Гейдельберг. 6 февраля. FINMARKET.RU - Экономисты Heidelberg University Андреас Фюкс и Кай Геринг
уверены, что рейтинговые агентства необъективно подходят к выставлению суверенных рейтингов.
Обычно они серьезно завышают их для страны, откуда они родом: американские агентства завышают рейтинг США, а японские преувеличивают экономическую мощь Японии. Китайский Dagong вообще отражает геополитические интересы Китая: высокие рейтинги получают страны, имеющие схожие политические интересы и цели с Пекином. Агентства не справляются со основой задачей - они не могут объективно оценить кредитоспособность суверенного заемщика. Вселенная рейтинговых агентств
Рейтинговые агентства являются частными компаниями, которые выполняют важную общественную функцию - они оценивают надежность того или иного заемщика. Всего в мире порядка 150 рейтинговых агентств. Большинство из них обслуживают узкий региональный или национальный рынок и обычно сосредоточены лишь на корпоративных бумагах. В мире всего 9 агентств, которые выпускают суверенные рейтинги как минимум для 25 стран. Среди них самые крупные - это "американская тройка": Fitch, Standard & Poors и Moody’s. Они имеют множество офисов в различных странах мира, где на них работают местные эксперты и аналитики. Но есть и крупные региональные агентства вроде китайского Dagong Global, которые играют все более заметную роль. Девять агентств расположены в шести странах мира. Высшим рейтингом практически для всех них является "ААА" - он ставится странам, вероятность дефолта которых очень низка. Все девять рейтинговых агентств поставили такой рейтинг Норвегии, Швейцарии, Финляндии, Лихтенштейну и Люксембургу. К мусорному рейтингу относится "ВВ" или ниже. Основными держателями акций как крупных, так и мелких агентств являются банки и финансовые организации. Исключения - Dagong и канадская DBRS, которыми владеют физические лица. Оба агентства утверждают, что независимы. В двух случаях компании не принадлежит владельцам страны, в которой находится ее штаб-квартира. До 2006 года агентством Fitch владела французская компания Fimalac, сейчас она владеет половиной компании. Кипрским агентством CI владеют арабские инвесторы. S&P покрывает своими рейтингами 125 стран мира, а агентство DBRS - лишь 25. У одной и той же страны могут быть совершенно разные рейтинги, по версии разных агентств. Рейтинг США, по версии Moody’s и Fitchs, составляет "ААА", по версии Dagong - просто "А". Еще один характерный пример - Япония. Западные рейтинговые агентства ставят стране рейнтинг "АА-" или ниже. Dagong в марте снизил рейтинг страны до "А". Японская Japan Credit Ratings оценила рейтинг Японии в "ААА", а местный конкурент - Rating and Investment - в "АА+".
University of Heidelberg
University of Heidelberg
University of Heidelberg
University of Heidelberg
Рейтинговые агентства искажают суверенные рейтинги
Экономисты изучили рейтинги стран, которые выставили все девять рейтинговых агентств. Их они сравнили с текущей ситуацией в экономике этих стран, уровнем финансовой и бюджетной стабильности, торговой динамикой и политическими рисками. На этой основе они попытались определить, насколько искажены рейтинги.
Для удобства рейтинги они буквы рейтингов в числовой формат. Рейтинг "ААА" равен 21.
Положительно на оценку рейтинговых агентств влияют высокие темпы роста ВВП и низкая инфляция. Кроме того, более высокие рейтинги получают обычно более крупные страны. Снижают рейтинги ухудшение ситуации с бюджетом и рост госдолга. Если страна с 1970-о года хоть раз объявляла дефолт, то ее рейтинг обычно ниже примерно на 1,5 пункта. Положительно на рейтинги влияет высокое качество институтов, отсутствие конфликтов и другие факторы политической стабильности. Обычно рейтинговые агентства выставляют странам, из которых они родом, более высокие рейтинги, - примерно на 0,9 пунктов. Во время финансового кризиса этот эффект был еще болеевыражен: родные страны агентств получали рейтинг на 1,8 пунктов выше. В целом, рейтинговые агентства поддерживают страны, которые связаны с их родной страной или с ними экономически или культурно. Но этот эффект несколько слабее. Рейтинговые агентства выставляют более высокие рейтинги странам, в которых говорят на том же языке, что и в их родных государствах. Такие страны получают более высокий рейтинг на 0,7-1 пункт. Чаще всего более высокие рейтинги выставляют странам, где находится штаб-квартиры агентств. S&P и Fitch завышают рейтинг США, CI - Кипра, а R&I - Японии. Moody's лишь недавно начало искажать рейтинги. Если бы R&I относилось к Японии так же, как к другим странам, то рейтинг страны был бы ниже на 2 пункта. На рейтинги пяти из семи агентств оказывает влияние инвестиции владеющих ими банков: если акционеры вложились в эту страну, то ее рейтинг оказывается выше. Наиболее явно этот эффект проявляется в отношении S&P: если общие инвестиции акционеров возрастают на 10%, то рейтинг страны вырастает на 1,4 пункта. Геополитические интересы мало влияют на рейтинги агентств. Исключение - китайский Dagong, которые выставляют более высокие рейтинги странам, которые разделяют политическую линию Китая.
