Дамы и господа!
Об ожидании концерта и сложной судьбе трубача и композитора Тома Харрелла я написал ранее. Что было? Неяркий свет софитов. Шестеро музыкантов на сцене Тель-Авивского оперного театра.
В центре застыл седой, как лунь, с неподвижной трубой в неподвижных губах Том Харрелл.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Lc7BeyCzoOA/VpjU0OPBB9I/AAAAAAAAO4g/xy9mkXuf0dU/s800-Ic42/DSCF7330.JPG)
Борода и длинные волосы прикрывают лицо. Глаз почти не видно. Открыты только нос и губы. Для трубы.
Даже просто стоять на сцене для Тома Харрелла тяжёлый труд. Болезнь не отпускает. И не отпустит.
Уставший, но не сломленный человек. Трубач практически не шевелится во время игры.
Рисует звуком нечто очень важное.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-lCGnW2Kk9UY/VpjUu9RF-mI/AAAAAAAAO3k/jHFggpOxJ8g/s576-Ic42/DSCF7164.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-4mzxb6jKpko/VpjUu-qMsVI/AAAAAAAAO3o/dVSWpQ5rvUE/s576-Ic42/DSCF7206.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Q8byDsmSll8/VpjUwPFwoqI/AAAAAAAAO4E/1uA0BksjcvU/s576-Ic42/DSCF7233.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-lzXaskN4sEg/VpjUwsncdUI/AAAAAAAAO34/RMkwxHcTT74/s576-Ic42/DSCF7240.JPG)
Харрелл хозяин "бала". Звучит написанная им музыка.
Зал медленно "разогревается" вместе с музыкантами. Позади справа перекатывается большим грохочущим шаром в клетке барабанно-перкуссионной установки ударник Johnathan Blake, страдающий и кайфующий одновременно.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-RhTAQTDB-WM/VpjaSwjvDTI/AAAAAAAAO80/RlgfKFs_7ek/s800-Ic42/DSCF7381.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-7oMndy_YxIU/VpjaVEVf7CI/AAAAAAAAO9M/fbC1YJY5AZg/s800-Ic42/DSCF7402.JPG)
Слева расположился гитарист и вокалист Лионель Луэке (Lionel Loueke), худой и высокий, отсвечивающий вытянутым бритым черепом и глянцем гитары. Как всегда, в рубашке африканских расцветок. В отличие от афроамериканских коллег, он чистокровный африканец, родившийся в Бенине.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-LYU8umVzHC0/Vpjb5isU1dI/AAAAAAAAO90/IiLpW0ZuUZk/s800-Ic42/DSCF7334.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-2I1bJ5JjNBs/Vpjb_MJZqYI/AAAAAAAAO-w/d2j1XeiOEE8/s800-Ic42/DSCF7587.JPG)
Между ними басист Ugonna Okegwo, шепчущийся с контрабасом.Часто басисты и их инструменты напоминают интимных друзей, соскучившихся друг по другу. Никак не наговорятся.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-hsP7vvgbVaI/VpjcuC9LiDI/AAAAAAAAO_I/Eqi2quX_y04/s576-Ic42/DSCF7423.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-2N6MENzoJ-8/VpjcuWRxS7I/AAAAAAAAO_M/phDxacC1ego/s576-Ic42/DSCF7424.JPG)
В первом ряду справа рослый и брутальный красавец Нью-Йорский тенор-саксофонист Уэйн Эскофри.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-0TqkNlX_Pzc/VpjXYwpGcqI/AAAAAAAAO7g/4Xv7s1BIx3Q/s576-Ic42/DSCF7506.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-viOJ8bDykfU/VpjXR-IW0xI/AAAAAAAAO6s/lbn-Xm_xz34/s576-Ic42/DSCF7377.JPG)
По другую сторону невысокий, подвижный как ртуть альт-саксофонист Jaleel Shaw.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-BiMQsafkuyg/VpjZA0ymcZI/AAAAAAAAO8E/3xg4W5ocYXk/s800-Ic42/DSCF7415.JPG)
Первые две композиции спокойны и прохладны. Но уже на третьей чувствуешь - попался.
И по крутой звуковой кривой уносишься ввысь, чёрт знает куда, вместе с раскачивающей музыкой.
Поделюсь эмоциональными фото ассоциациями.
