Регистрация индивидуального предпринимателя

Jan 08, 2016 16:55



Открыть ИП может любой дееспособный совершеннолетний гражданин Российской Федерации, деятельность которого не ограничена судом. Также заниматься предпринимательской деятельностью могут:
- несовершеннолетние граждане РФ, которые:
а) получили согласие родителей или опекуна на предпринимательскую деятельность;
б) вступили в брак;
в) получили судебное решение о полной дееспособности;
г) получили заключение органов опеки и попечительства о полной дееспособности.
- иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют место жительства (временное либо постоянное) на территории Российской Федерации.

Запрещено вести индивидуальную деятельность следующим категориям граждан:

- Муниципальные и государственные служащие;
- Военнослужащие;
- Иностранные граждане либо лица без гражданства, при отсутствии регистрации на территории РФ и миграционной карты;
- Граждане с ограниченной дееспособностью, в том числе, злоупотребляющие наркотическими препаратами или алкогольными напитками;
- Несовершеннолетние граждане (не достигшие 18 лет), у которых отсутствуют разрешительные документы соответствующих органов или граждан.

Правила государственной регистрации устанавливает Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

1. Формируем пакет документов

Если вы совершеннолетний гражданин Российской Федерации, для регистрации вам потребуются следующие документы:

- заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001);

При заполнении заявления по форме № Р21001 в листе А необходимо будет указать коды видов экономической деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Их можно посмотреть здесь.

Заявление о госрегистрации ИП должно содержать следующие ведомости:
• ФИО физического лица;
• ИНН;
• Пол;
• Сведения о рождении;
• Гражданство;
• Адрес проживания;
• Данные паспорта;
• Код основного вида деятельности;
• Подтверждение указанных в заявлении сведений;
• Контактные данные;
• Подпись заявителя.

- копия российского паспорта;

- копия свидетельства о постановке на учёт физического лица в территориальном органе ФНС России;

- квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины».

Еще получить квитанцию на оплату госпошлины за регистрацию ИП можно несколькими доступными способами: в налоговой службе (заполнив квитанцию вручную без ошибок!), с помощью Интернет (скачать и заполнить квитанцию), через терминал в налоговой инспекции (в этом случае взимается комиссия), при содействии посредника (который поможет правильно заполнить квитанцию и произвести оплату в самые краткие сроки). Реквизиты госпошлины за регистрацию ИП, необходимые для заполнения, можно взять в ФНС. С 1 апреля 2007 года действует новая форма № ПД-4сб (налог). Оплатить можно в Сбербанке или через Интернет с помощью общероссийского сайта ФНС (выберите способ оплаты: «Безналичный расчёт» и нужный банк или кредитную организацию) или с помощью сайта своего региона. В Москве и Санкт-Петербурге есть специальные терминалы (с комиссией) в налоговых службах, через которые можно провести платеж.

image Click to view



Подпись на заявлении, а также копия паспорта должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке, за исключением случая, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет паспорт.

2. Определяем, в какой налоговый орган подать документы

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в специально уполномоченном на регистрацию предпринимателей налоговом органе по месту его жительства, то есть по месту регистрации, указанному в паспорте.

В случае, если в паспорте отсутствует место регистрации, то государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть осуществлена в специально уполномоченном на регистрацию предпринимателей налоговом органе по месту пребывания.

Узнать номер, адрес и реквизиты налоговой инспекции можно с помощью сервиса: «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции»

3. Представляем документы

Документы могут быть переданы в налоговую инспекцию любым удобным для вас способом:

3.1 Лично:

- непосредственно в инспекцию - лично или через представителя по доверенности;
- в многофункциональный центр - лично или через представителя по доверенности;

3.2 Удаленно:

- по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
В пределах территории Москвы документы можно направить и получить также через DHL Express и Pony Express.

- в электронном виде.

Подать документы с помощью сервиса: «Подача электронных документов на государственную регистрацию»

Подать документы с помощью сервиса: «Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя»

Инспекция примет документы и выдаст (направит) расписку в их получении.

4. Получаем документы о государственной регистрации

Если все документы в порядке, через 5 рабочих дней в налоговой инспекции вы можете получить:

- свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя;
- лист записи ЕГРИП.



Пример свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя



Пример лист записи ЕГРИП

Документы можно забрать лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Их могут направить в ваш адрес и по почте. В пределах территории Москвы документы можно получить также через DHL Express и Pony Express.

image Click to view



Заполнение заявления ИП на УСН

Для выбора упрощенной системы налогообложения нужно написать заявление по форме №26.2-1. Бланк заявления можно получить в органах ФНС. Желательно заполнять два бланка одновременно, чтобы второй экземпляр с отметкой фискального органа остался у заявителя на руках.

