Вернемся из Исландии и из кровавого Парижа обратно в Израиль. В рамках уик-энда открытых дверей в Иерусалиме я успел побывать в нескольких любопытных местах в Старом городе, обычно закрытых для посещения. Об одном из них - синагоге Тифэрет Исраэль, разрушенную иорданцами во время Войны за Независимость в 1948 году, и в наши дни восстанавливаемую, я бы хотел здесь рассказать. А заодно мы зайдем в неизвестный, но очень качественный археологический музей, посмотрим Сожженный дом семьи первосвященника, и прогуляемся по следам символов, высеченных в камне.
Итак после посещения Абу-Тура и Тантура -
http://lorien22.livejournal.com/304119.html, я отправился в Старый город. В ноябре 2012 года был утвержден проект по восстановлению синагоги Тифэрет Исраэль, и вот, во время «открытых домов» нас запустили показать как продвигается (или не продвигается) вся эта радость. Даже учитывая мое сложное отношение к синагогам, я не мог позволить себе пропустить такое.
Пока что все стоит "в лесах", и даже фасад синагоги - самая красивая ее часть, и практически единственная уцелевшая, закрыта строительным забором. Видно только верхние арки. Кстати, вдохновением для "фасада" послужила древняя синагога в Бараме -
http://lorien22.livejournal.com/268754.html. А вот его "изнанка", так сказать.
Вот так выглядят на данный момент "реставрационные работы" - три года спустя их начала.
Объясняют медленное продвижение тем, что сюда добрались археологи, а где они начинают копать - там уже все сложно. Тем более на территории синагоги Тифэрет Исраэль обнаружили едва ли не десятки культурных слоев (все, кроме римской эпохи, как выяснилось, редкой для Иерусалима), причем один из них кажется эпохи Первого храма, уникальной даже для этого места.
Есть тут какие-то древние бассейны-источники с двух сторон синагоги (увидеть их можно, посмотрев в эту дырку)
Есть и древние миквы
Что самое интересное - судя по виду всех этих "достопримечательностей", сохранять их никто не собирается - даже в случае их неоспоримой уникальности. Зачем тогда надо было тратить столько усилий все это откапывать и исследовать? Не понимаю.
Котик тоже пришел полюбоваться работами. Похоже он недоумеваэ точно как я
Немного истории. Синагога Тифэрет Исраэль была построена в 60-х годах XIX века. Сделка о покупке земли, на которой стоит синагога, была оформлена в рекордные сроки, поскольку на нее уже нацелилась русская православная церковь, планировавшая построить здесь церковь. Царь Николай I, узнав о строительстве синагоги, был сильно разгневал, и, согласно легенде, заявил: «Опять этот еврей меня переиграл» (речь идет о раввине Исраэле Фридмане, пожертвовавшем деньги на покупку земли, в честь которого и названа синагога. Почему опять? - до этого он сбежал из России после того как царь Николай отдал указ о его аресте).
В итоге Россия была вынуждена купить землю за пределами Старого города (сегодня там находится Русское подворье), однако "наши" проблемы с приобретением земли не закончились. На территории будущей синагоги стояла мусульманская гробница шейха Абушуша, которую требовалось «переселить». Только после личного вмешательства императора Франца Иосифа дело сдвинулось с мертвой точки, но все равно строительство заняло более 15 лет (с 1857 по 1872 год). Чувствую реставрировать ее будут примерно столько же.
Ответственным за строительство синагоги был Нисан Бек, который потом был габаем Тифэрет Исраэль до самой смерти в 1899 году. После его смерти синагогу на идише называле Нишан Шуле (школа Нисана) поэтому второе название синагоги - Нисан Бек. Он же и спроектировал здание, черпав вдохновение от находящейся по соседству синагоги Хурва. Правда для сложных инженерных вычислений он пользовался помощью «русского архитектора», который проектировал русское подворье. Вот так она выглядела в свое время.
Еще одна легенда, связанная с синагогой гласит, что когда ее посетил Франц Иосиф в ходе своего ближневосточного турне в 1870 году, он увидел, что у синагоги нет крыши, и спросил почему. Нисан Бек ответил «Синагога сняла кипу в вашу честь, император». Франц Иосиф понял намек, и пожертвовал еще бабла, чтобы евреи могли закончить строительство. Когда крыша была достроена, ее выкрасили в зеленый цвет, что сильно разгневало мусульман (для которых зеленый цвет священный). В 1887 году барон Ротшильд, желая наладаить отношения между евреями и мусульманами в Старом городе, послал Нисану Беку деньги с просьбой перекрасить крышу синагоги Тефэрет Исраэль. Крышу вроде как перекрасили, а вот насчет отношений... ну вы сами знаете, пожалуй.
Еще один любопытный исторический кадр. Тифэрет Исраэль на заднем плане, а на переднем - синагога Хурва, которую тоже разрушили в ходе Войны за Независимость, и восстановили совсем недавно в 2010 году. Вот так она выглядит сейчас.
