Продолжаем гулять по Израилю. На этот раз мы отправимся с вами на глубокий север к самой границе с Ливаном, зайдем в абсолютно неизвестное, закрытое для посещений место, и поймем, откуда для евреев все начиналось.
Начнем мы с очень любопытного места
Называющееся Брит бейн ха-Бтарим. Именно здесь еврейский Бог явился Аврааму, и заключил с ним соглашение о наследии последним земли Израилевой. Почему-то этот альянс происходил между частями рассеченных жертвенных животных, оттуда и название (лебатер = рассекать на иврите)
Место очень пасторальное. Пикантности добавляет то, что это демилитаризованная зона, и попасть сюда можно только с разрешения армии и при ее сопровождении.
А на месте якобы соглашения Бога и Авраама сейчас находится... арабский макам
Нам что-то рассказывали, но как я понял, никто тольком не знает, как он здесь появился, и кто был тут похоронен
Внутри ничего особенно тоже не видно
Классный камешек жирафик
Хорошо что я тут побывал. Мне нравятся места, в которые тяжело попасть.
А теперь отправимся в более "популярное" место
Это - заповедник Тель-Дан. Здесь, на мосту, вид напомнил мне водопады Хука в Новой Зеландии -
https://lorien22.livejournal.com/385547.html. Только без самого водопада))
Когда-то, давным давно, здесь был древний еврейский библейский город Дан
А до него - Ханаанейский город Лаиш, находившийся под властью финикийского города Сидон
А самые древние артефакты, найденные здесь, относятся к эпохе Неолита (пятое тысячелетие до н.э.)
Но то, что важно для нас - это Ханаанейские ворота (XVIII-й век до н.э.), к которым мы еще подойдем. А пока полюбуемся этим местом.
Здесь был центр жертвоприношений. После развала Израильского царства в IX веке до н.э. Йеровам Бен-Набат построил его в Дане, чтобы отвлечь людей от Храма в Иерусалиме. Также он установил здесь бамот (перевод, который я нашел - Горнее место), а на нем - Золотого Тельца. Монотеизм и вера в еврейского Бога Аврамма тогда еще соблюдались очень условно.
Стена вокруг бамы, которую мы видим сегодня была построена в эпоху Элленизма, и сохранилась до наших дней.
Ну а теперь и перейдем, собственно к главному символу заповедника
Арочные городские ворота Ханаанейской эпохи. Им 3700 лет. Ворота сохранили свою изначальную высоту (7 метров). Также называются "арочные ворота", так они состояли из трех арок. В наши дни мы видим только одну, внешнюю арку.
Здесь же, при раскопках 1980-го года нашли еще один важнейший артефакт - "Стела Тель-Дана". На стеле наиболее ранний вне-библейский текст с упоминанием дома царя Давида, и она рассматривается как доказательство историчности, соответственно, самого Давида.
На ворота можно забраться (если осторожно), но я не буду радовать вас банальными снимками "Я и Ханаанейские ворота". Лучше покажу вам виды вокруг.
Серпантин почти как в Румынии -
https://lorien22.livejournal.com/378033.html. Кстати он и ведет на гору Бтарим, на которой и было заключено то самое соглашение.
На другой горе видно замок. Я так понимаю, это Нимрод -
https://lorien22.livejournal.com/212788.html Идем дальше
И приходим к воротам эпохи Израильского царства
Ворота были построены тем же Йеровамом, но стену рядом построил уже Ахав (тоже IX век до н.э.). Скорее всего эта часть города служила рынком, и здесь же сосредотачивалась вся общественная жизнь.
Сохранился тут и какой-то алтарь
Очевидно здесь тоже когда-то была "бама"
Впрочем это далеко не единственная бама в Израиле. Я уже видел подобные сооружения в Тель Гезере -
http://lorien22.livejournal.com/307423.html, Тель Хацоре -
https://lorien22.livejournal.com/320955.html, и возле Петры -
https://lorien22.livejournal.com/145361.html, где их вообще около двадцати
Еще один странный алтарь
Для чего служили эти камни, интересно
Еще один взгляд на окрестности со стены Израильского царства
И немного прогуляемся по природной части заповедника
Мне очень нравится эта арка, едва ли не больше чем арка Ханаанейских ворот. И водопадик есть)
Когда-то здесь было и очень редкое древнее дерево возрастом 2000 лет. Но добросовестные израильские варвары гулялы его спалили(((
Тут уже более современные сооружения, скорее всего Османской эпохи
Похоже на мельницу
Рядом какая-то давильня, очевидно для масла
И выходим обратно к речке.
Вот такая прогулка получилась. Много еще неизведанных мест на севере)