Заполнить заявление ИП на переход на УСН очень несложно. Оно невелико по объёму. На данный момент используется форма 1150001.

1. Вверху страницы находятся строки «ИНН» и «КПП». Первая заполняется вами, вторая - сотрудниками учреждения.
2. Код налогового органа - это четырёхзначный идентификатор ИФНС, где вы регистрируетесь. Узнать его можно либо в самом учреждении, либо на сайте ФНС.
3. Код признака заявителя выбирается из тех, что указаны мелким шрифтом в самом низу страницы, под звёздочкой.
- Если вы подали заявление о переходе на УСН вместе с заявлением на регистрацию - выбирайте цифру 1;
- Если вы подаёте заявление чуть позже, в пятидневный срок с момента постановки на учёт в ИФНС - 2;
- Если вы переходите с другой системы налогообложения - 3.
4. После слов «Налогового кодекса Российской Федерации» указываются имя, фамилия, отчество в именительном падеже.
5. Следующая клетка бланка, которую необходимо заполнить, содержит в себе цифру, обозначающую дату перехода на УСН.
1 - это 1 января определённого года (нужно указать);
2 - дату постановки на налоговый учёт (подходит только вновь зарегистрировавшимся ИП);
3 - 1 число любого месяца и года (подходит только предпринимателям, прекращающим использование ЕНВД).
6. Далее выбирается объект налогообложения - доходы или доходы минус расходы. Не забудьте указать год подачи заявления.
7. Доходы за девять месяцев текущего года указываются только ИП, которые уже вели предпринимательскую деятельность. Если вы только регистрируетесь, ставьте прочерк. То же самое касается средней численности работников и стоимости амортизируемого имущества.
8. Внизу пишется номер контактного телефона.
9. Под горизонтальной линией вам необходимо заполнить только левую колонку.
- Цифрой указываете, кто подаёт заявление ИП на УСН - налогоплательщик или его представитель,
- Пишете свои ФИО,
- Ставите подпись и указываете дату подачи заявления в налоговый орган.
- Представитель, в дополнение к этому, фиксирует название документа, дающего ему такие полномочия (например, «доверенность»).



image Click to view



Коды статистики для ИП

Иногда индивидуальные предприниматели выпускают из вида то, что необходимо получать коды статистики (ОКПО, ОКАТО, ОКТМО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ) при регистрации. Информация о регистрации направляется налоговой инспекцией в территориальные органы Росстата и внебюджетные фонды. Этими двумя ведомствами уведомления о постановке на учет высылаются по почте. Но коды же статистики для ИП придется получить самостоятельно.

Зачем нужны коды статистики?

Чтобы открыть счет в любом кредитном учреждении требуется получение кодов статистики. А так же при оформлении лицензий на все виды лицензируемой деятельности и значительное число разрешений и допусков также требует предоставление письма из статистических органов.

Нельзя забывать, что все субъекты хозяйствования, какими являются индивидуальные предприниматели, в обязательном порядке предоставляют статистическую информацию и своей экономической деятельности. В случае если субъект хозяйствования игнорирует данные обязанности, он может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения на него штрафа. Информация должна предоставляться на бланках, в определенной форме, где обязательно указываются статистические коды.

Несмотря на кажущуюся несерьезность статистических кодов, очевидна важность их получения для деятельности предпринимателя. Они имеют большое значение для нормального ведения отчетности бизнеса.

Существует два варианта получить коды статистики для индивидуальных предпринимателей:

1. Информационное письмо Росстата должно выдаваться со всеми документами при регистрации индивидуального предпринимателя. Но на практике это встречается очень редко.
2. Индивидуальный предприниматель должен самостоятельно обратиться в статистическую службу для постановки на учет.

В случае самостоятельного обращения необходимо будет написать заявление и к нему приложить копии свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя и своего паспорта. Информационное письмо подготовят примерно через пять-шесть дней.

Первый раз коды статистики вам выдадут бесплатно, впоследствии при возникновении необходимости информационное письмо можно будет заказать в любое время за небольшую определенную плату. Все изменения в данных индивидуального предпринимателя, такие как смена фамилии, вида деятельности или места жительства необходимо вносить в информационное письмо и отправлять в Росстат.

Еще один способ получить коды статистики

В настоящее время появились юридические фирмы, которые помогают в получении кодов статистики субъектам хозяйствования. Многие занятые предприниматели охотно обращаются в такие фирмы, чтобы сэкономить свое время. Фирма подаст сама заявление, получит информационное письмо и передаст его заказчику.

