Город, названный именем великого учёного, который в нём не родился, но прожил большую часть жизни. Человек, про которого известный художник Герасимов сказал: «Если Мичурин не Ломоносов, то он из той же породы людей». Не смог воплотить мечту об учёбе в университете, но всю жизнь занимался самообразованием. Много чего умел делать своими руками, но больше всего любил садоводство, приобрёл участок для питомника, жил по строгому распорядку, отдавая себя экспериментальной работе. При царе его достижения и открытия не нашли признания, в то время как за границей его популярность росла и его даже звали в Северную Америку, предложив заманчивые условия. Но он остался и до конца жизни работал на созданном им питомнике, оставил огромное наследие, а его достижения были отмечены высшими наградами. Мичуринский питомник становится ВНИИ садоводства, Мичурин - его руководителем, доктором наук, дважды почетным академиком, город ещё при жизни садовода получает его имя, а уже позже, в нашем веке - статус Наукограда. На его надгробии высечены две его цитаты. С одной стороны памятника приведена известная фраза «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё - наша задача», а с другой - такие слова: «Человек может и должен создать новые формы растений, лучше природы». Считается, что это продолжение известной фразы, за которую Мичурина сильно критиковали. Но я не нашла в таком виде цитату целиком. Первая фраза есть в книге И. В. Мичурина «Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений» (Изд. 3-е. М.: Сельхозгиз, 1934). Я нашла книгу в сети, чтобы уточнить. Откуда вторая фраза, не обнаружила. И писал ли он вторую как продолжение первой, тоже не знаю.
С городом связана судьба ещё одного известного человека - художника Александра Герасимова. В Мичуринске есть Музей-усадьба художника. Здесь он родился, здесь находится наиболее полная коллекция его работ. Жил в Москве, но часто приезжал на малую родину. Придворный живописец Кремля, получивший признание и кучу наград при Сталине (4 Сталинские премии). И опальный при Хрущёве - его освободили от всех должностей, а картины убрали из музеев. Автор монументальных полотен в красных тонах и официальных портретов и удивительно светлых и мягких пейзажей, натюрмортов. В музее есть несколько его автопортретов. Во всех он изображал себя за работой, с кистью и мольбертом, в костюме с бабочкой и с неизменной трубкой в зубах. И есть один, последний - где он уже без трубки.
Еще один факт из жизни города. В городе находится собор, построенный по проекту архитектора Константина Тона. Константин Тон, русский архитектор, основоположник русско-византийского стиля. Автор нескольких храмов в этом стиле. Храм Христа Спасителя в Москве, собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, Боголюбского собора в Мичуринске. Строиться Боголюбский собор начал позже московского, но закончен раньше. Он отличается от московского, размерами и немного внешним видом. Его можно назвать младшим братом, но в отличие от старшего он пережил годы потрясений и гонений на церковь и дошел до нас в первоначальном виде. Более того, он помог возрождению собрата. Когда пришло время восстановления Храма Христа Спасителя в 90-е годы, пришли на помощь размеры, пропорции, внутренние росписи Боголюбского собора.
Не очень люблю русско-византийский стиль, поэтому мне намного больше нравится другая церковь Мичуринска - Ильинская в стиле барокко. Она тоже чуть не пострадала после революции, несмотря на то, что была включена в список архитектурных памятников. В начале 30-х сбросили с церкви купола и над храмом нависла реальная угроза. Рассказывают, что в отчаянных попытках спасти уникальную церковь обратились за помощью к известному художнику-реставратору Игорю Грабарю. Он, по легенде, произнес фразу, что подобная архитектура церкви напоминает ему работы Растрелли. Тронуть творение великого итальяца никто не решился, и церковь сохранили. Предполагают, что церковь строил другой итальянец. Поначалу планировали её сделать без высокого шпиля над колокольней, но позже по желанию спонсоров внесли изменения в проект, чтобы она была похожа на Петропавловский собор.
В городе есть длинная-предлинная улица Советская (бывшая Московская), но не проспект, как это часто бывает, а скорее, променад с пешеходной зоной в небольшой ее части. Мы прошли только эту небольшую часть, видели старые торговые здания, с колоннами, эркерами и куполами над ними.
Мы пронеслись по городу, как вихрь, а по небольшому старинному городу надо гулять неторопливо, чтобы окунуться в атмосферу русского уездного города, настоящей купеческой старины. Выйти рано утром, пройти по тихим улочкам, рассматривать старые дома, интересные сохранившиеся детали. Вот красивое окно, интересный балкон, сохранившиеся явно старинные ворота, вот буквально вросший в землю и потому явно старый дом, но какие колонны!.. Но все равно нам как-то удалось проникнуться его обаянием. Нас предупреждали, что на Мичуринск нам не хватит тех нескольких часов, которые у нас были до поезда, советовали остаться ещё на сутки. Сходить в музей Мичурина как минимум.
Не хотела ломать ритм рассказа картинками, поэтому покажу их отдельно. Начнем с улицы Советской.
Два похожих дома с куполами и колоннами.
Очень приятная для прогулки часть улицы с пешеходной зоной в центре.
Кинотеатр в стиле конструктивизма. Порадовал бы, если не знать, что он построен на месте и из кирпичей разрушенной церкви.
Ильинская церковь (всё снималось впопыхах).
Фотографий Боголюбского собора у меня нет, есть только часовня на территории собора.
И немного праздника Троицы внутри.
Дошли до музея Герасимова. Он очень любил цветы, во дворе всегда росли пионы. И до сих пор.
Поначалу я не решалась снимать и не сфотографировала многочисленные картины с пионами. Одну взяла в интернете.
Потом сделала несколько кадров телефоном. Ниже портрет Мичурина, этюд к этой картине, автопортрет с неизменной трубкой. А слева кусочек картины, где есть пионы и даже выглядывает парочка живых цветов. Было интересно. Я смотрю на картину с пионами и думаю - надо же, пахнет цветами! И только после этого заметила на рояле несколько ваз с живыми пионами. Пусть будет хоть в таком обрезанном виде.
Не нашла в сети информацию про этот портрет, но экскурсовод вроде сказала, что это его жена.
Московские виды: Казанский вокзал и Кузнецкий мост.
Из интерьера дома Герасимовых. Буфет в стиле модерн.
Еще два кадра непарадного города.
Ну, а потом вокзал Мичуринск Воронежский, прекрасный сидячий двухэтажный поезд, 4,5 часа до Москвы.