Навеяно
вот этим. Как показывает практика, нарциссическая динамика упреков в недостаточной идеальности обычно развивается в двух ситуациях устройства детско-родительских отношений.
Ситуация первая: "идеальный родитель"
Это те самые родители, которые стремятся "дать ребенку всё".
Всё самое лучшее; всё самое дорогое; всё самое модное и престижное; всё самое правильное с точки зрения последних инструкций ВЦСПС того, что сейчас пишут о воспитании; всё, чего не было у них самих... в общем, не суть важно, какое оно именно, это самое "всё".
Обычно это родители с большим чувством внутренней вины.
Стремление "дать всё" неизбежно инфантилизирует детку и формируя деткину картину мира, прочно стоящую на трех китах:
1. Самостоятельно ничего добиваться не надо; источник всего, что нужно для жизненного удобства и благополучия - это родители.
2. Родители, действительно, могут дать всё.
3. Если родители чего-то не дают - это не потому, что они не могут (ибо см. п.2), а исключительно потому что цинично отказываются выполнять взятые на себя обязательства. Гады. Змейсы-пиявсы, детку обделили.
В возрасте от подросткового и дальше такое детко (пол не важен, гендер тоже) обычно очень хорошо обучается прикладывать родителей мордой лица об это их самое ведущее стремление. Обычно в форме упреков, претензий и сравнений - "а вот Васе-Пете-Маше-Саше родители дали то, купили это и обеспечили вот это, а выыыы?!!!". То есть - бить по больному. Вот по этой самой внутренней вине, которой в большом количестве.
Родители об такое деткино поведение, понятное дело, сильно фрустрируются.
И начинают в ответ фрустрировать детку. Обвиняя в неблагодарности. Или еще в чем похуже.
В общем, всем весело.
Дальше, по мере вырастания, такое детко основную массу своих ресурсов будет тратить на поиск "идеального родителя" (партнера, друга, начальника, психотерапевта, государственного устройства), который даст таки детке, наконец, безвозмездно, то есть даром, то самое всё. Которое ему так долго обещали и с которым так круто кинули.
Находить, конечно, не будет. Возможно, даже не будет особо осознавать, что же именно он ищет, чего хочет, требует, ждет - и хронически не получает. Но хронические страдания в таком варианте жизни неизбежны.
Ситуация вторая: "идеальный ребенок"
Это ситуация так называемых "двойных посланий".
Когда родители на словах всячески побуждают детку к самостоятельности. На деле же под "самостоятельностью" подразумевается "идеальность". Чтобы любое свое действие детко проделывало сразу и в совершенстве.
Обычно это родители с большим количеством внутреннего стыда.
В переложении на реальность попытка детку приучить к самостоятельности довести до совершенства выглядит так, что критической обратной связи на свои действия детко получает в количестве (большом и разнообразном), а похвалы и поддержки - ноль целых фиг десятых.
В какой-то момент детко, если оно не совсем уж дурное, начинает смутно подозревать, что оно кидаемо. Одной рукой в самостоятельность толкаемо, другой рукой за любые самостоятельные действия наказуемо.
Дальше возможны два варианта.
Первый: если к этому моменту мозги у детки недостаточно закомпостированы, детко вызверяется на родителей. Мол, что за вашу мать, я тут в лепешку расшибаюсь, а ничего, кроме упреков, в ответ не получаю; а сами-то, а на себя посмотрите, идеалы недоделанные!!!
Второй, при котором в деткин мозг к тому моменту прочно вложено, что во всех ситуациях жизни он сам себе злобный буратино, ничего не знает, не может, не соображает и потому права голоса не имеет. В этом случае злость, изначально адресованная родителям, деткой оборачивается на себя. Превращаясь в самоупрёки, самокритику, самобичевание, самообвинения и прочие разновидности аутоагрессивного поведения.
Детко, пошедшее по первому пути. в процессе дальнейшей жизни будет склонно искать "идеального родителя" - того, кто высоко-превысоко, выше неба, выше солнца оценит, наконец, его старания и деяния.
Детко, пошедшее по второму пути, будет искать "идеального себя" - такое себя, которое, наконец, удовлетворит высоченные, выше неба, выше солнца, родительские требования и ожидания, такое себя, которое никто и ни в чем не сможет упрекнуть.
Естественно, ни первое детко, ни второе нужного не найдут.
Потому что им нужно именно такое - выше неба, выше солнца.
А любое "достаточно хорошо" будет для них недостаточно.
Естественно, на этих путях страдания так же неизбежны.
И тут меня, как обычно спросят - а что делать-то, делать-то что? И я, как обычно, отвечу - быть в отношениях с ребенком.
А не с картинками в своей голове. Как бы красиво ни называлась та картинка - "идеальный родитель" или "идеальный ребенок"