Sep 18, 2011 14:56
Сегодня покупали детям учебники. И меня одолела злость. Как же можно взять все самые яркие, удивительные, увлекательные, прорывные события в человеческой истории, науке, и превратить их в... БАНАЛЬНУЮ ЗУБРЕЖКУ.
"Назовите десять периодов того-то и того-то", "двадцать правил сего-то". "Выучите таблицу египетских богов, а также растворимости солей и оснований в воде".
Вместо того, чтобы зажечь детей тем огнем, который веками горит в искусствах и науках, его подавляют. Хуже, заставляют поверить, что пустое перечисление понятий - и есть ЗНАНИЕ.
Вторая проблема - страсть к "логическому изложению материала". Почему-то авторам кажется, что если объяснить любую вещь с помощью силлогизмов и дефиниций, то дети сразу поймут ее и станут очень умными (вместо того, чтобы выбросить учебник, а такое желание возникает у любого нормального человека после чтения скучного и пустого текста). А по-простому объяснять "никак нельзя".
Любой курс представляется в виде квадратиков со стрелочками, причем квадратики верхнего уровня разделяются на более мелкие квадратики, те еще на более мелкие. В таком виде выхолащивается и убивается любая информация. Курс Русского языка не сильно отличается от Истории или Географии. Только надписи на квадратиках меняются, а общая структура остается неизменной.
Вот, к примеру, важная информация
"Полость рта - это пространство, образованное щеками по бокам, верхней челюстью сверху и нижней
челюстью снизу. В ротовой полости находятся зубы, язык и слюнные железы".
Да как же мы этого не знали?
"В состав пищевартиельной системы входят органы, отвечающие за процесс пищеварения".
Еще более важная информация.
"Система пищеварения состоит из пищеварительной трубки и пищеварительных желез, к которым относится печень, поджелудочная железа и слюнные и кишечные железы. Длина пищеварительной трубки у взрослого человека составляет приблизительно 9м."
Вы еще не заснули?
Когда-то я первый раз участвовал в полостной операции на живом человеке. Когда открыли грудную клетку, я увидел целый храм прекрасных, сложных и интересных органов. Я часами не мог оторваться после этого от монитора, стоящего в соседней к операционной комнате, так это было завораживающе. У меня было ощущение, что прикоснулся к тайне жизни. Потом я прочитал по своей инициативе еще массу книг и справочников, и до сих пор нахожу для себя секреты даже в маленькой поджелудочной железе.
Но, к сожалению, врядли я сдал бы сегодня экзамен по школьный биологии. Ведь я не знаю главного - "что такое рот", и "какова длина пищеварительной трубки".
И так, поверьте, по всем предметам, по всем предметам... Да как же наши бедные дети это выдерживают?