Mar 07, 2014 11:13
Бытует мнение, что наша страна страдает от засилия многочисленной бюрократии. Однако последние исследования Института Гайдара показывают, что в России не много, а очень мало чиновников. И деньги на их содержание уходят чрезвычайно небольшие. Такие выводы ученые сделали, сравнив численность бюрократии в России и странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Российский бюрократический аппарат, представляющийся гражданам огромной и неповоротливой машиной, на самом деле один из самых «изящных» в Европе. У нас в секторе госуправления, в социальном обеспечении и обеспечении военной безопасности работают лишь около 5,6% от всех занятых в экономике. Для сравнения: во Франции в этом секторе заняты 9,7% от всех работающих.
Расходы на так называемые общегосударственные вопросы в России также относительно невелики - всего около 2,4% ВВП, да и степень централизации чиновнического аппарата в России сравнительно низкая. При этом Россия продолжает идти по пути административных реформ, пытаясь повышать эффективность госаппарата. Так, заработная плата у чиновников в прошлом году росла быстрее, чем у среднестатистических россиян, напоминают в Институте Гайдара. По данным Росстата, среднемесячная зарплата гражданских служащих федеральных государственных органов по сравнению с 2012 годом выросла на 36,5% - до 98 тыс. руб., в то время как рост зарплаты по стране за аналогичный период составил всего лишь 12,3% - до 29,9 тыс. руб.
Столь масштабное повышение зарплат чиновникам тормозит экономический рост, уверена завлабораторией проблем экономического развития Института Гайдара Мария Казакова. Она считает спорным контраргумент о том, что работа чиновников - это важный фактор экономического развития и поэтому за эту важную работу нужно получать адекватное вознаграждение. Ведь эффективность и качество госуправления в России довольно низкие. А потому платить рекордные по мировым меркам зарплаты, в общем, нет особых оснований.
Казакова добавляет, что административная реформа, начатая в России 20 лет назад, была скопирована с управленческой модели в странах ОЭСР. Но, во-первых, слепой перенос реформы без учета российских реалий не мог быть эффективным, а, во-вторых, сама эта модель, по сути, не оправдала себя и на Западе.
«Административные реформы в развитых странах велись в рамках концепции NewPublicManagement, которая была призвана внедрить рыночные принципы в систему государственного управления», - рассказывает старший научный сотрудник Института Гайдара Екатерина Поспелова. Среди основных принципов - оптимизация, то есть сокращение количества государственных служащих, и передача части госуслуг в частный сектор, эффективность, то есть оплата труда по результатам деятельности, сокращение затрат на общегосударственные расходы, децентрализация, то есть сокращение занятых в центральном аппарате по сравнению с местными властями. Но почему-то в большинстве стран эти показатели за последние 10-15 лет либо остались прежними, либо и вовсе ухудшились.
Так, степень децентрализации в ОЭСР практически не изменилась, а в ряде стран, в том числе и в России, этот показатель снизился. Сокращения числа госслужащих тоже не произошло. В период с 1999 по 2012 год количество служащих в секторе «Госуправление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение» в Евросоюзе увеличилось на 9,8%. А в России «оптимизация» привела к увеличению числа чиновников на 25%. По словам Поспеловой, сократить расходы на общегосударственные вопросы также не удалось. С 2002 по 2011 год расходы в целом по Евросоюзу почти не изменились. В России же они увеличились на 1,3%. При этом наши расходы по данной статье все равно остаются в три раза меньше, чем в Европе, - 2,4% ВВП в России против 6,6% в странах Евросоюза, отмечает эксперт. Таким образом, необходимость продолжения в России подобных административных мер вызывает вопросы. Их нужно как минимум скорректировать. Например, внедрение новой системы оплаты должно преследовать не цели оптимизации расходов и сокращения штата, а адаптации госаппарата к стратегическим целям и повышения способности системы отвечать новым экономическим вызовам, считает Поспелова.
Заметим, что сопоставление стран по численности госслужащих и госрасходам может вызвать вопросы. Так, в численность госслужащих включены те, кто обеспечивает военную безопасность, но при сравнении общегосударственных затрат расходы на оборону (около 3% ВВП) почему-то не учитываются.
Доля работающих в госуправлении, военной безопасности и соцобеспечении от числа занятых в экономике, в %
Страна
2000
2005
2008
2009
2011
2012
Франция
9,2
9,7
10,2
10,1
9,7
9,5
Италия
8,8
6,4
6,2
6,2
6,3
6
Германия
8,3
7,8
7,3
7,3
7,1
7,1
Греция
7,4
8
8,4
8,4
8,9
9
Латвия
7,7
7,6
7,8
6,5
7
6,8
Португалия
6,7
7,1
6,8
7
6,8
6,7
Чехия
6,5
6,9
6,5
6,5
6,4
6,3
Испания
6,3
6,3
6,3
7,2
7,8
7,5
Великобритания
6,2
7,1
7,1
6,8
6,4
6,2
Норвегия
6,4
5,8
6,1
5,9
5,7
6
Россия
4,8
5,2
5,4
5,7
5,6
-
Расходы стран на общегосударственные нужды, в % к ВВП
1998
2000
2005
2008
2009
2010
2011
Европейский союз (27 стран)
-
-
6,4
6,3
6,5
6,5
6,6
Чехия
3,6
3,7
5,2
4,2
4,8
4,6
4,6
Германия
6,8
6,2
6
6
6,3
6,2
6,2
Эстония
4,5
3,7
2,8
2,8
3,4
3,1
3,2
Греция
12,1
11,7
10
10,7
11,8
11,9
12,8
Испания
6,8
5,7
4,7
4,8
5,3
5,3
5,7
Франция
7,8
7,5
7,2
6,7
6,6
6,3
6,4
Италия
11,2
9,6
8,8
8,8
8,5
8,3
8,6
Латвия
4,3
4,1
3,8
3,9
4,5
4,4
4,5
Венгрия
11,7
9,9
9,6
9,3
10,3
9,2
8,7
Польша
-
-
6,3
5,4
5,8
5,9
5,8
Португалия
5,9
5,9
6,7
6,3
7,3
8,4
8,4
Румыния
7,0
7,9
3,3
4,7
4,2
4,4
4,8
Финляндия
7,8
6,9
6,7
6,6
7,4
7,3
7,3
Великобритания
5,5
4,6
4,4
4,5
4,5
5,4
5,6
Норвегия
5,1
4,0
4,2
4,3
4,9
4,6
4,3
Швейцария
-
-
4
4,0
3,5
3,2
3,4
Россия*
5,2
3,6
4,6
3,6
3,9
3,8
3
* С учетом обслуживания государственного долга. Источник: Евростат, Росстат, Институт Гайдара
Европа,
чиновник,
Россия,
статистика