Дуэт гитариста и контрабасиста. Две нащёлкивающие птицы, воркующие о любви.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-w9JMnJUgYOI/VpjeDwdADJI/AAAAAAAAO_g/Wm74uZkaoqA/s800-Ic42/DSCF7429.JPG)
В тихий нежный звуковой поток осторожно вступает ударник. Потопывание и сухой рокот перекатов.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-9Qx_wT7vQWc/VpjaUVuCyNI/AAAAAAAAO9I/d15Gkk3wyGU/s800-Ic42/DSCF7397.JPG)
Мощно и строго начинает тенор Эскофри.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-5e5cvEw1SP8/VpjXWUmV_dI/AAAAAAAAO7M/6sBq2GaLyl8/s576-Ic42/DSCF7435.JPG)
С ним игриво и радостно спорит альт.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-uuVH0cXqW-A/VpjZDoUWKGI/AAAAAAAAO8Y/RGyTUyjxciM/s800-Ic42/DSCF7533.JPG)
Пробуждение. Волны саксофонов накатывают на гальку шелестящей и потрескивающей основы ритм-секции. Том Харрелл присоединяется к комбо.
Металл трубы разделяет потоки таких разных саксофонов...
![](https://lh3.googleusercontent.com/-uJCmhQGrdOM/VpjeHVuZUKI/AAAAAAAAO_w/5i-V4HzIXqY/s800-Ic42/DSCF7471.JPG)
Или другой фрагмент. Начинает трио. Труба, контрабас и гитара. Луэке даже не напевает в своей медитативной манере, а посапывает, похрапывает нечто. Гитара и контрабас переговариваются. Отрывистыми короткими фразами вступает Харрелл. Постепенно бас и гитара уходят на задний план.
Доминирует чистый мягкий звук трубы.
Описывать словами джаз дело бессмысленное и неблагодарное.
Слушайте сами. Вместо Луэке бесподобная Эсперанса Сполдинг.
Click to view
Харрелл не поднимает взгляда, не смотрит в зал. Сосредоточен на инструменте. А когда не играет, стоит неподвижно. Руки опущены, взгляд упирается в пол сцены. С нами он только тогда, когда играет.
Перед началом каждой композиции Харрелл замирает и ждёт несколько секунд в полной тишине. Глаза закрыты, весь - слух. Какой канал ему открывается? Только спустя время глуховатым тихим голосом даёт отсчёт и музыканты вступают.
Без трубы в руках он даже теряет опору. Представляя музыкантов Харрелл держится за стойку микрофона.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-bBtgP5IQVZ8/VpjU5WiXSOI/AAAAAAAAO5Y/wTtzZLeQHJo/s576-Ic42/DSCF7535.JPG)
Замечательный концерт завершает нежная баллада. Тихий голос Луэке звучит дополнительным инструментом. На сей раз, ласкающим слух.
Музыканты уходят. На сцене остаётся только Харрелл. Он нагибается, чтобы поднять свои инструменты.
И так и уходит со сцены, согнувшись под "тяжестью" трубы и флюгельгорна.
Не оглядываясь на зал.
Под овации зрителей.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-v0n0e-lU008/VpjU8IoukbI/AAAAAAAAO50/O3mwaWsKkGg/s800-Ic42/DSCF7545.JPG)
Ещё одна деталь. Не существенная в музыкальном плане, но важная для понимания происходящего. После концерта я зашёл за кулисы. Уставшие музыканты расслаблялись. Эскофри с бокалом вина в руках беседовал с двумя дамами. Остальные разговаривали с друзьями и почитателями.
Сквозь эту "тусовку" куда-то шёл Харрелл. Ни на кого не глядя, ничего не видя и не слыша.
Харрелл, вернувшийся в СВОЙ МИР. До следующего концерта.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-0j6KsnN_HyU/VpjU7xXKacI/AAAAAAAAO5w/TXEOiTqoV-k/s576-Ic42/DSCF7609.JPG)
Мы вышли в тёплую прохладу Тель-Авивской зимы. Отморосивший дождик расскрасил площадь зеркалами вечернего света.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-FHKvTL3VlJw/VpjeKzGVtOI/AAAAAAAAPAA/v2YkD2VMajo/s800-Ic42/DSCF7612.JPG)
Стена музея превратилась в объект вселенского искусства, и только забытый кем-то велосипед напоминал о её земном происхождении.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-MYwQ3qICxjE/VpjeKxPF1lI/AAAAAAAAO_8/NbCE1C7CkJQ/s800-Ic42/DSCF7614.JPG)
А в ушах наших, головах, телах продолжала звучать музыка.
Музыка нетто, дамы и господа.