Тот, кто показывал нам "реставрационные работы" божественно клялся нам в двух вещах: во-первых, что синагогу отстроют и откроют для посетителей уже в 2017 году (вместе с трамваем очевидно), а во-вторых, после открытия с ней НЕ произойдет то, что произошло с Хурвой. Если кто не знает, что после реставрации Хурвы ее захватила досятская мафия, и попасть в синагогу практически невозможно, даже если хочешь заплатить за это деньги. Раньше надо было заказывать спец-туры в определенные дни, с туристической группой, и тогда в виде огромного одолжения тебе показывали зал для молящихся, а не всю синагогу. В наши дни после большого шума вроде как проникновение в синагогу стало полегче, чем в бункер Бин Ладена в Абботабаде, но все равно требует немалых усилий. Впрочем что-то подобное мне уже устроили, когда я пытался посмотреть Бельзу -
http://lorien22.livejournal.com/278905.html, где у меня за право войти в синагогу потребовали "пожертвование" в сумму 250 шекелей на нужды ничего не делающей в жизни группы ортодоксов. Так что я уже ничему не удивляюсь. А в Хурву я попал когда ее только отстраивали, видел все и сверху и внутри, причем в субботу, разговаривая при этом по пелефону. Так что пусть идут лесом. Но хотелось бы, чтобы эта история не повторилась с Тифэрет Исраэль.
А это наверное самая красочная карта Старого города, которую мне довелось видеть. Еврейский квартал выделен синим, можно легко увидеть и Хурву, и Тифэрет Исраэль, и другие важные здания. Прямо напротив развалин синагоги Тифэрет Исраэль находятся останки Иродианского квартала, в наши дни превращенного в Археологический музей Воль.
Я давно хотел его посетить, и вот наконец выдалась возможность.
Красивые тут мозаики
В основном красочными мозаиками отделывали полы ванных комнат (а стены - не менее красочными фресками).
Мы всегда думаем, что у мозаик было духовно-культурное предназначение, но на самом деле в ход шла простая практика - мозаичный пол делали для того, чтобы в банной комнате не собиралась грязь.
Мозаика тоже была «чистой» и содержала только геометрические формы, поскольку, как известно, евреям нельзя изображать животных или человеческие лица и фигуры.
Еще немного мозаик. "Древняя мозаика", конец эпохи Второго Храма. Была обнаружена под напольной "Мозаикой с меандрами" (ниже на 30 сантиметров), которая заменила оригинал в I веке.
Мне очень нравится вот эта мозаика, рядом с миквой
Про все мозаики можно прочитать в музее
А теперь моя компиляция, и пойдем дальше
Ну а теперь немного о самом музее. Древние развалины Иродианского квартала были обнаружены в ходе раскопок Еврейского квартала Старого города после Шестидневной войны 1967 года. В Археологическом музее Воль можно увидеть останки нескольких домов престижного района (Высший город Иерусалима в эпоху Второго Храма) от времени правления Ирода и до разрушения храма (70 год).
Дальше информация разделяется. В одном месте утверждается, что выставка в музее включает в себя три дома из шести, другая - что пять. Мне удалось собрать следующую информацию о домах Иродианского квартала:
Западный дом - самое западное из зданий. В нем уцелел только подвал. Этаж не служил для жилья, поэтому в нем были обнаружены склады, водные ямы и миквы. Сохранился лестничный пролет, ведущий на верхние этажи.
В одной из банных комнат сохранился мозаичный пол.
Бейт ха-Пристиль - то этого здания уцелело некоторое количество рубчатых столбов, окружавших двор дома. Столбы были на самом деле каменными колоннами, покрытых штукатуркой ву видже мрамора - с целью создать эффект богатства (такой же эффект присущен дворцу Ирода в Мацаде)
Средний дом - от этого дома уцелел траклин (жилая комната), пол которой выложен мозаикой. В этой комнате стояло три дивана, на которых возлегали гости и кушали явятсва со столов, стоящих поблизости. Столы и некоторые глиняные посудины уцелели.
Палатинский особняк (Бейт ха-Мидот) - самый большой дом, размером около 600 кв. м. Его комнаты были богато украшены, а с балкона открывался вид на храм. Построен в стиле, популярном в Помпеях в I веке (так и называется - стиль Помпеи I). В здании обнаружили много глиняной посуды.
А также стеклянный сосуд, сделанный мастером Аньоном из Сидона (таких во всем мире сохранилось всего три!). Я не уверен, что это он, но в любом случае стеклянная посудина справа свидетельствует об уникальном богатстве и статусе жителей квартала. Такие вещи в те времена мог позволить себе только самый привелегированный человек.
Самая уникальная достопримечательность здесь - менора, вынравированная на одной из стен. Это самое древнее изображение меноры, скорей всего сделанное человеком, видевшим в Храме оригинальную менору.
Южный Дом - не был почищен или отреставрирован, с целью показать визитерам аутентичность разрушения комплекса. Здесь можно увидеть "сгоревшую мозаику" на полу, и обгоревшие стены.
