Фильм «Нирва́на» (1997) итальянского режиссёра Габриэле Сальватореса считается классическим произведением киберпанка. Главный герой понимает, что в огромном конгломерате у него почти нет друзей, за исключением созданного им же героя компьютерной игры, ради которого он и устремляется в авантюру.
[Сюжет] В недалёком будущем (в 2005 году), будущем транснациональных корпораций и дзайбацу живёт программист игр Джими (Jimi - Кристофер Ламберт), создавший интеллектуальную игру «Nirvana» и работающий на игрового гиганта «Okosama Starr». Но внезапно его компьютер поразил вирус, заразив главного героя игры «Nirvana» Соло (Solo - Диего Абатантуоно) и наделив его памятью «прошлых жизней», интеллектом и осторожностью. Поняв, что он - всего лишь персонаж компьютерной игры и устав от виртуальных смертей, Соло просит Джими стереть игру вместе с ним.
Чтобы выполнить просьбу, Джими вынужден покинуть свой дом и найти Ангела - того, кто способен проникнуть в сеть корпорации, обойдя Дьяволов (системы обнаружения и противодействия сетевым атакам), и удалить в базе данных копию игры. Он находит Джойстика (Joystick - Серджио Рубини), бывшего хакера, продавшего свои глазные роговицы и влачащего жалкое существование, и Наиму (Naima - Стефания Рокка), одарённую девушку, разбирающуюся в компьютерной технике, но не способную удержать в своей памяти воспоминания. Также Джими тоскует и ищет любимую жену, которая ушла от него в ашрам. Он выясняет, что она была неизлечимо больна и умерла, оставив после себя эйдетическую запись своей личности, которую может вставить себе в мозг и прочитать Наима.
Ситуация осложняется тем, что Джими преследует психолог из «Okosama Starr» (Хал Яманоути). В конце концов, Джими самому приходится стать Ангелом при помощи этих друзей.
Находясь в сети корпорации, он встречает своих Дьяволов - родных и близких людей из воспоминаний. Джими всё же достигает своей цели, но его местонахождение засекла корпорация. Он стирает Соло. Фильм заканчивается началом неравной перестрелки Джими (покинутого друзьями) и убийц из «Okosama Starr».
В 1997 году фильм получил две награды итальянской киноакадемии Давид ди Донателло за лучший сценарий и звук.
В 1998 году фильм был номинирован как лучший фильм на фестивале Fantasporto, премия Интернешенл Фэнтэзи Филм Авордс.
Саундтрек
OST песни из фильма «Нирвана» (1997):
Whatever It Is Pagani, Della Volpe and Now (vocals) 4:17 John Barleycorn (Must Die) S.L. Winwood and Traffic (vocals) 6:24 Eqbirotz Mauro Pagani 2:34 Sodae Cabral, Morais and Cesaria Evora (vocals) 4:54 Hotels Federico De Robertis 3:51 Chelsea Hotel Mauro Pagani 3:27 Nirvana Federico De Robertis 6:54 Last Dance Eraldo Bernocchi, Bill Laswell and Monks of the Gyued Monastery (vocals) 3:41 Town House Mauro Pagani 1:50 Tema di Lisa Federico De Robertis 1:45 Jimi e Solo Mauro Pagani 2:30 Lisa Mobile Federico De Robertis 3:05 Town House Mauro Pagani 1:21 Windy City Federico De Robertis 4:16 Chronotape Mauro Pagani 9:17 Tow Fu Mauro Pagani 1:18 J. Milonga Mauro Pagani 3:12
Пастиш
Фильм «Нирвана» Габриэле Сальватореса - это прежде всего авторское кино, с разоблачением пустоты общества досуга и потребления, бесцельности человеческого существования в экзистенциальном вакууме. Название фильма является одноименным с компьютерной игрой, главный герой которой Соло, вынужден раз за разом проходить процесс реинкарнации. Согласно буддийской традиции, Нирвана - есть место последнего упокоения, кульминация цикла последовательных перевоплощений, растворение личности в бесконечности. Из диалога Соло со своим создателем: «Пожалуйста, подожди минуту…Когда ты сотрёшь меня, я превращусь…Во что? - В снежинку за окном.- Это не так уж плохо». Вот она, «начинка» фильма, а съёмки в жанре киберпанк - его «оболочка».
