Изображений у нас очень немного, так что и пост получится недлинным, но подобрать стоит.
1. Существуют фотографии портретов семейства Юшневских, вот они:
Это парный портрет родителей - Петра Христофоровича Юшневского И Марии Ивановны (ур. Матвеевой) и портрет маленького Алексея.
Оригиналы портретов не сохранились, все что осталось - это вот эти фотографии далеко не самого лучшего качества (но и за то спасибо), опубликованные в статье В. Базилевича Декабрист О.П. Юшневський. Спроба бiографiї//Декабристи на Украiнї, Т II, Киiв, 1930. Они выставлялись в тульчинском музее, а дальнейшая их судьба неизвестна (значительная часть коллекции былы утрачена в годы войны, но тут неизвестно даже хранились ли они в музее до войны).
Еще одно изображение, от которого осталась одна фотография:
Про это изображение мы знаем следующее - ""Оригинал работы неизвестного художника утрачен, сохранившаяся фотография из коллекции М.И. Семевского, ЛМ ИРЛИ".
Михаил Иванович Семевский - издатель "Русской старины", декабристами занимался в том числе, и чего только в его коллекции нету. "Коллекция Семневского" - судя по всему, это фонд 274, описи в сети нет, и где первый раз это изображение опубликовано, я тоже не нашла.
Датировать можно по ордену. В 1810 году Юшневский получает орден св. Владимира 4 степени, а в 1813 - св. Анны 2 степени, а под самый конец (в формулярном списке стоит прямо таки 1826:) - св. Владимира 3 степени.
Вот визуально я не могу понять что это - Анна или Владимир?
Г. Невелев определяет там Анну и датирует "после 1813 года", по ходу он прав.
Датировать, наверно, можно по шитью на мундире, но тут я тоже не понимаю - он не военный, а штатский, по дипломатический части, потом генерал-интендант - какие они все воротники носят?
В общем лично я не могу определить тут ничего.
Есть еще два изображения, атрибутация которых условна:
Подробно об атрибутации этого изображения можно почитать у того же Г. Невелева, в статье "Декабристы в рисунках А.С. Пушкина" (Г. Невелев. Декабристский контекст, С-Пб: 2012) - это рисунок из альбома В.П. Зубкова, который хранился у Пушкина (и саом изображения приписывают или не приписывают Пушкину), кусок листа с несколькими портретами, разрезанный на несколько частей, с карандашной надписью "Юшневский", которая возможно принадлежит Зубкову, а возможно и нет. Вот прямо кусок невелевской статьи:
"Рисунок, аннотированный как портрет А. П. Юшневского (ПД № 1721), сделан в рост, вполоборота со спины. Ракурс затрудняет отождествление: видимый сектор лица (абрис щеки, лба) искаженно передает профиль. А. П. Юшневский был генерал-интендантом 2-й армии: рисунок воспроизводит соответствующее чину форменное платье (мундир без эполет, «штаны лосиные облегающие, сапоги не острые на вершок ниже колен», со шпорами, «шпага пехотная»). Портретное определение подтверждается проверкой характерных иконографических подробностей внешности (зачесанные наверх волосы на висках, высокий лоб, вытянутый затылок). Излишне подробная деталировка и избыточная документированность, отделочная техника (растушевка) и сочетание непрорисованного лица и тщательно выписанной фигуры, несвойственные изобразительному почерку поэта, не позволяют принять предлагаемое авторство рисунка.".
В общем-то и правда - рука там явно не пушкинская. И по большому счету, кто это - а хз.
Второе изображение находится в коллекции следственных рисунков Ивановского. Они полностью, по-моему, нигде не публиковались и даже не описаны (частичнно - тем же Невелевым), разбросаны по разным музеям, и там условно и с авторством и с атрибутациями. Конкретно этот находится в коллекции, которую передал в Музей Революции Е. Якушкин (а до этого она была у контр-адмирала С.А. Жегалова, а до этого - в архиве А. Ивановского). Вопрос об авторстве рисунка спорен - не то сам Ивановский, не то Адлерберг. Но рука узнаваема, потому что, например, портрет Пестеля на следствии - это явно тот же автор, вот сравните:
http://ic.pics.livejournal.com/odna_zmeia/1514045/17578/17578_600.jpgУ рисунка есть карандашная надпись "Юшневский. 4 класс", авторство надписи также не установлено, и она явно позднейшая. Невелев пишет. "Характерная форма головы, рисунок волос, короткая шея, покатые плечи подтверждают достоверность аннотации."
В общем-то и правда - похож.
Ну и, наконец, благодаря Николаю Бестужеву у нас есть изображение каторжного периода, а точнее 1839 года, когда Юшневские собираются на поселение:
Оригинал вполне сохранился.