Таким образом, на сегодняшний день для индивидуальных предпринимателей получить коды статистики стало довольно простым мероприятием, требующим только наличие свободного времени или небольшой суммы денег. Получение их необходимо, по той причине, что с каждым днем клиентами предъявляется к контрагентам все больше требований, поэтому пакет документов должен быть всегда в полном порядке.



Также сейчас юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям можно получить коды статистики онлайн и распечатать Уведомление из Статрегистра Росстата самостоятельно без личного обращения в территориальный орган Росстата. Информация по идентификации кодами ОК ТЭИ находится в свободном доступе и её можно получить в базах территориальных органов Росстата. Для получения кодов статистики и печати Уведомления Выберите Ваш регион в списке слева на сайте http://кодыросстата.рф. Для более быстрого поиска цифрами обозначены коды субъектов Российской Федерации. Предоставляются коды статистики бесплатно.

Регистрация в органах Пенсионного Фонда России (ПФР)

Регистрация ИП в ПФР проводится автоматически после фиксации как плательщика налогов . Такое правило действует по отношению к самостоятельному предпринимательству. В том случае, если планируется использование наемной рабочей силы, ИП необходимо регистрироваться как работодатель. В ПФР для этого требуют предоставить в сроки, не превышающие 30 дней с момента заключения договоров, следующие документы:

заявление установленного образца;
копию свидетельства о госрегистрации ИП;
копию свидетельства о взятии на учет в налоговых органах;
копию трудового договора с работником, который нанимается;
копию трудовой книжки работника.

Самостоятельно в органах ПФ должны регистрироваться частные нотариусы (со дня назначения) и адвокаты (со дня выдачи удостоверения). Установленные сроки для подачи документов - 30 дней.

С того момента, как ИП зарегистрирован, он обязан регулярно оплачивать фиксированные взносы. Это может происходить либо единожды в год, либо отдельными платежами. Все бланки для проплат с уже готовыми реквизитами можно найти на интернет странице ПФР.

Каждый индивидуальный предприниматель обязан раз в квартал сдавать в пенсионный фонд отчеты по проплатам. Все чеки сохраняются для проверок. Взносы платятся в любом случае, даже если предпринимательская деятельность временно не ведется.

ПФР, в котором проводится регистрация ИП, выдает предпринимателю документ - Извещение о регистрации физического лица в ПФ РФ.



Постановка на учет в Фонде социального страхования (ФСС)

Регистрация ИП в ФСС проводится только в том случае, если предприниматель имеет наемных работников. При отсутствии сотрудников становиться на учет в Фонд соцстраха нет обязанности. Но если предприниматель заключает трудовые или гражданско-правовые договора с наемной рабочей силой, ему необходимо на протяжении 10 дней зарегистрироваться.

Постановка на учет проводится территориальным отделением фонда при наличии таких документов:

паспорта ИП и сотрудника;
трудовой книжки наемного работника;
справки об открытии счета в отделении банка;
свидетельства ИНН (индивидуального налогового номера);
свидетельства ОГРНИП (основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя).

Если предприниматель пропустил 10-дневный срок, выделенный законодательством для постановки на учет во внебюджетном фонде, его могут оштрафовать (сегодня сумма штрафа составляет 5000 рублей).

Фонд социального страхования, в котором проводится регистрация ИП, выдает предпринимателю документ - страховое свидетельство.



Регистрация в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС)

ФОМС принадлежит к числу внебюджетных фондов, куда индивидуальный предприниматель перечисляет обязательные платежи. На сегодняшний день они объединены одним взносом с ПФР, но регистрироваться в ФОМС нужно отдельно. Проводится действие автоматически. Для этого подаются:

паспорт;
свидетельство ИНН;
свидетельство ОГРНИП.

Регистрация в ФОМС проходит незамедлительно и подтверждается выдачей свидетельства о регистрации страхователя.



Печать ИП

Действующее законодательство на сегодняшний день не требует от индивидуального предпринимателя наличия у него печати.

Однако в определенных случаях данный атрибут бывает весьма полезен.

Например, при взаимодействии с банком в процессе осуществления операций по расчетному счету. Печать ИП также может потребоваться ему при участии в договорных отношениях, поскольку крупные компании рассматривают печать как реквизит, необходимый для заключения соглашения. Возможна также ситуация, при которой контрагент просто не знает о том, что ИП по закону не обязательно иметь печать, соответственно, при совершении сделок может возникнуть риск вызвать недоверие бизнес-партнера.

