- Знаете ли вы, дамы и господа, каков наипервейший признак удачного фестиваля?
- Вы ждёте его ежегодного начала с нетерпением.
Таким событием стал ещё молодой, но уже четвёртый фестиваль со значительным названием Super-Jazz-Ashdod, прошедший 31-го октября и 1-го ноября. На сей раз - в новом, недавно открытом Центре сценических искусств (в народе любовно прозванном "китом" за зубастые свои очертания и близость к морю). Прекрасный зал в одном из самых красивых архитектурных комплексов Израиля не вместил всех любителей джаза. 950 мест были распроданы заранее, и желающие приобрести билеты в последний момент остались ни с чем.
Несколько слов об истории и традиции. Этот фестиваль - дитя организаторских талантов джазового пианиста Леонида Пташки. Из года в год он нежно и заботливо его растит и воспитывает. Но тут желания мало. Денежки нужны, и немалые. А они с неба не падают и на пальмах не растут. Даже в наших тёплых краях.
В одиночку с этим не справиться. Пришлось заразить своей энергией мэра Ашдода Ихиеля Ласри и его зама Бориса Гительмана.
Перейдём к структуре фестиваля. Обычно Леонид приглашает одну мегазвезду ( в прошлые годы нам "светили" великаны джаза саксофонист
Бенни Голсон и трубач
Рэнди Брейкер.)
В этом году мегазвезд на фестивальном небосклоне не наблюдалось, но съехались отличные джазмены-гости. И принимали их на ашдодской сцене чудесные хозяева. Мне удалось побывать на всех концертах первого дня и завершающей части второго. Об этом и расскажу.
После торжественных вступительных речей на сцене остался саксофонист
Яков Майман. Вместе с двумя многолетними партнёрами Пташки Евгением Майстровским (ударные) и Валерием Липецом (контрабас) он открыл фестиваль. Яркая музыка, многоцветное освещение, атмосфера начала праздника.
Эпиграф фестиваля.
И вот на сцене Пташка c Ашдодским симфоническим оркестром. Представление началось. Хозяин фестиваля продемонстрировал свои композиторские таланты. Состоялась премьера джаз-блюз сюиты Леонида Lady Melody.
Далее на сцену вышел квартет пианиста
Марио Романо.
Любопытную историю этого канадского музыканта, ставшего весьма известным на родине строителем и владельцем недвижимости, но при этом не растерявшего любви к джазу, можно прочесть в
заметке karga_golan. Правда, заявленный в фестивальной программе состав наполовину изменился. Кроме басиста Роберто Оккипинти, записывавшего вместе с Марио альбом "Valentina", Романо сопровождали не заявленные гости - ударник Mark McLean и трубач William Sperandei.
У последнего хочу особо отметить мягкую и элегантную манеру игры, насыщенную изысканным вибратто. Квартет играл старый-добрый мейнстрим на довольно высоком уровне.
Под бурные апплодисиенты (а следует отметить, что зал был настроен очень доброжелательно) канадцев сменил пианист и певец, любимец израильской публики
Шломо Гроних.
Вот кому удалось по-настоящему раскачать нас весёлой ритмикой своих мелодий. А затем к нему присоединился Пташка и они "дали жару" уже в дуэте.
Вслед за Гронихом на сцену вышел знаменитейший российский пианист
Игорь Бриль. Живая история советского джаза. Когда-то он был учителем Леонида, и с тех пор их музыкальные взаимоотношения крепнут и развиваются. Своё выступление Бриль начал с нескольких собственных композиций, среди коих запомнилось посвящение другому джазовому колоссу советских времён Георгию Гараняну, покинувшему нас 2 года назад.
А затем Бриль с Пташкой сыграли фрагменты из программы "Гиганты джаза", показанной ими во многих странах мира.
Всё было весьма энергично. Может быть даже чересчур. Я люблю игру Игоря Бриля, но в этот раз мне явно чего-то не хватало. Наверное, свойственного ему лиризма в сочетании с иронией. Всё было чересчур прямолинейно. Возможно Игорь Михайлович устал или плохо себя чувствовал. Надеюсь, что на будущих концертах всё будет как всегда и даже лучше.
Следующее комбо под названием Lady Jazz объединило четырёх исполнительниц. С американской вокалисткой
Шарени Уэйд играли американская же барабанщица Александра Могилевич
и две японки - басистка Юка Тадано и пианистка
Мамико Ватанабе.
Финал первого дня - ансамбль из Архангельска "
Архипелаг-Блюз". Его руководитель - гитарист Тим Дорофеев привёз команду, играющую настоящий жёсткий блюз. У этого стиля чрезвычайно немало поклонников, к коим я не отношусь, что не помешало оценить мастерство музыкантов.
Дорофеев - лауреат многих джазовых конкурсов как в России, так и за её пределами, сам является руководителем большого числа музыкальных проектов и организатором фестивалей. Известный гитарист и сочинитель, он в свои блюзовые композиции вплетает различные виды музыки - от джаза до народных мотивов.
Так завершился первый день фестиваля. Домой вернулся в полвторого ночи в приподнятом настроении, хотя в пять уже на работу вставать. Но человек я привычный и знаю, что за удовольствие приходится платить.
Вечер первого ноября был у нас занят балетом Bad Boys of Dance, о чём
написал ранее. Но пропустить концовку фестиваля не хотелось. И сразу по окончании прекрасного танцевального действа мы вскочили в машину и понеслись в Ашдод.
И попали к началу выступления
Sobo Blues. Израильско-американская команда, много гастролирующая по всему миру и часто выступающая в знаменитом тель-авивском баре Mike's Place, это мощная энергетическая смесь блюза, рока, R&B и фанка. Не знаю чего нам больше "подмешали", но сила звука буквально спрессовала всех зрителей в первых рядах. А чего, собственно, ожидать. Ведь фестиваль в целом в этом году был посвящён блюзу. Вот вам и блюз. Прошу любить и жаловать.
Иссякли мощные потоки электро-музыки, и на сцене появился один из самых ожидаемых фестивальных "сюрпризов".
Джесси Каролина со своей группой "The Hot Mess" очаровал зрителей с первых секунд появления на сцене.
О них
прекрасно написала всё та же
karga_golan, и я повторяться не стану. Буквально несколько слов и фотографий. Очаровательный и задорный диксиленд высокого профессионального уровня. Публика смеялась, ликовала, подтанцовывала, радовалась жизни, молодела на глазах. Руки в напёрстках, стиральная доска, тёплый голос с лёгкой хрипотцой - обаятельная Джесси.
Каролина и её талантливая компания завоевали наши сердца. Jerron "Blind Boy" Paxton на фортепиано и банджо продемонстрировал виртуозную музыкальную эксцентрику, достойную Фэтса Уоллера.
Но, увы, это талантливое шоу продолжалось минут двадцать. Почему нужно было притащить это сокровище из Нью-Йорка и не дать им вволю поуслаждать нас, благодарных зрителей. Леонид, хотим ещё!!!
Завершился фестиваль традиционным джемом. На сцену высыпали многие участники двухдневного марафона и начали резвиться вовсю. Музыкантам не хотелось расходиться, впрочем, как и зрителям, несмотря на поздний час.
Фестиваль завершён. Но мы переходим в режим ожидания следующего. И приближающегося
JazzGlobus Володи Мака, и
двух Эйлатских, зимнего и летнего, и будущего пятого полуюбилейного SuperJazz, и многих других в разных уголках нашей "джазовой" родины.
Дамы и господа, SHOW MUST GO ON!!!