Джазовый фестиваль на Красном море - новые соблазны лета 2013

Jul 08, 2013 08:43

Дамы и господа.
Наши заоконные термометры строги, неумолимы и целенаправленно указывают в небеса. А это значит, что наступило жаркое лето 2013-го года и приближается очередной Эйлатский джазовый фестиваль. С 18-го по 21-е августа в трёх залах, традиционно выстроенных из контейнеров ZIM на территории Эйлатского порта, нас ждут встречи со взвихряющим кровь и мозги Его Величеством Джазом. О самых интересных концертах расскажу в словах и фотографиях после праздника.
А пока, как водится, небольшая экскурсия в будущее, прогулка по пустым виртуальным сценам, притихшим в ожидании музыкантов. 16 разных групп, 16 корабликов, готовых взять нас в плаванье по бурному джазовому морю.
Американцы, европейцы, израильтяне вместе и по отдельности раскачают для нас свингующие моря своих импровизаций.




В этом году ночное Эйлатское небо украсят немало звёзд первой величины.
Эл Фостер. Легенда. Один из самых ярких мелодичных и заметных пост-боповских ударников на современной джазовой сцене. В январе этого года Фостеру исполнилось 70 лет, но это абсолютная ерунда для музыканта такого класса. С кем только он не играл за свою бурную джазовую жизнь. Вот только небольшой список: Cannonball Adderley, Thelonious Monk, Freddie Hubbard, Sonny Rollins, Herbie Hancock, Dave Holland, Chick Corea, Bill Evans, Branford Marsalis, Sting, John McLaughlin, Joe Henderson, Michel Petrucciani, Michael Brecker, Tommy Flanagan, Hank Jones, John Scofield, Joe Lovano... Список можно продолжать и продолжать. Но без одного ключевого для музыканта имени он будет не полон. Майлз Девис. Впервые на концерте Эл усышал великого Майлза в 1958-ом году. А в 1969-ом уже Дэвис впервые услышал Фостера и немедленно пригласил его в свой оркестр вместо уходящего Джека Деджоннета. "В нём было всё то, что я бы хотел получить от ударника", - вспоминает Майлз. Совместная работа, запись дисков с 1972-го по 1985-ый год, а главное -дружба. Эл Фостер - один из немногих музыкантов, бывших рядом с Майлзом в так называемый "период молчания" - тяжелейшие шесть лет в жизни, когда Девис оставил музыку и боролся с болезнью, вызванной наркотической зависимостью. И он - единственный музыкант, записывававшийся с Майлзом в периоды до и после болезни. Майлз вспоминает об этом в своей автобиографии: "Ближе всех мне был Эл Фостер. По-настоящему одухотворенный парень, с ним было хорошо. Именно Эл держал меня в курсе музыкальной жизни в те годы, когда я не играл. Я разговаривал с ним тогда почти каждый день. И доверял ему абсолютно."




В 1995-ом году Фостер формирует собственный квартет. Состав его неоднократно менялся. С 1996-го года на басу начинает играть Doug Weiss. В 2009-ом году пианист Adam Birnbaum сменяет Кевина Хайса (также приезжающего на нынешний фестиваль в составе трио Джеффа Балларда). А последнее приобретение квартета - саксофонист Эрик Александр, о котором Эл прекрасно сказал: "Он играет музыку так, как я её чувствую." В этом составе квартет и прибывает к нам в гости. Эл Фостер в Израиле бывал неоднократно. Последний раз мне посчастливилось его увидеть и услышать в мае 2012-го года на незабываемом концерте Бобби МакФеррина.
Остаётся только добавить, что на двух фестивальных концертах 19-го и 21-го августа к ним присоединится гость - известный трубач Wallace Roney.




Перейдём к трио Джеффа Балларда. Первая моя встреча с ударником состоялась в 1999-ом году на Эйлатском фестивале в секстете "Origin" Чика Кориа. Тогда уже он запомнился изысканно лёгкой и мелодичной манерой игры. Вместе с юным Авишаем Коэном на басу они создавали виртуозную ритмическую поддержку Чику.

