Modern Times - Филадельфия в Тель-Авиве

Nov 21, 2018 13:25

Прежде чем мы вернемся в снега Патагонии, задержимся ненадолго в Израиле. Недавно в Тель-Авивский музей искусства привезли потрясающую коллекцию из Филадельфийского музея искусств. А поскольку выставки такого масштаба редко к нам жалуют, то следует немедленно все бросить и идти.



Реклама выставки на входе в музей. Феминистическая такая, в духе современных течений моды



Главный вход закрыт на ремонт, поэтому вход через новое здание. Но это и хорошо - оно настолько прекрасно, что всегда стоит ролюбоваться им лишний раз



Сразу обо всех слухах - да, есть очереди. Я ждал примерно час. Плюс оно недешево - 50 шекелей вход в музей, и добавочных 10 шекелей за вход на выставку - то есть примерно 15 евро, как в музеи Ватикана. Но все это стоит того.



За большую часть собрания ответственна Мэри Кэссетт - художница, приближенная к импрессионистам, и по совместительству сестра богатого американского мецената. Вот одна из ее работ.



Вместе с Мари Баркемон и Бертой Моризо Кэссетт составляла женский триумвират импрессионизма "les trois grandes dames" - "три большие дамы". Берта Моризо тоже представлена на этой выставке одной из своих работ.



Кэссетт была очень дружна с Дега, и рядом с ее работой висит полотно кисти художника, ставшее первой картиной импрессионистов, приобретенная Мэри для брата Александра, вице-президента железнодорожной компании в Пенсильвании. Картина оставалась во владении семьи Кэссетт до ее приобретения Филадельфийский музеем искусства в 1937 году.



Всего на выставке 50 предметов искусства - 46 картин и четыре скульптуры. Я разумеется сфотографировал все, но расскажу, пожалуй, только про некоторые.



Начнем с Эдуарда Мане. Он всю свою жизнь любил воду и корабли, и в молодости даже мечтал стать морским офицером. За свою карьеру художник нарисовал более сорока морских пейзажей, в том числе и этот, выполненный в Голландии в 1872 году. Эту картину очень любил Поль Гоген, и она даже принадлежала ему в годы, когда он работал на бирже. Позднее Гоген продал ее с целью начать собственную карьеру художника, и ее приобрел вышеупомянутый Александр Кэссетт.



Изабель Лемонье - "Муза Мане" -  послужила художнику моделью для шести портретов. Дочь Александра Лемонье, главного ювелира Наполеона III и сестра Маргерит Карпентьер, салон которой принимал и продвигал импрессионистов, она также была одной из главных богемных фигур Парижа и, в последние годы жизни художника, его близкой подругой.



Раз уж мы заговорили о Гогене - эту картину художник нарисовал сразу после своего драматического визита в Данию, в ходе которого окончательно решил бросить карьеру успешного биржевого работника, и полностью посвятить себя искусству. Гоген решил не отображать на полотне все кипящие в нем чувства, а сосредоточиться на расцвете цветов в корзине. Позднее в 1886 году Поль окончательно порвет с импрессионистами и уедет из Парижа в Бретань, где постепенно перейдет к символизму.



Переходим к Клоду Моне



Художник на выставке представлен несколькими любопытными работами. Например вот эта, нарисованная в очень тяжелых условиях. В январе 1893 года Францию настигла нетипично суровая зима. Моне, тем не менее, каждый день отправлялся рисовать заледеневшие воды Бетанкура в трех милях от свого дома в Живерни. Однако лед сломался прежде чем художнику удалось закончить картину, на что он потом долго жаловался своему другу и торговцу картинами Полу Дюранду-Руэлю.



А вот пожалуй одна из моих любимых картин на выставке



В 1893 году Моне обратился к местным чиновникам с просьбой превратить болото рядом с его домом в Живерни в водяной сад, который будет и побуждать его рисовать и приятен для глаз. Мост в японском стиле был сконструктирован с целью придать пейзажу некоторую картинность, и Моне принялся за дело. На этот пейзаж (первый из трехсот) повлиял двухмесяный визит художника в Норвегии, где он застал раннюю весну, и находился под влиянием ее красок.