Следует отметить, что печать ИП должна присутствовать на бланках строгой отчетности (Письмо Минфина РФ от 02.03.2009 № 03-01-15/2-69Об).

Несмотря на всю простоту данного реквизита, печать, тем не менее, выступает дополнительным средством защиты документов, которые не достаточно будет просто подписать. Учитывая вышесказанное, можно сказать, что хоть законодательство напрямую и не требует наличие у ИП печати, её отсутствие может доставить значительные неудобства при обмене документацией:

с субъектами бизнеса;
органами государственной власти.

Требования к печати

Печать ИП выступает средством его идентификации в гражданском обороте. Соответственно, для того чтобы должным образом индивидуализировать конкретного предпринимателя, печать должна отражать:

Фамилию, имя и отчество;
Местонахождение;
Регистрационный номер, содержащийся в Едином Государственном Реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
Указание на наличие статуса ИП.

Необходимо отметить, что на печати ИП не может быть отражена государственная символика Российской Федерации либо иностранного государства, символы, разжигающие расовую, национальную, религиозную вражду и т.п.

Например,



Регистрация

Как было отмечено выше, печать хоть и требуется ИП для фактического ведения хозяйственной деятельности, её наличие не устанавливается законодательством в качестве обязательного. Логическим продолжением этой идеи является отсутствие обязанности по регистрации печати индивидуального предпринимателя.

Как заказать печать

На сегодняшний день заказать печать для ИП можно, обратившись в любую коммерческую компанию по изготовлению печатей.

Стоимость

Стоимость данной услуги варьируется в зависимости от оснастки, которую выбирает клиент (дерево, пластик, автоматическая или оригинальная металлическая оснастка). Печать-автомат наиболее удобна при работе с большим количеством документов, так как позволяет поставить оттиск быстро и без использования специальной «подушечки».

Дизайн

Большинство печатей ИП похожи по дизайну, в связи с чем салоны по их изготовлению, как правило, предлагают готовые варианты, однако, возможно создание по уникальному макету, разработанному самим заказчиком, что также отражается на цене изделия.

Некоторые индивидуальные предприниматели, как и организации, используют средства защиты оттиска от подделок. Все перечисленные аспекты оговариваются и уточнятся непосредственно при приеме у гражданина заказа.

Сроки

Говоря о сроках создания, следует указать, что готовую печать лицо получает, как правило, на следующий день после совершения заказа или быстрее, но уже за дополнительную плату.

Оплата

Оплата, как правило, может быть совершена по договоренности до или после получения изделия. Приблизительная стоимость изготовления печати для ИП в настоящее время варьируется от 150 до 600 рублей.

image Click to view



Открытие счета

Нужен ли ИП расчетный счет?

На начальных этапах бизнеса многие предприниматели задумываются о целесообразности отдельного счета в банке, полагая, что все взаиморасчеты с партнерами смогут вести через свой личный. В качестве аргументов приводят необходимость дополнительных затрат на открытие, да и думают, что зачисления будут проводиться и так без проблем.

Действительно, законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности ИП иметь отдельный банковский счет. Исключением являются только те предприниматели, которые имеют денежные обязательства с другими ИП или юридическими лицами, либо же сумма по отдельным договорам будет превышать сто тысяч рублей. Если партнерами являются только физические лица, отчет кассовой дисциплины не обязателен. Следовательно, нет необходимости в банковском счете.

Поскольку законодательством не установлено ответственности за использование личного счета физического лица в целях предпринимательства, невозможно и проконтролировать денежные направления клиента. Казалось бы, все теперь понятно: расчетный счет для ИП - необязателен. Но тут есть некоторые нюансы:

Если в платежном поручении клиент укажет в качестве получателя «ИП…», то банк просто не зачислит средства, так как по правилам может это сделать только в пользу физического лица, а не предпринимателя;
Не все партнеры-покупатели согласятся работать с предпринимателем, если деньги за товары или услуги нужно перечислять на личные, а не отдельные счета. Понять их можно: при бухгалтерских проверках налоговые органы засчитают такие оплаты именно как сделанные в пользу физических лиц. Разобраться в платежах очень просто - счета начинаются с определенных цифр (четвертая и пятая у физических лиц - это 02, а у текущих - 17). Такие действия чреваты санкциями, связанными с налогом на доходы физических лиц. Многие компании посчитают нужным сотрудничать с другими лицами и не искать себе проблем. Аналогичная ситуация может возникнуть, если бизнесмен решит со своего личного счета перевести деньги контрагенту за товар, ведь он не предназначен для использования в предпринимательских целях;
Если бизнесмен накапливает на своем счете денежные средства личного характера и одновременно - для хозяйственной деятельности, он не сможет убедить налоговые органы в отсутствии неучтенных доходов. Это грозит применением штрафных санкций согласно законодательству. С такого счета могут списать налоговый долг.

