В ближайшие два года в России появится рекордное количество новых стадионов, посчитали аналитики KPMG. Сейчас на стадии планирования и строительства находятся 20 таких объектов на 650 000 мест (из них 10 на 508 000 мест предназначены для чемпионата мира по футболу 2018 г.). В странах Европы всего 330 стадионов вместимостью более 20 000 человек, 90% из них были построены 30 лет назад и нуждаются в реконструкции. В России лишь 120 стадионов имеют вместимость более 5000 человек, и только 17 стадионов рассчитаны на 20 000 и более человек. А международным стандартам, в частности требованиям Международной федерации футбола (FIFA), полностью соответствуют лишь два из недавно построенных объектов - «Казань арена» и стадион «Фишт» в Сочи, считают в KPMG. Кроме того, новые российские стадионы оказываются в два-три раза дороже европейских аналогов.
Средняя цена строительства стадиона в Европе составляет $4000-6000 за место, минимальная - $1800 за место, максимум - $14 200. В России минимальный показатель не опускается ниже $7000 за место, утверждают в KPMG. Так, по данным аудиторской компании, стоимость одного места на стадионе «Фишт», который был построен для зимней Олимпиады в Сочи, составила $16 806, место на строящемся домашнем стадионе для петербургской футбольной команды «Зенит» оценивается в $16 581, а на «Казань арене» - в $14 175. Домашняя площадка для «Спартака» обойдется в $11 875 за место, а реконструкция Большой спортивной арены «Лужников» - в $9031 за место. Общая же стоимость строительства всех заявленных стадионов составит около $8,24 млрд, подсчитали в KPMG.
Для сравнения аналитики приводят траты на самые известные стадионы мира. Так, один из самых дорогих проектов Европы - строительство нового футбольного стадиона «Уэмбли» на 90 000 зрителей на месте снесенного в 2003 г. старого здания - обошелся в $14 079 за место (окончание работ - 2007 г.). Стадион «Эмирейтс» на 60 000 мест для английской футбольной команды Arsenal стоил $10 127 за место (2006 г.), новый стадион французского Лилля Grande Stade Lille Metropole - $8972 за место (2012 г.). Украинские «Арена Львов» и «Донбасс арена» были оценены в $8393 за место (2011 г.) и $7925 за место (2009 г.) соответственно. Для чемпионата мира по футболу, что прошел в 2010 г. в ЮАР, был построен стадион Nelson Mandela Bay Stadium в городе Порт-Элизабет, затраты на него - $6133 за место (2009 г.), а домашняя площадка для итальянской команды Juventus, открывшаяся в 2011 г., стоила $4234 за место.
Помимо завышенной стоимости строительства новые стадионы в России могут столкнуться с еще одной проблемой - малой посещаемостью спортивных мероприятий и востребованностью спортплощадок, полагают в KPMG. Так, доля граждан, ходящих на футбольные матчи в России, самая низкая в мире - в среднем один тур Премьер-лиги посещают не более 0,14% населения страны. Для сравнения, в Нидерландах на футбольные стадионы еженедельно ходят 1,8% жителей страны. Средняя посещаемость матча чемпионата России по футболу составляет около 13 000-15 000 человек, матча в
Краснодаре и Грозном - 20 000 человек. Для сравнения, на каждый матч Бундеслиги ходят в среднем более 42 000 человек, английской Премьер-лиги - более 35 000 человек, испанской «Примеры» - более 28 000 человек. Достичь рентабельности строящиеся в России площадки смогут лишь в том случае, если они будут спроектированы как многофункциональные, считают в KPMG. Большинство стадионов, которые возводятся к чемпионату мира по футболу 2018 г., будут способны принимать не только футбольные матчи, но и другие спортивные и развлекательные мероприятия. Однако к 2018 г. многофункциональных спортивных объектов высокого класса в стране будет не более 28%.
Затраты на капитальное строительство стадионов в России