(В основном для себя в качестве попытки разобраться во всех этих инструментальных тонкостях).
Алексей Петрович играет на альте и на фортепиано. Судя по количеству упоминаний инструментов в письмах - на каторге и далее в ссылке он предпочитает фортепиано, на альте играет в рамках квартета, а вот для себя - именно на фортепиано.
Петровский завод вообще живет довольно насыщенной музыкальной жизнью и в нем есть количество музыкальных инструментов. Это скрипки Вадковского, Крюкова, виолончель Свистунова, это количество клавишных - клавикорды Марии Волконской, которые она с собой приволокла, например. У Юшневских тоже есть какое-то свое фортепиано или клавикорды - видимо, прямо в камере у Алексея Петровича и стоит.
Клавикорды - это вот такая штука, очень компактная, по звучанию больше похожа на клавесин. Вот тут можно послушать звучание:
https://vk.com/video-38090229_163877916И выглядит тоже больше похоже на клавесин:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3102/9416713.7/0_fd9c2_48c42124_L.jpg)
(Русские клавикорды 18 века)
Вот для сравнения чисто внешнего вида клавесин начала 19 века из ГИМа:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4138/9416713.7/0_fd9ba_82b44ca1_XL.jpg)
Помимо клавеснов и клавикордов в начале 19 века есть уже прямые предшественники современных фортепиано. Часть инструментов уже выглядит вполне традиционно, вот например, 1805 год:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66659/9416713.7/0_fd9c3_3e2bc8c3_XL.jpg)
Встречаются инструменты очень высокие:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4304/9416713.7/0_fd9c4_3c43c47a_XL.jpg)
(18 век, Франция, ГИМ).
Бывают и уникальные, вот, например, знаменитое пирамидальное пианино Мари Волконской:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27002/9416713.7/0_fd9c1_e8d6ba58_XL.jpg)
Если я все правильно понимаю, после того как Мария Николавна обзавелась вот этим инструментом, свои старые клавикорды она отдала Алексею Петровичу (потому что собственный инструмент он к тому времени раздолбал окончательно, причем второй подряд):
1832 год:
"Его инструмент так разбит, что невозможно исполнять некоторые сложные пассажи. Если наши дела когда-то поправятся, я приложу все усилия, чтобы добыть ему новый, и скорее всего рояль, чтобы можно было играть с аккомпанементом, ведь в его положении музыка приносит ему ту радость, которую не могло бы принести ни одно другое занятие."
1833:
(судя по всему речь идет о новом инструменте? или чинят старый?)
В сию минуту, когда пишу тебе письмо сие, он разыгрывает что-то на скрипке. Фортепьян более недели в починке: резонанс лопнул, и еще есть другие трещины. Видно, что дерево было недовольно сухо. Наши же господа искусники взялись исправить фортепьян. Струны сняты почти все и брату твоему будет потом работа навязывать их. Я рада бы, чтобы скорее кончилась починка фортепьяна: мне жаль видеть, как брату твоему скучно без него. И точно, что он тогда только спокойнее, когда он играет. Он, кажется, еще более прежнего любит музыку, и фортепьян это - страсть его.
1835 год:
Музыкою брат также занимается, как и прежде, но его фортепьян отказывается служить.
1836 год
Брат хотя этого еще не чувствует, однако же жалеет, что не успеет наиграться на хорошем инструменте, пока и уши, и руки еще послушны. Тот, который у него, никуда уже не годится, да и новых нот давно нет.
1837 год
Брат же, как ты знаешь, ни во что ставит материальную жизнь, ежели нет пищи для ума и способов для музыкальных упражнений. Фортепиан, который у него был, так испортился, что брат должен бы был проститься с этим удовольствием, если бы Марья Николаевна [Волконская] в замен не отдала ему своего, который очень плох, ибо прослужил уже 10 лет, но, по крайней мере, клавиатура исправна, хотя так стучит, что в скорой игре слышен более стук, нежели тон.
В сороковых годах у них по прежнему есть инструмент, на котором и сам Алексей Петрович играет, и Мария Казимировна внезапно, удивляясь сама себе, активно занимается. Возможно это все те же клавикорды Волконской, но возможно и что-то уже более приличное.
В конце 30-ых годов Алексей Петрович пристально следит за развитием фортепиано как инструмента, отслеживает новинки и страшно хочет заказать себе фортепиано от Эрарда. Себастиан Эрард, вот этот:
https://en.wikipedia.org/wiki/S%C3%A9bastien_%C3%89rardИнструменты его выглядят так:
http://shafferpianos.com/1885erard/И по звучанию это уже более-менее приближено к тому, что знаем мы, например на чем-то таком играет Лист.
Вот кусок письма (тут явно слышен его голос, Мария Казимировна просто записывает под диктовку:
Кстати о фортепиане, брат имеет к тебе просьбу, по поручению одного из своих сотоварищей. Удовлетворить ее можно, списавшись с Шафнагелем, которому это ничего не будет стоит. Он, вероятно, выписывает многие предметы из Парижа, а стало быть, может узнать, чего будет стоить на месте лучший фортепьян знаменитых тамошних мастеров, Эрарда и Папа (Ріегге Егагd ainsi que M-r Pape, tous les deux premiers facteurs de pianos a Paris). Нужно знать, чего стоит особо Rоуаl и особо un ріаnо саггe d’Errard; также особо Royal и особо un ріаnо саггe de М-г Раре. Последний за усовершенствование этого инструмента получил орден почетного легиона. А мы все еще восхищаемся работою Тимнера и Гердау или работой Венских мастеров. Место не позволяет описать тебе всех усовершенствований в этом инструменте, за которыми брат тщательно следует. В Journal des connaissances utiles сказано, что вообще механизм и продолжение звука в фортепьянах доведены до такого улучшения, что фортепьяны, сделанные после 1830 года, увозят уже в провинции, ибо в столице нет им места. Машелес последний свой концерт в Лондоне не на Бродвудовом, а на Эрардовом флигеле C’est t dire. Пришлось бы. написать целую тетрадь, если бы передать тебе улучшения или, лучше сказать, преобразования этого инструмента. Так, например, молотки у Рара падают на струны сверху, а потому резонанс весь сплошной без прореза для прохода молотков: Это усиливает продолжение звука.
Но вожделенные инструменты от Эрарда слишком дороги:
Лишь только позволят обстоятельства, он намерен выписать фортепьян Попа, если только ввоз их дозволен. Он не простирает уже дальше своих желаний, ибо флигель Эрарда стоит в Париже до 5 т. франков, а о Бродвуде ныне и слышать не хотят.
Это 1836 год, так они ничего и не выписали, дождались Волконских клавикордов, а вот какой именно новый инструмент появился в сороковых (и новый ли он) я пока не знаю.