто могила
С этого "квартала" тоже открывается неплохой вид на синагогу
Впрочем, как я уже сказал, ее можно фотографировать с любого ракурса
В одной из пещер переоборудованной под туристический центр (там самообслуживание, так что имейте ввиду), показывают неплохой фильм про Сусию, есть и на русском языке, так что имейте ввиду. Если подвести итоги - мой папа, который стал моим спутником в этой поездке долго возмущался отсутствием туристов и прекращением раскопок в Сусие. Я его хорошо понимаю и разделяю возмущение. Ясно, что место живет за счет проводящихся на его территории различным мероприятий - свадьб и наверное концертов, но все-же вклад в это место явно не помешал бы. Тем более что добраться досюда все-таки не так сложно (уж если даже мой папа, у которого слова "арабы" и "спорные территории" вызывают тяжелое отторжение, согласился сюда поехать - то любой может). А место на мой взгляд потрясающее, и безусловно заслуживает посещения. Так что - вперед.