Дж. Базиле "Сказка сказок". Разбор структуры на примере сказки " Фиалка"

Dec 09, 2018 15:22


Начать читать, войти в текст довольно сложно.  С первых строк предложения перенасыщены сравнениями и оборотами. Нужно сделать усилие, чтобы включится в текст. При этом речь простецкая, народная что тоже утяжеляет ее - слова расставлены в не привычном нам порядке, используется много поговорок, ругательств, метафор.
Этот текст нельзя читать быстро, он не ясный не прозрачный, нужно читать включенно в пространство.

"три дочери, что звались, Роза…» если сравнить с фразой «три дочери, по имени, Роза….», то кажется что изначальный текст нас запутывает, затягивает в силки.

Несмотря на то, что автор не описывает цвета, звуки, запахи, природу и так далее, сказки очень насыщенны образами. Образами полными и густыми. Это передается с помощью метафор - «Фиалка метала все их слова за спину» - это говорит о том, что она не просто игнорировала их слова, но еще и делала это с дерзостью.
«Принц стал будто соловей, что не нашел своих птенцов» так же усугубляет чувство тоски принца. С помощью метафор не только текст становится насыщеннее, но и чувства выразительнее и ярче. Чувства присущее и героям сказки и читателям. Раз уж мы сделали усилие и вошли в пространство текста, то там нас ждут очень яркие контрастные ощущения.

Яркость и выразительность так же достигается и с помощью ругательств, бранных и сочных выражений. Которые зачастую принадлежат либо главным героям сказок либо обращены к самым близким людям (от отца к дочери, от матери к сыну…). Что в этих с ценах, в ключевых местах опять же разгоняет кровь и воображение читателя.

При этом композиционно речь ведется как репортаж, нет особой завязки, кульминации, развязки. Автор сразу дает лейтмотив, мораль сказки в первом же абзаце, а потом просто описывает происходящее (один абзац - одна сцена), одинаково окрашивая каждую сцену. В то время как в одной сказке с персонажами происходит не одно и даже порой не два ярких события. Фиалка сначала дерзит принцу, потом попадает к тетушке, дразнит принца, отрезает уши тете, возвращается к отцу, падает из окна во двор к орку, живет с орком и спит с нем на одной кровати, снова дразнит принца, выходит за него замуж. То есть короткая сказка не только насыщенна образами, но и яркими событиями, равнозначными друг другу. Из чего складывается многоуровневая композиция. Появляется ощущение, что возможно все, в следующем абзаце нас может ждать все что угодно - тетушке можно отрезать уши, под окнами может жить орк, а в огороде прогуливаться принц.

В сказках очень много бытовых подробностей, земных дел и сравнений. И интересно то, что сама природа, солнце, гора, луна, пещера тоже как бы живут бытовую жизнь. Уравнивая (или усиливая) значимость происходящих в сказках событий, и даже поэтизируя их. «Пока Заря не принесла весть, что солнце нашлось живым, и со всего неба стали убирать траурные завесы». Это подтверждает контрастность структуры сказок. Так же как и контрастами насыщены и предложения и абзацы:
«Я ничего другого не хочу кроме как поцеловать Фиалку, а потом хоть потроха мои забирай» - поцелуй и потроха в одном предложении - разгоняет амплитуду чувств и впечатлений читателя.
Или пук как дыхание души - «орк пукнул с такой силой и таким страшным шумом, что Фиалка от неожиданности испугалась и вскрикнула….» орк подумал, что она родилась от ветра его пука и называет ее «дочурка, доченька моя, часть моего тела, дыхание души моей». И весь этот контраст низменного и высоких чувств в одном абзаце.

Итак, мы попадаем в пространство сказки, насыщенной, барочной, где с нами может случится все что угодно буквально за каждым углом, нас запутывает и затягивает в вихрь событий текст, на каждом шагу встречается великая красота или жуткое уродство, но что-то встречается обязательно, бытовые низменные подробности и ругательства живут одну жизнь с небесными светилами и силами природы. При этом все это еще нас и нравоучает и всегда ожидает хороший конец.
Previous post Next post
Up