Существуют следующие международные исследования:
- PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
- PIRLS - Международное исследование качества чтения и понимания текста
- TIMSS - Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования
- ICILS - Международное исследование компьютерной и информационной грамотности
на основании результатов которых я подсчитал средний балл по каждой стране. Результат ниже.
1 . Сингапур - 586 ( 8 )
2 . Китай - 579 ( 3 )
3 . Республика Корея - 556 ( 8 )
4 . Япония - 554 ( 7 )
5 . Финляндия - 532 ( 8 )
6 . Россия - 529 ( 9 )
7 . Польша - 527 ( 7 )
8 . Канада - 527 ( 7 )
9 . Ирландия - 526 ( 8 )
10 . Эстония - 525 ( 3 )
11 . Великобритания/Англия - 524 ( 8 )
12 . Чехия - 521 ( 7 )
13 . Нидерланды - 520 ( 7 )
14 . Австралия - 520 ( 9 )
15 . Дания - 520 ( 6 )
16 . Норвегия - 518 ( 9 )
17 . США - 518 ( 8 )
18 . Латвия - 518 ( 6 )
19 . Швеция - 518 ( 8 )
20 . Германия - 514 ( 7 )
21 . Словения - 513 ( 5 )
22 . Литва - 513 ( 9 )
23 . Австрия - 513 ( 6 )
24 . Венгрия - 511 ( 8 )
25 . Бельгия - 509 ( 6 )
26 . Португалия - 507 ( 7 )
27 . Швейцария - 505 ( 4 )
28 . Новая Зеландия - 502 ( 6 )
29 . Италия - 499 ( 7 )
30 . Испания - 497 ( 3 )
31 . Словакия - 497 ( 6 )
32 . Хорватия - 496 ( 6 )
33 . Франция - 494 ( 6 )
34 . Израиль - 493 ( 6 )
35 . Исландия - 481 ( 3 )
36 . Тринидад и Тобаго - 479 ( 1 )
37 . Болгария - 478 ( 6 )
38 . Кипр - 477 ( 7 )
39 . Люксембург - 477 ( 3 )
40 . Турция - 476 ( 8 )
41 . Белоруссия - 472 ( 3 )
42 . Бахрейн - 471 ( 3 )
43 . Украина - 463 ( 3 )
44 . Сербия - 461 ( 4 )
45 . Чили - 459 ( 6 )
46 . Мальта - 457 ( 4 )
47 . Греция - 453 ( 3 )
48 . Казахстан - 452 ( 6 )
49 . ОАЭ - 450 ( 6 )
50 . Румыния - 447 ( 5 )
51 . Малайзия - 443 ( 5 )
52 . Азербайджан - 439 ( 5 )
53 . Оман - 438 ( 2 )
54 . Иран - 437 ( 2 )
55 . Катар - 433 ( 6 )
56 . Молдавия - 424 ( 3 )
57 . Уругвай - 424 ( 3 )
58 . Бруней - 423 ( 3 )
59 . Грузия - 422 ( 5 )
60 . Черногория - 422 ( 3 )
61 . Албания - 420 ( 3 )
62 . Иордания - 416 ( 3 )
63 . Мексика - 416 ( 3 )
64 . Коста-Рика - 415 ( 3 )
65 . Аргентина - 409 ( 4 )
66 . Колумбия - 405 ( 3 )
67 . Таиланд - 403 ( 4 )
68 . Босния и Герцеговина - 402 ( 3 )
69 . Перу - 402 ( 3 )
70 . Бразилия - 401 ( 3 )
71 . Сев. Македония - 400 ( 3 )
72 . Саудовская Аравия - 397 ( 4 )
73 . Кувейт - 393 ( 1 )
74 . Филиппины - 383 ( 3 )
75 . Индонезия - 382 ( 3 )
76 . Ливан - 377 ( 3 )
77 . Марокко - 375 ( 4 )
78 . Панама - 365 ( 3 )
79 . Республика Косово - 359 ( 3 )
80 . Доминиканская Республика - 334 ( 3 )
81 . Египет - 330 ( 1 )
82 . ЮАР 320 ( 1 )
В среднем - 485 баллов
В вышеуказанный список не вошли следующие регионы КНР:
- Тайвань - 557 (8)
- Макао - 543 (4)
- Гонконг - 543 (9)
В вышеуказанный список не вошёл следующий регион Великобритании:
- Северная Ирландия - 550 ( 3 )
Расчеты были сделаны по данным проведенных исследований последних годов: PISA-2018, TIMSS-2019, PIRLS-2011, ICILS-2013. В скобках указано количество исследований, в которых участвовала страна.
В расчет не вошли результаты исследования TIMSS-2015 учащихся 11-х классов по математике и физике. Их я привожу отдельно ниже:
А вот эти результаты исследований использовались в расчете:
Результаты PISA-2018
Об исследованиях
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) - тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Руководит работой консорциума Австралийский совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского национального института педагогических измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций.