University of Heidelberg
Две причины "подкрутить"
Экономисты уверены, что у агентств есть две причины искажать рейтинги.
Политические интересы первостепенны
Во-первых, на процесс выставления рейтингов влияют вопросы политики. Правительство или чиновники могут надавить на агентство, чтобы оно выставило нужный стране рейтинг. Интерес правительств очевиден: более высокие рейтинги могут позволить им занимать под более низкую ставку. Снижение рейтинга может стать угрозой для развитых и развивающихся стран, например, некоторые фонды не могут вкладывать деньги в бумаги с низким рейтингом. При худшем варианте развития событий это может привести к кризису внезапной остановки финансирования. Рейтинг является своего рода оценкой деятельности правительства и лидера. Снижение рейтингов может нанести удар по репутации правительства. Например, понижение рейтинга Франции в 2012 и 2013 годах нанесло серьезный удар по президенту Франсуа Олланду, строившему оптимистические прогнозы о восстановлении экономики страны. Правительства заинтересованы в том, чтобы страны, с которыми они имеют тесные экономические связи, имели высокий рейтинг. При этом у правительств и политических партий достаточно много рычагов влияния на рейтинговые агентства, например, через финансовые организации, которые являются их акционерами. Правительства могут влиять на рейтинговые агентства и через административный ресурс. Правительство США, например, начало расследование против S&P и агентства Egan-Jones после того, как они снизили рейтинг США. Часто персонал сам искажает данные и рейтинги. Например, это позволяет сделать более удачную карьеру или же ими движут патриотические интересы. Агентство лучше понимает страну с похожей культурой
Во-вторых, рейтинговое агентство выставляет более высокие рейтинги странам, которые оно лучше понимает. Это невольное искажение рейтингов, вызванное культурным фактором. Здесь можно провести параллели с инвесторами, которые предпочитают инвестировать в страны с похоже культурой. Их они лучше понимают. То же самое касается и больших банковских кредитов. Рейтинговые агентства принимают решения в условиях ограниченной информации, которую они часто получают от правительств. Часто им сложно понять особенности ситуации в стране. Низкий рейтинг отражает издержки на получение информации о стране. Еще одна причина - прямая дискриминация некоторых стран. Есть примеры, когда агентства игнорировали экономические успехи той или иной страны, выставляя ей заниженный рейтинг. Если рейтинг не очень, правительство может вмешаться
Процесс выставления рейтинга составит из четырех этапов. Повлиять на рейтинг политики могут на последних двух.
На первом этапе агентство договаривается с правительством о том, что собирается выставить ему рейтинг, нанимает аналитиков и собирает данные. На втором этапе агентство собирает информацию о стране и анализирует ее. Это делается с помощью количественных моделей. Затем агентство публикует предварительным отчет о состоянии дел в стране. На его основе рейтинговый комитет выносит решение о рейтинге. В такой комитет входят несколько аналитиков и какой-либо менеджер. Лоббировать те или иные государственные интересы можно через главу подобного комитета. На финальном этапе агентство выставляет рейтинг и публикует соответствующий отчет. Затем оно проводит мониторинг страны и, если нужно, меняет рейтинг. В CI, Moody’s и DRBS надежность рейтинга утверждает один аналитик, в S&P, Fitch и JCR их два, а Dagong и R&I заявляют, что этим занимается целая команда аналитиков. Практически все агентства кроме Dagong, CI и немецкого Feri проводят встречи с политиками, чиновниками и представителями центробанка страны, которой они выставляют рейтинг. R&I - единственное рейтинговое агентство, которое не дает возможности суверенному заемщику апеллировать к рейтингу после того, как он был выставлен. Другие агентства готовы пересмотреть свое решение, если правительство предоставит новую информацию. Это также открывает широкие возможности для лоббирования интересов страны. В Standard & Poors все отрицают
В ответ на доклад ученых рейтинговое агентство S&P написало письмо, которое было
опубликовано в FT Alphaville.
S&P открыло отделения в более, чем 20 странах мира. Оно выставляет рейтинги 128 странам согласно одним и тем же критериям. Это исключает возможность появления "перекосов". МВФ подтвердил, что рейтинги S&P объективно отражают вероятность дефолта той или иной страны. S&P выставляет рейтинги на основе заключения о будущей кредитоспособности страны. Этого экономисты не учли. В S&P уверены, что экономисты использовали неправильный алгоритм для оценки рейтингов. Им стоит его подробнее объяснить. Особенно в S&P недовольны критикой рейтинга США. Он выставлен в соответствии с критериями агентства и абсолютно верен. Снижать рейтинг крупнейшей экономики без достаточных оснований неправильно.