Был еще один портрет Юшневского работы Бестужева, написанный уже в 1842 году, который Юшневские в итоге отослали Семену Петровичу (брату Юшневского), а ехидная Мария Казимировно сопроводила его следующей аннотацией:
"Ты и не воображай себе, мой добрый друг Семен Петрович, чтобы твой брат мог быть когда-нибудь похож на этот портрет! Я бы была в отчаянии. Если ты хочешь, черты лица его, но выражение, о Господи! Неужели есть люди с таким выражением лица?! Твой брат сохранил свежесть лица, какую всегда имел; даже днями бывает красен, когда не по себе ему, или немного прилив к голове. Ты помнишь, лицо его выражает кротость, благородство души его. Седины у него вполовину нет сколько здесь нарисовано. Одна худоба твоего брата изображена. Впрочем, если случалось показать мне этот портрет кому-нибудь - узнают, что намерение было изобразить Алексея Петровича. Кстати расскажу тебе, как у нас, бывало, стража солдат узнают сходство портретов. Однажды Бестужев нарисовал очень похожий портрет m-me Фонвизин. Сторож увидел и закричал во все горло: „ах ты проказник, Николай Александрович, даже живого ты Якушкина представил!" Другой раз портрет Швейковского нашли похожим на m-me Давыдову. Не думай, чтобы это одни простые так различали. Однажды порядочный человек подошел, когда делали портрет, удивлялся сходству и указал пальцем на нос, у него не дорисованный. (Нос) остался на пальце. Так живописец с отчаяния мазнул кистью по всему лицу, и пропала вся работа.." (5 Апреля 1843, Малая Разводная, опубл. в кн. Письма декабриста Алексея Петровича Юшневского и его жены Марии Казимировны из Сибири , публ. В. П. Голубовского, Киев, 1908).
Есть еще вот такое упоминание о портрете:
"Позднее мы отправляли вам второе секретное письмо, вложенное в конверт, адресованный Рейхелю. Чтобы уведомить вас о его получении, мы поручили ему передать вам один из моих портретов, находящихся в его владении. Однако, он ни разу нам об этом не обмолвился, хотя у нас были все основания быть уверенными в том, что наши письма были ему доставлены тем лицом, которому они были поручены" - 19 марта 1838 года, из Сибири уезжает племянник Лепарского, Юшневские передают с ним Семену письма. А вот что за портрет и чьего авторства, и попал ли он в итоге к Семену - не знаю.
Ну и до кучи уж, перерисовка из музея декабристов в Петровском заводе:
Мария Казимировна Юшневская.
Изображений до Сибири у нас не сохранилось (или они не найдены). Есть портреты работы все того же Н. Бестужева.
Это акварель хранилась все в том же краеведческом музее в Тульчине, опубликована была в 1930 году в сборнике "Декабристы на Украине", а после войны была утрачена. Датируется 1831-32 годом и явно имеет сходство с вот этой (сохранившийся, в ИРЛИ) миниатюрой на слоновой кости:
Долгое время он считался портретом П.М. Бестужевой, атрибутирован, если я правильно все понимаю, вот ровно Зильберштейном.
(Есть еще карандашная перерисовка того же портрета, она опубликована в Записках Волконской 1914 года - но что-то я пока их не могу обрести в сети, найду, подберу сюда, сама перерисовка принадлежала Е. Якушкину и сейчас тоже утрачена)
И есть поздняя акварель, 1838-39 гг, вот эта:
В письмах Юшневской упоминается еще портрет. В том же письме к Семену от 19 марта 1838 года посланном с младшим Лепарским Юшневская пишет:"Он [Осип Лепарский] увез мой портрет; увез бы и брата твоего, но нет теперь сделанного. Он хотел его показать вам, как я изменилась", где этот портрет - тоже неизвестно".
Еще есть изображение работы Романа Вильчинского, примерно похожее на эти портреты - не привожу, потому что не знаю ни места опубликования, ни авторства атрибутации.
Поскольку зятем Марии Казимировны был известный художник Карл Яковлевич Рейхель - логично, что должны были бы быть ее изображения авторства зятя. Вообще Юшневские с Рейхелем знакомы в конце десятых годов (так что и вот тот портрет с Анной на шее отменно может принадлежать Рейхелю). Но пока все что у нас есть - это работы исследовательницы В.В. Гапоненко - не могу найти ссылку на публикацию, но она атрибутировала какие-то рисунки из альбома Рейхеля, хранящиеся в Кяхте как портреты Марии Казимировны. Но это были тезисы доклада, изображения к ним, кажется, не прилагалось (не видела самой публикации), ну и Кяхта далеко, а сама Валентина Владимировна умерла.
Где-то так.