В исследовании принимают участие страны-участницы Организации экономического сотрудничества и развития, а также те страны, которые взаимодействуют с ОЭСР. Количество таких стран каждый раз существенно увеличивается.
Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. Согласно итогам исследования PISA 2000-2015, лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии, в Европе в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.
В исследовании 2018 года основное внимание уделялось выявлению тенденций развития читательской грамотности в мире за последние годы и оценке функциональной грамотности в области чтения. В исследовании планировалось участие более 8 тыс. учащихся из более 200 образовательных организаций 43 регионов Российской Федерации. В выборку вошли 15-летние учащиеся школ и образовательных учреждений среднего профессионального образования. В Российской Федерации исследования осуществлялись Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии федеральных и региональных органов управления образованием. Работа проводилась в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (англ. TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study) - это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится циклично - один раз в четыре года, и к настоящему времени было проведено шесть раз: в 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и 2015 годах.
При этом трижды с 1995 года (последний раз в 2015 году) проводилось «расширенное» исследование (Advanced TIMSS), включающее в себя изучение достижений обучающихся последнего класса школы (в России это 11-й, в США - 12-й и т. д.).
Основной целью международного исследования TIMSS является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе. Каждые четыре года оцениваются образовательные достижения учащихся 4 и 8 классов, включающие не только их знания и умения, но и отношения к предметам, интересы и мотивации к обучению. Исследование спланировано таким образом, что его результаты позволяют отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном образовании участвующих стран каждые 4 года, когда учащиеся 4 классов становятся учащимися 8 класса. Таким образом, осуществляется мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, а также изменений, происходящих в математическом и естественнонаучном образовании при переходе из начальной в основную школу.
Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Для этого дополнительно к международному тестированию проводится анкетирование учащихся, учителей и администрации школ, участвовавших в исследовании. Полученные данные позволяют выявить факторы, влияющие на результаты тестирования, и объяснить состояние математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования.
В проведении исследования и разработке его инструментария принимают участие многие научно-исследовательские центры и профессиональные организации мира: Служба тестирования в области образования (ETS - Educational Testing Service, США), Канадский центр статистики (Statistics Canada), Секретариат Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA, Нидерланды), Центр обработки данных Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (DPC IEA - Data Processing Center IEA, Германия) и др. Для координации усилий специалистов разных стран были созданы совещательные комитеты, состоящие из ведущих специалистов мира. Координация всего исследования осуществлялась Международным координационным центром в Бостонском колледже (ISC - International Study Center, Boston College, США).
В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО) при активном участии Министерства образования и науки РФ и органов управления образованием регионов.
В качестве основы для разработки инструментария исследования TIMSS используется специальный рамочный документ «TIMSS Assessment Frameworks and Specifications», в котором определены общие подходы к оценке образовательных достижений по математике и естествознанию, разработке тестов и тестовых заданий, описано проверяемое содержание по математике и естествознанию, а также виды познавательной деятельности, которые должны продемонстрировать учащиеся при выполнении заданий, перечислены основные факторы, характеризующие учащихся, учителей и образовательные учреждения, для анализа которых собирается информация в процессе анкетирования, приведены примеры заданий.
Инструментарий международного исследования TIMSS включает:
- тесты достижений;
- анкеты (для учащихся, учителей, администрации образовательного учреждения, экспертов в области образования, наблюдателей за качеством исследования);
- методическое обеспечение (руководство для национальных координаторов по организации и проведению исследования, руководство по формированию выборки, руководство для школьных координаторов, руководство по проведению тестирования, руководства по проверке заданий со свободными ответами, руководство по вводу данных и др.);
- программное обеспечение (по отбору классов и учащихся, по вводу данных).
Международные тесты разрабатываются на основе следующих принципов:
- адекватный охват проверяемого содержания и видов учебно-познавательной деятельности;
- максимальное соответствие содержания международных тестов изучаемому материалу в большинстве стран-участниц;
- обеспечение связи тестов;
- значимость проверяемого содержания с точки зрения развития математического и естественнонаучного образования;
- соответствие возрастным особенностям учащихся, для оценки достижений которых разрабатывался тест;
- соответствие требованиям, предъявляемым к массовым исследованиям.
Для оценки математической и естественнонаучной подготовки учащихся в тесты (в каждый вариант) включаются задания и по математике, и по естествознанию. Используются задания разного типа (с выбором ответа, с кратким и полным развернутым ответом, практические задания).
Для оценки по математике и естествознанию учащихся 4 и 8 классов используется теория тестовых заданий. Данная теория позволяет на основе выполнения учащимися ограниченного числа заданий (60-70) и с учетом их личностных характеристик, характеристик учителей и образовательных учреждений (ответов на вопросы анкет) определить количественные показатели для каждого учащегося и каждой страны, которые характеризуют вероятность выполнения всех заданий международного банка отдельными учащимися или всей выборкой учащихся.
Результаты международного тестирования по математике и естествознанию для учащихся 4 и 8 классов обрабатываются и анализируются отдельно. В результате статистической обработки результатов исследования каждому учащемуся приписываются баллы по 1000-балльной шкале отдельно за выполнение заданий по математике и естествознанию.