Для гармоничного сочетания «начинки» с «оболочкой» итальянский режиссер насытил свой фильм отсылками не только к другим произведениям искусства, но и к таким культурным явлениям, как субкультура пост-хиппи и восточные эзотерические учения. Пастиш состоит из заимствований: книги Уильяма Гибсона «Нейромант», фильма «Бегущий по лезвию бритвы», комикса Мило Манара «Приключения Джузеппе Бергмана, йети». Созданные авторами фильма образы обитателей окраин агломерации: Марракеша и Бомбей-сити, выглядят более чем живописно. Все куда-то движутся, звучит этническая музыка, курятся благовония - отсылка зрителей к образу жизни обитателей общины пост-хиппи и панков - Христиании, но с кибер-уклоном.
В поисках подруги, программист Джими, следуя своей карма-йоге, встречается в ашраме с ее кибер-свами и получает аювердический чип воспоминаний закончившей земной путь Лизы. Наима - девушка с синими волосами и психопортом над бровью, бывший хакер Джойстик с черно-белыми видеопротезами вместо глаз - персонажи фильма «Нирвана». В традиции киберпанка, они постоянно находятся за пределами законности в мире, где контроль является постоянным, а все передвижения отслеживаются.
Место, в котором они живут - агломерация - город, объединяющий все города, народы, и правительства. А это отсылка к «Голому завтраку» писателя, философа Уильяма Стьюарда Берроуза, относящаяся и к бесконтрольной рекламе наркотиков в Марракеше (синтетическая колумбийская травка, мозговая промывка, синий кокаин, жидкая марихуана), употребление которых - норма для героев фильма. При изложении сюжетной линии фильма используется «метод нарезки», того же Берроуза, когда в основное повествование врываются сцены видений и воспоминаний о прошедших событиях. Учитывая, что само начало фильма «Нирвана»- это его развязка, возникает хронологическая путаница, когда на экране появляются персонажи еще неизвестные зрителю.
Особое внимание при создании фильма было уделено музыкальному оформлению, это относится как к саундтреку, так и к отсылкам, касающимся музыки. Герои фильма Джими и Лиза - большие меломаны, в их воспоминаниях всплывают названия групп Sex Pistols и Massive Attack. Музыка Мауро Пагани и Федерико Де Робертиса превосходно передает настроение фильма, но хотелось бы отметить три песни, которые сочетаются с основным музыкальным материалом. «Whatever It Is» можно назвать гимном ангелов. «John Barleycorn»- народная английская песня, под ее звуки Джими бросает все и устремляется в неизвестность, чтобы через страдание и смерть, выполнить свое предназначение. «Sodade» Сезарии Эворы звучит, когда тоскующему по Лизе Джими является её образ с притчей о «тигре и человеке». Можно утверждать, что музыкальный ряд настолько гармонично встроен в сюжетную ткань фильма, что он насыщает ее кислородом.
Факты
Фильм «Нирвана» снят главным образом в пригороде Милана Портелло, на старом сборочном заводе «Альфа-Ромео». Фильм демонстрировался на Каннском кинофестивале вне конкурса в 1997 году вместе с «Пятым элементом» Люка Бессона. На международном кинофестивале «Fantasporto» фильм номинировался на Гран-при. Итальянская киноакадемия вручила картине свой приз «Давид Ди Донателло» за лучший монтаж и звук, и номинировала за лучшую режиссуру, сценарий и как лучший фильм года. Диего Абатантуоно снялся в трех фильмах Габриэле Сальватореса. Костюмы для главных героев шил Джорджо Армани. В прокате Италии картина собрала более 11 миллиардов итальянских лир.