На сегодняшний день пятидесятилетний Баллард владеет всеми оттенками и нюансами современного джаза. Достаточно взглянуть на его ударную установку, где соседствуют инструменты всего мира: Индии, Африки, Пакистана, Северной и Южной Америки... Барабаны и барабанчики, тарелки, тибетские колокольчики, турецкие цимбалы и множество остального, шуршащего, звенящего и клокочущего, даёт Джеффу свободу буквально рисовать свою разноцветную музыку.
Играть Баллард начал в четырнадцать, в двадцать пятьлет на три года был принят в оркестр Рэя Чарльза. Джефф вспоминает: "Гастроли продолжались 8 месяцев в течение каждого года. Хотя ежевечерне мы играли практически одни и те же песни в одинаковых обработках, Рэй заставлял нас чувствовать себя так, как будто это в первый раз... Мне достаточно было следить за ногами Рэя, чтобы точно знать, в каком месте ему нужен грув. Какая великолепная школа." Несомненно!



А   далее - Нью-Йорк. Единомышленники Курт Розенвинкель, Марк Тернер, Брэд Мелдау, Авишай Коэн, Ларри Гренадьер, Бен Эллисон и многие другие. Поиск своего звука. Origin и The New Trio Чика Кориа, Эдди Харрис, Бобби Хатчерсон, Бадди Монтгомери, Лу Дональдсон, Майк Стерн, Джошуа Редман, Данило Перес ...
На нынешний фестиваль музыкант привозит проект The Jeff Ballard Fairgrounds. Всякий раз Джефф подбирает новых музыкантов для реализации своих идей. 20-го и 21-го августа в трио с Баллардом мы услышим саксофониста Мигеля  Зенона и пианиста Кевина Хайса.
37-летний Зенон - пуэрториканский саксофонист и композитор с большим успехом выступил в Израиле в ноябре прошлого года в рамках джазовой серии в опере. В его игре переплетаются пост-боп и латиноамериканский фольклор. 45-летний пианист и композитор Кевин Хайс отличается тончайшей интеллигентностью и филигранностью стиля.  На его счету более 15-ти дисков в качестве лидера. Играл на протяжении своей карьеры с такими музыкантами как Сонни Роллинз, Джон Скофилд, Рой Хайнс и уже упоминавшийся ранее Эл Фостер. Не исключено, что с последним он встретится на одном из джемов. Сочетание различных музыкальных стилей и культур у музыкантов такого уровня обещает быть весьма плодотворным на предстоящих концертах.

Но возможность насладиться искусством Джеффа Балларда не ограничится лишь этими двумя концертами.
В 2012-ом году трио замечательного израильского трубача Авишая Коэна (прошу не путать с его полным тёзкой - контрабасистом) выпустило очень интересный диск Triveni II.




В записи приняли участие постоянный партнёр Коэна контрабасист Омер Авиталь и ударник Nasheet Waits. Этот проэкт Авишай Коэн представит нашему вниманию 18-го и 19-го августа на фестивале. А на ударных в составе трио будет играть Джефф Баллард.  Авишай и Омер также известны в джазовом мире как музыканты популярного квартета Third World Love.




Авишай родился в Израиле в замечательной джазовой семье (сестра Анат играет на кларнете и саксофонах, а брат Юваль - на сопрано саксофоне). В 2012-ом году журнал Downbeat присудил Авишаю престижнейшую премию критиков - Rising Star Trumpet. Анат, кстати, в том же году победила в категории Rising Star Tenor Saxophone. Такой вот семейный подряд.
  Но вернёмся к Triveni. Альбом записан вживую в студии без наушников старым добрым аккустическим способом и включает в себя как оригинальные материалы, так и посвящения Диззи Гиллеспи, Чарльзу Мингусу, Дону Черри и Орнетту Коулману. Интересный факт - один из фрагментов Коулмана никогда ранее не был записан, и легендарный  83-летний саксофонист пригласил Авишая в свою Манхеттенскую квартиру и рассказал о идее и секретах этой своей мелодии.
  А что же означает название альбома? В Индии Тривени Сангам - точка слияния трех рек (реальных Ганга, Ямуны и легендарной Сарасвати). Место является священным для индуистов. Считается, что купание в Сангаме смывает все грехи. И может быть музыканты этого трио как три реки встретятся в музыкальном пространстве фестивальных концертов и создадут нечто такое, что очистит и наши души.
На этом метафизическом предвкушении я, пожалуй, прервусь. Но продолжение обязательно последует, дамы и господа.

фотографии, Авишай Коэн трубач, red sea jazz festival, al foster, фестиваль, photo, Джефф Баллард, jazz, Эл Фостер, avishai cohen trumpeter, jeff ballard, джаз

Previous post Next post
Up