Click to view
26 октября 2016 года, на форуме «Открытые инновации» после круглого стола «Университеты будущего» Проректор по перспективным проектам СПбПУ Петра Великого А.И. Боровков рассказывает о модели «Университет 4.0».
Для того, чтобы разобраться в сути этого определения, надо раскрыть значение всех остальных существующих моделей университетов:
1.0 - только образовательная деятельность;
2.0 - образовательная и научная деятельность;
3.0 - научно-образовательная и предпринимательская деятельность;
4.0 - университет, способный решать проблемы-вызовы современной промышленности за счет изменения концепта самой промышленности, при помощи смещения центра тяжести в сторону проектирования, где на этапе проектирования закладываются все параметры будущей конструкции.
Появляются такие суперсовременные подходы к проектированию, как проектирование на заданную стоимость, проектирование на заданные сроки - time to market.
Университет как субъект экономики знаний
Большинство исследователей полагают, что одной из главных проблем деятельности университета в условиях формирования информационного общества является слабая развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры как университета, так и отрасли в целом, что значительно снижает эффективность управления в сфере образования.
Университет как производитель знаний является основным источником формирования человеческого капитала, который согласно Г. Беккеру, «представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом».
Отметим, что в условиях цифровой экономики должно совершаться перемещение «из мира понижения нормы прибыли, основанного на дефиците природных ресурсов и материальных благ, в мир увеличения нормы прибыли, основанный на бесконечности возможных идей и их использовании в производстве новых продуктов и трансакций».
В соответствии с решением задачи становления цифровой экономики университеты должны трансформироваться в университеты 3.0 и университеты 4.0.
От «Университета 1.0» к «Университету 4.0»
Современные университеты - это:
● глобальные, открытые, динамично развивающиеся площадки;
● ресурсная база для обеспечения синергии за счет конвергенции типов деятельности в рамках проектных команд, состоящих из научных исследователей, менеджеров и инженеров;
● возможность формирования мультидисциплинарных исследовательских проектов путем объединения сотрудников нескольких академических школ;
● потенциал подготовки специалистов в новых областях знаний, а также профессий, отвечающих запросам бизнес-сообщества.
Новая роль университетов в обществе знаний проявляется в том, что:
● вклад современных университетов в инновационное развитие страны все больше определяется значением создаваемой и коммерциализируемой интеллектуальной собственности;
● современные университеты - институты общества, наилучшим образом решающие задачу перевода знания в интеллектуальный капитал за счет использования ресурсов глобальности, открытости, динамичности, постоянного притока активной молодежи;
● университеты не только исполняют заказы на исследования и разработки, но сами активно создают технологии и технологические компании;
● университеты сегодня становятся лидерами и центрами создания новых технологических отраслей.
«Университет 1.0»: институт общества, реализующий функцию образования. Он эффективен в: трансляции знаний, развитии талантов студентов, подготовке кадров (ориентированных на традиционные отрасли экономики), способен выступать в роли социального лифта.
«Университет 2.0»: институт общества, реализующий наравне с образовательной, исследовательскую функцию. Классический университет в духе университета Гумбольдта: способен к генерации новых знаний посредством исследовательской деятельности; обладает компетенциями в качестве центра консалтингового сервиса для рыночных игроков; выполняет научные исследования по заказам индустрии, создает технологии под заказ партнеров, не способен управлять интеллектуальной собственностью; способен к коммерциализации знаний в формате НИОКР.
«Университет 3.0»: институт общества, реализующий наравне с образовательной и исследовательской функциями функцию трансфера технологий и доставки их конечным пользователям. В «Университете 3.0» происходит эффективный процесс коммерциализации технологий (в том числе за счет отработанной политики работы с интеллектуальной собственностью университета), в нем развита предпринимательская культура, создаются технологические стартапы, на университет регистрируются патенты (которые далее могут продаваться партнерам либо передаваться отдельные права на основе лицензионных договоров), университет умеет налаживать эффективный диалог с представителями бизнес-сообщества (оперативно реагирует на запросы относительно выпуска новых специалистов, соответствующих ожиданиям рынка, реализует исследования в областях, интересующих представителей индустрии).
Университет 4.0»: институт общества, реализующий функцию поставщика знаний о будущем. «Университет 4.0» становится лидером развития высокотехнологичных отраслей. Таким образом, «Университет 4.0» способен максимально эффективно проявлять функцию капитализации собственных знаний.
При движении от «Университета 1.0» к «Университету 4.0» повышается уровень «передела» талантов и знаний: все больше прибавочной стоимости производится на кампусе университета, а не передается в экономику в виде «полуфабрикатов»: специалистов и общих знаний.
Источник