Международные шкалы результатов учащихся 4 и 8 классов были построены в 1995 году с учетом того, что среднее значение средних баллов всех стран-участниц исследования было принято за 500 со стандартным отклонением 100. Результаты всех последующих исследований отображаются на шкале 1995 года, что позволяет обеспечить сравнение результатов и выявление тенденций в их изменении.
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится циклично - один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
Проект PIRLS был создан под эгидой Международной ассоциации по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA). Вся ответственность за организацию международных исследований возложена на бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США). Подготовка заданий для международных исследований происходит в центре данных в Гамбурге (Германия).
В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей - к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.
Важно при этом отметить, что в странах-участницах наблюдается довольно значительный разброс возраста начала обучения в школе, что, естественно, приводит к существенному разбросу в возрасте учащихся четвёртого года обучения, принимающих участие в исследовании. В большинстве стран обучение в начальной школе начинается с шести лет, и учащиеся оканчивают четвёртый класс примерно в десять с половиной лет. Однако в Англии, Новой Зеландии и Тринидаде и Тобаго дети начинают учиться с пятилетнего возраста, в связи с чем в данных странах в исследовании приняли участие учащиеся пятых классов. В Швеции, Дании и большинстве стран Восточной Европы дети начинают учиться с семилетнего возраста; учащиеся из этих стран были одними из самых старших (10,7 - 10,9 лет).
Во всех странах отбор школ проводится вероятностным методом из списка всех школ страны с учётом числа учащихся обследуемой параллели в данной школе. В России формирование выборки школ для участия в исследовании включало два этапа: выбор регионов и выбор школ.
Главным требованием, предъявляемым к мониторинговым исследованиям качества образования, таким, как исследование PIRLS или TIMSS, является обеспечение сравнимости результатов, полученных в разные периоды времени на разных выборках испытуемых с использованием отличающегося инструментария. Для реализации этого требования предпринимаются специальные действия. Например, при написании тестов и анкет для построения сопоставимых шкал и сравнения полученных результатов включаются группы заданий и вопросов, которые использовались в предыдущие годы.
Большое внимание отводится стандартизации процедур исследования. Исследование PIRLS проводится в строгом соответствии с едиными инструкциями и правилами, разработанными международным координационным центром. Каждый этап исследования (формирование выборки, перевод и адаптация инструментария, проведение тестирования и анкетирования, проверка и обработка данных) контролируется международными экспертами. Например, переводы тестов и анкет перепроверялись переводчиками международного класса. Во время проведения тестирования в отдельных школах присутствовали наблюдатели. Выполнение заданий со свободными развернутыми ответами проверялось опытными учителями-экспертами, а затем часть работ (каждая четвёртая тетрадь) перепроверялась другими учителями-экспертами. После этого определенная часть работ сканировалась, и электронные версии тетрадей с ответами учащихся передавались в специальные международные базы данных, ответы из которых перепроверялись международными экспертами в год проведения тестирования для установления сравнимости работы экспертов разных стран, а также перепроверялись национальными экспертами на другом этапе исследования для установления сравнимости работы национальных экспертов в разные годы.
В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
- чтение с целью освоения и использования информации.
В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:
- нахождение информации, заданной в явном виде;
- формулирование выводов;
- интерпретация и обобщение информации;
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Для качественной и количественной оценки выполненных работ в PIRLS используется следующая система:
- задания с выбором ответа оцениваются 1 баллом;
- задания на установление последовательности событий оцениваются 1 баллом;
- задания со свободно конструируемым ответом оцениваются от 1 до 3 баллов в зависимости от сложности задания.
Для окончательной обработки результатов использовалась современная теория тестирования.
Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS (англ. ICILS - International Computer and Information Literacy Study) - исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование предполагается проводить периодически. К настоящему времени проведено один раз - в 2013 году. Исследование ICILS-2013 проводилось в 21 стране. Представительная выборка России включала учащихся из 206 школ 43 регионов страны.
Результаты исследований можно сравнить с результатами международных олимпиад.
ТОП-10 по суммарному количеству золотых медалей на международных олимпиадах по математике, физике и химии выглядит следующим образом:
1. Китай - 384
2. Россия/СССР/СНГ - 374 (237/133/4)
3. США - 239
4. Южная Корея - 219
5. Тайвань - 164
6. Венгрия - 162
7. Румыния - 154
8. Германия - 123
9. Вьетнам - 120
10. Иран - 117
Смотрите также:
Самые лучшие системы высшего образования в мире Рейтинг лучших ВУЗов мира по количеству побед на международных студенческих олимпиадах Топ 20 стран по золотым медалям на международных олимпиадах по математике, физике и химии Курсы по программированию от лучшего высшего учебного заведения мира по подготовке программистов В какой стране сложнее ЕГЭ? РОССИЯ vs США Россия vs Америка.Кто умнее? В какой стране самая лучшая система образования в мире?