Напоследок - еще одно полотно художника, на этот раз из "большого города". В этой картине Моне остается верен себе и своему стилю - даже в городском пейзаже Амстердама его не интересует архитектура или жизнь людей, а цвет, свет полудня и его отражение в водах канала.



Существует убеждение, что импрессионисты предпочитали отдаляться от городов, и предпочитали природные пейзажи - это не совсем верно. Точно так же они любили изменения света, атмосферы и погоды на улицах города. Вот например одно из самых знаменитых изображений городского пейзажа кисти Ренуара. Обычно таки да предпочитающий женскую натуру или природные уголки, художник выбрал темой полотна то, что называлось "большим бульваром" - сердце города. Многие считали каменные фасады Барона Джорджа-Юджина Хаусманна (планировщика современного Парижа) монотонными, но Пьер-Огюст полагал, что они превратили столицу Франции в современный метрополис, и именно это он и отражает в своей картине.



Но мы конечно не можем избежать знаменитых картин "ню" Ренуара)



И его "традиционных" работ - в совершенстве владевший техникой рисунка Ренуар был обеспокоен более других импрессионистов в сохранении художественных традиций французской Неоклассики. В этом полотне Ренуар отдает дань Франсуа Буше, Жан-Баптисту Шардену и даже Яну Вермееру.



В этой картине - "мальчика с воротничком" - можно увидеть очередной "поклон" Ренуара художникам прошлых поколений (Рубенс, Франс Халс и другие)



Еще один художник, не брезговавший городскими пейзажами - Камиль Писарро



Хотя на мой взгляд, природные уголки давались ему лучше. Вот этот пейзаж Писарро нарисовал в Понтуазе - маленьком пригороде Парижа. Художник, зачарованный простой жизнью городка, в последствии не раз возвращался в него, а в итоге переехал сюда. Камиль всегда любил тихие и спокойные места - Коро, с котором Писарро познакомился в молодости, не раз говорил, что там где он видит черное и серебрянное его коллега видит оттенки зеленого.



Еще один любитель природы - Альфред Сислей. Последние 20 лет своей жизни он репетативно рисовал побережье Сены, практически не покидая регион к югу от леса Фонтенбло. Вообще реки и каналы в те годы, вместе с новопостроенной железнодорожной системой, символизировали прогресс современной индустриализированной Франции, и художник, рисуя эти темы, таким образом воспевал свою страну.



Ну а один из моих самых любимых художников Морис Утрилло наоборот предпочитал городские пейзажи. А если быть точнее - Монмартр, богемный квартал Парижа.



Перейдем к моему любимому Ван-Гогу?



Художник на выставке представлен тремя картинами - натюрмортом выше, и двумя потрясающими портретами членов семьи Рулен, которые судьба в итоге свела вместе в Филадельфии.



В конце 1888 года Ван Гог нарисовал пять членов семьи Рулин. Почтальон города Арль Джозеф Рулен был другом художника, и в итоге Винсент подарил ему эту картину его сына.



Портрет мадам Агустин Рулен и младенца Марселя он подарил другому своему другу, художнику Эмилю Бернарду. Женщина, чье лицо находится в тени, а поза расслаблена, является пассивной фигурой, и именно младенец, который смотрит прямиком на нас, является центральной фигурой. В этой картине особенно проявляется работа художника с цветом. Три близких в палитре краски - синяя, зеленая и желтая символизируют близость матери и ее ребенка.



Переходим к Сезанну. В 1894 году художник получил приглашение от Моне навестить его в Живерни. Клод устроил целое "собрание" в своем привычном стиле, куда приехали также Роден, Ренуар и Мэри Кэссетт. Однако Пол, который всегда чувствовал себя неуютно в компании, в какой-то момент неожиданно уехал, причем в такой спешке, что оставил за собой неоконченную картину. Хозяйка гостиницы оставила ее себе в качестве компенсации за неуплаченный счет. Даже в незавершенном состоянии полотно выглядит сильно и органично.



