Музей-заповедник Абрамцево (шестая часть - Михаил Врубель)

Oct 28, 2018 14:30



Михаил Врубель с женой Надеждой Забелой - 1896

Позже всех знаменитых художников, в 1890-м году, в Абрамцеве появляется Врубель. Савва Мамонтов, наслышанный от Васнецова и Прахова о росписях Врубеля в киевской Кирилловской церкви, приглашает молодого и столь разительно ни на кого не похожего художника в гости.





Слева направо: актриса Алябьева в роли Весны в пьесе "Снегурочка"; Виктор Васнецов - Весна -эскиз к спектаклю "Снегурочка"; Надежда Забела (Врубель) в роли Снегурочки (1890)

Врубель будет неоднократно бывать в Абрамцеве, его жена, оперная дива Надежда Забела - играть и петь в мамонтовских спектаклях, даже своего новорожденного сына Врубели назовут Саввой - в честь Мамонтова. И всё-таки для дружного и доброжелательного Абрамцева неуживчивый Врубель казался белой вороной. При первом визите в усадьбу, когда радушный Савва Мамонтов пригласил Врубеля в кабинет и распахнул полог, закрывавший от глаз главную гордость мамонтовского кабинета - скульптуру Христа в человеческий рост работы Антокольского, очень дорогую Мамонтову вещь, Врубель брезгливо произносит: "Это не искусство!"



Марк Антокольский - Христос перед судом народа

Следующей жертвой Врубеля пал Репин, точнее, выполненный им портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой - это тоже, согласно строгой и предвзятой иерархии Врубеля, оказалось "не искусство".



Илья Ефимович Репин - Портрет Е Г Мамонтовой - 1879

Но сам Мамонтов, отличавшийся тонким художественным чутьём, от творчества Врубеля в восторге. Заказывает ему множество работ - от картин, панно и декораций до постройки части московского дома. Мамонтов не только всегда рад Врубелю в Абрамцеве, но и приглашает вместе путешествовать по Италии, тем более, Михаил Александрович так сдружился с третьим сыном Мамонтовых - Всеволодом, был дружен и с рано умершим вторым сыном Андреем, подающим надежды художником. Вот только Елизавета Григорьевна чуть не впервые в жизни не очень-то рада гостям, пишет Елене Поленовой: "Живем тихо и спокойно. От всего сердца желала бы, чтобы так продолжалось до Рождества. Уже есть одно распоряжение Саввы Ивановича, которое нам не очень по душе. Он оставляет в Италии Врубеля, который на днях возвращается в Рим и будет жить здесь до Рождества, берёт себе мастерскую и будет работать своих "демонов". Я не хочу, чтобы он жил у нас, он нам слишком будет тяжёл".



Михаил Александрович Врубель - Портрет С И Мамонтова - 1897



Михаил Врубель - Графические портреты детей Саввы и Елизаветы Мамонтовых: Андрей, Вера, Всеволод

"Демонов" Врубель продолжает писать и в московской усадьбе Мамонтовых. А в Абрамцеве он находит себе новое увлечение - майолику, разновидность керамики из обожжённой глины. И до сих пор Абрамцево украшают блюда и вазы, статуэтки и скульптуры, изразцовые печи и камины, сделанные Врубелем. Рисовать эскизы для изразцов становится для Врубеля в последние годы уходящего ХIX века настоящей страстью. Плитками с изысканными цветочными орнаментами, воплощающими самый дух модерна, отделаны печи в комнатах многих абрамцевских помещений и так называемая "Скамейка Врубеля". Кредо Врубеля лучше всяких искусствоведов сформулировано им самим: "Декоративно - все, и только декоративно!". Абрамцевская гончарная мастерская дала Врубелю возможность воплотить свой декоративный дар в глине и гипсе.



Абрамцево. Изразцовая "Скамейка Врубеля"



Врубель Михаил Александрович - Фрагмент декоративного блюда-панно "Садко в гостях у морского царя" - Майолика - Абрамцевская гончарная мастерская - 1900-е годы
Государственный музей А. С. Пушкина



Врубель - Декоративное блюдо-панно "Садко в гостях у морского царя" (фрагмент) - Майолика - Абрамцевская гончарная мастерская - 1900-е годы
Из коллекции Т.А. Мавриной - Государственный музей А.С. Пушкина.



Врубель - Скульптура Садко - Майолика - Абрамцевская гончарная мастерская - начало XX века
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина



Врубель - Печной изразец с изображением стилизованного василька - около 1900 - Майолика, глазури и эмали восстановительного обжига - Гончарная мастерская "Абрамцево"
Музей МГХПА им. С.Г. Строганова



Врубель - Печной изразец с рельефным изображением розового цветка на светлом фоне - около 1900 - Майолика, глазури и эмали восстановительного обжига - Гончарная мастерская "Абрамцево"
Музей МГХПА им. С.Г. Строганова

Усадьба Абрамцево в лицах и судьбах

скульптура, декоративно-прикладное искусство, живопись, Россия, художники, история

Previous post Next post
Up