Вывод: отдельный счет в банке для ИП может избавить его от многих проблем. Поэтому лучше потратить определенную сумму на открытие. Главное - правильно подойти к выбору банка, поскольку многие финансовые учреждения сегодня для своих клиентов имеют выгодные предложения по обслуживанию.

Как выбрать банк?

В эру информационных технологий у человека есть все возможности для получения информации о нужной услуге. Это касается и банковской сферы. Самый простой способ - зайти в Интернет и почитать на сайтах финансовых структур об услугах и тарифах, которые они предлагают. Параллельно можно ознакомиться с отзывами клиентов на специализированных форумах. Как правило, большие надежные банки имеют более высокие тарифы за обслуживание. Мелкие финучреждения пребывают в борьбе за каждого клиента, поэтому могут устанавливать либо минимальные расценки, либо проводить регулярные выгодные акции (например, несколько месяцев бесплатного обслуживания «в подарок»).

Выбрать, в каком банке открыть расчетный счет для ИП, можно и ознакомившись с электронной системой обслуживания «клиент-банк». Подключив автоматизированную систему, предприниматель сможет ежедневно получать отчеты по поступлениям, а также - просто проводить расчеты с партнерами. Многие банки предлагают обслуживание в системе «клиент-банк» по выгодным сниженным тарифам.
Необходимые документы

Какие документы понадобятся предпринимателю для открытия текущего счета в банке? Их перечень легко узнать в выбранном финансовом учреждении. Как правило, пакет состоит из:

Нотариально заверенного свидетельства о госрегистрации;
Копии выписки ЕГРИП, полученной не позднее чем за месяц до открытия счета для ИП;
Копии всех страниц паспорта;
Копии уведомления из органа госстатистики;
Лицензии - в том случае, если вид деятельности подпадает под разрешительную систему.

В банке предпринимателю выдают для заполнения еще целый пакет из заявлений, карточек и договоров.

После оформления необходимых документов заявителю выдадут: договор банковского счета; уведомление об открытии счета. Кроме того, сотрудники банка могут предложить выписать чековую книжку и заказать пластиковую карту.

Регистрация счета в налоговой и фондах

После того, как счет индивидуального предпринимателя в банке будет открыт, об этом необходимо сообщить в территориальную налоговую инспекцию. Срок для исполнения обязательства - 7 дней. В случае нарушения предусмотрен штраф в сумме от 5 тыс. рублей.

Уведомление налоговой происходит посредством заполнения специальной формы. Она состоит из двух страниц, которые скрепляются подписью заявителя. Форма № С-09-1 подается в двух экземплярах (для налоговой и для заявителя). Пример правильно заполненной формы выглядит так:



Аналогично, в 7-дневный срок об открытии счета сообщается в Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования. Для этих учреждений нет законодательно установленной формы заявления, поэтому бланки для заполнения можно скачать на сайте территориального управления.

image Click to view



Регистрация кассового аппарата

Кассовый аппарат необходим для ведения индивидуальной деятельности при ведении с клиентами наличных денежных расчетов. При этом процедура регистрации (получение регистрационной карточки на кассовый аппарат) по времени может занять от 14 дней до месяца. Регистрация ККМ (контрольно кассовых машин) с включением КММ в Государственный реестр осуществляется в налоговой службе по месту прописки индивидуального предпринимателя, где он поставлен на учет как налогоплательщик.

Для регистрации КММ необходимы следующие документы:

Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (ИНН);
Свидетельство о государственной регистрации физ. лица в качестве ИП и ксерокопию свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя;
Документы на помещение (договор аренды или приобретения), где будет установлен кассовый аппарат.

Кроме того, для регистрации КММ необходим договор с Центром технического обслуживания (РА ЦТО КММ) на его техническое обслуживание. В договор входит голограмма ЦТО, пломбы с печатью ЦТО, журнал кассира - оператора и журнал вызовов технических специалистов.

Завершающим штрихом является приобретение книги учета доходов и расходов в органе ФНС. Как правильно ее заполнить, можно узнать в налоговой службе.

Если у желающего стать индивидуальным предпринимателем, нет лишнего времени, либо необходимого для регистрации ИП упорства, всегда существует возможность обратиться в фирму, которая с удовольствием возьмет на себя все вышеперечисленные хлопоты.

Смотрите также:
Индивидуальный предприниматель

бизнес, уроки

Previous post Next post
Up