Фрески со стен ванных комнат. Тоже обгорели нехило.
В домах Иродианского квартала, жили аристократы, очевидно священники (Коэны) и их семьи. Оформлены в римском и элленистическом стиле - популярные архитектурные движения в эпоху первого века в Иерусалиме. Вот так оно выглядело в общем масштабе
А вот так все это выглядело, когда тут начали копать после Шестидневной войны
Ну а теперь немного археологии
Артефакты эпохи Первого Храма и Хасмонеев
Любопытные черепки. С крестами, например
И сатанистскими звездами
Еще немного символов. Меандр, смахивающий на свастику, христианская рыба и дерево, очевидно с нашего региона.
Фрагмент каменного стола c высеченными на нем рогами изобилия, окружающими гранат. Этот символ был также на монетах Матитьягу Антигонуса, последнего царя эпохи Хасмонеев.
Нога животного из бронзы. Такими "обували" трехногие столы.
Общий вид странных артефактов
Наверху уже упомянутая стеклянная посудина. На средней полке - квадратный "сосуд" с "окнами". Для чего предназначался - неизвестно.
Еще одна непонятная штука со средней полки
На нижней полке - солнечные часы. Неподалеку - еще один непонятно для чего служивший артефакт.
Есть тут и артефакты с эпохи средневековья
А также мусульманской
И оттоманской эпох
Лампа Алладина
Археологический музей Воль был открыт 15 лет назад. Работы в нем продолжаются по сей день. Планируется расширение уже существующих выставок, а также все время идет работа над новыми. В общем если кто случайно не был - рекомендую к посещению. А мы отправляемся в еще один "музей" неподалеку - Бейт-Катрос, или "Сожженный дом".
Бейт-Катрос - название жилого дома эпохи Второго Храма, разрушенного в ходе "Великого пожара", который разрушил весь Иерусалим во время восстания 70-го года. Сожженный дом был обнаружен заново в 1970 году в ходе археологических раскопок, которые активно велись здесь после Шестидневной войны 1967 года.
Дом Катросов был обнаружен 6 метров над уровнем современной улицы Тиферет Исраэль. Из книг Иосифа Флавия (Йосефа Матитьягу) мы знаем, что этот район славился своим богатством, и из-за близости к храму его в основном населяли главные священники.
Это был большой дом, часть которого по прежнему находится под современными домами Еврейского квартала (выкопана только маленькая часть). Тут нашли монеты, отчеканенные в Иудее между 67 и 69 годом (что указывает на дату разрушения дома).
Площадь первого этажа - 55 кв. метров. На нем был двор, четыре комнаты, миква и кухня. Стены дома сохранились до высоты одного метра. Также тут обнаружили большое количество каменных орудий, что свидетельсвует о том, что в доме внимательно следили за ритуальной чистотой (каменные орудия не могут «испачкаться») - это подтверждает, что здесь жила семья коэнов или священников. Также здесь нашли стеклянные формы, содержащие парфюм, из чего можно заключить, что в доме Катросов делали благовония для Храма.
Два уникальных артефакта найденных здесь: рука женщины лет 25 пяти, свидетельствующая о том, что в ходе разрушения Иерусалима римляне отрезали женщине руку, и железное копье, найденное в углу одной из комнат.
Руку женщины я не нашел, поэтому сфотографировал более "традиционные" артефакты)
В общем тоже вполне себе любопытное место. Напоследок пройдем еще немного и выйдем к останкам Широкой Стены.
Широкую стену раскопал в 1970 году археолог профессор Нахман Авигад, кстати родом из Украины. Он же раскопал и Бейт-Катрос, и Археологический музей Воль, и синагог в Бейт-Альфе -
http://lorien22.livejournal.com/260909.html, и Хамат Гадере -
http://lorien22.livejournal.com/282567.html. Он также руководил раскопками в городе мертвых Бейт-Шеарим -
http://lorien22.livejournal.com/241729.html, а если вернуться в Старый город, то кроме мест, упомянутых выше, он также раскопал останки византийской Новой Цервки (Неа) и Кардо.
Кардо - древняя римская улица, длинной в 21 метр, соединявшая Неа с ХГГ. В наши дни она соединяет тупик с очередной Йешивой, но это, пожалуй, единственное место, где я не против. Уж лучше Йешива, чем мечеть.
Однако вернемся к Широкой Стене
Широкая стена дважды упоминается в ТАНАХе (книга Неемии). Была построена в эпоху правления Езекии (VIII век до н.э.) с целью защиты Иерусалима от захватчиков. Длина сохранившегося участка стены 24 метра (всего, как я понял, она была 65 метров), толщина - 7 метров, высота - 3,3 метра.
На следующей фотографии видно отметку, до которой доходила предполагаемая высота стены (нижняя отметка - уровень древней улицы)
На этом прогулка по Старому городу далеко не закончилась (как будто она вообще когда-либо может закончиться), но обо всем остальном - символах в камнях, археологическом парке Офель, Мецудат-Давид и прочее - в следующей части.