Гортензия Фике, модель, любовница и позднее жена Сезанна, позировала ему для 44 картин. Поскольку ее прическа и одежда зачастую похожу, дату портретов тяжело определить. Этот более выделяется крайне нетипичной рефлективной и психологической составляющей, так как муза художника на полотне откидывает голову, что придает ей настороженный и изучающий взгляд.



А в этой картине мы видим первые проблески отторжения Сезанном привычного для импрессиозма стиля и видения пейзажа, и перехода к более геометрическим формам - то, что впоследствии приведет к Кубизму.



Ну а раз уж мы заговорили о кубизме - плавно перейдем от импрессионистов ко всем остальным "современистам", начиная с кубизма, продолжая супрематизмом, и кончая сюрреализмом и магическим реализмом.



Разумеется ни одна выставка не может обойтись без Пикассо. В следующей картине видна волновавшая художника зимой 1908-1909 года тема: примирение трехмерной формы с плоскостью нарисованной фигуры. Сидящая голая женщина - первая в серии пяти важных работ Пикассо, символизирующих его переход к Кубизму.



Я буду честным и признаюсь, что на самом деле не являюсь большим поклонником Кубизма



Но на этой выставке подборка удачная



Например вот эта картина Жана Мецингера, которая была прозвана парижскими критиками "Мона Лиза Кубизма". Думаю  комментарии излишни)



Или вот эта простая на первый взгляд картина - лампа и маленький стакан для питья - которая имеет несколько смысловых подтекстов. Главный из них - отсылка к первой мировой войне. Светлые тона предметов обрамлены в темный земляной цвет - Грис, нарисовавший полотно в 1916 году, конечно же не мог обойти стороной происходящие в мире события.



Хочу выделить, пожалуй, еще несколько картин. Например вот этот пейзаж Сутина. Белорусский художник, чьи полотна наконец-то можно увидеть и в Минске - https://lorien22.livejournal.com/396486.html, всю жизнь боролся с нищетой. Однако в 1922 году он вместе с Матиссом и Раулем Дюфи, жил в Ницце, где его посетил филадельфийский магнат Альберт Барнс. Барнс купил у художника 50 картин. Вырученных денег хватило Сутину на такси до Кань-Сюр-Мера, где он впоследствии нарисовал это полотно. Одно такси за 50 картин!!!!!



Шагала, еще одного моего соотечественника, преставленного вот этим тревожащим душу портретом себя и своей жены на фоне Витебска во время Второй мировой войны.



Таможенника Руссо, не имевшего художественного образования, но тем не менее пользовавшегося успехом в связи с авангардным стилем, повлиявшим на Кубизм и Сюрреализм. Идеи для своих картин Руссо часто находил в иллюстрированных книгах. На этом полотне мы видим пару в карнавальных костюмах, находящуюся в лесу, что придает им мистическую ауру. Выделенные закатом и полнолунием, пара как будто светится в темноте, что придает им важность в этом пейзаже.



Разумеется Матисса, чью выставку в Копенгагене - https://lorien22.livejournal.com/196998.html, я никак не могу забыть



И собственно Пауля Клее, каждая картина которого вызывает бурю эмоций



Конечно, я чуть покривил душой - в Израиль иногда привозят очень хорошие выставки.



В Тель-Авиве выставляли Брейгелей - https://lorien22.livejournal.com/194769.html, и Wanted - https://lorien22.livejournal.com/225835.html, а в Иерусалиме фовистов - https://lorien22.livejournal.com/220544.html, и невероятный Закат над Берлином - https://lorien22.livejournal.com/303674.html, но Modern Times - это особый уровень



Поэтому не пропустите. Иначе вам придется ехать в Филадельфию, а это уже чуть сложнее)

Музеи, Выставки, Тель-Авив, Самое прекрасное в мире

Previous post Next post
Up