Дамы и господа!
Как описать то, что происходит в Стране? Рассказать о жизни под массированными ракетными обстрелами? О противном, но спасительном вое сирен, загоняющем в подвалы и комнаты безопасности с бетонными стенами? О пустеющих городах ? О Железном Куполе, вновь и вновь оберегающем нас от неминуемой смерти? О лютой злобе подонков-террористов, прячущихся за спины своего народа, ворующих и убивающих еврейских детей, насылающих на нас смерть и цинично и нагло клянчащих защиты у всего мира.
МЫ ДОЛЖНЫ ПРЕКРАТИТЬ ОБОРОНЯТЬСЯ! Вот чего вскоре потребует возмущённая "мировая общественность".
Но никому не по силам превратить нашу жизнь в существование. Вчера поехали в театр. Из обстрелянного Ган-Явне в обстрелянный Тель-Авив.
Спектакль "Волки и овцы", поставленный Петром Фоменко в своей мастерской в 1992-ом году. Заключительный аккорд фестиваля Золотая Маска. Блестящий парад аттракционов "Евгения Онегина" режиссёра Римаса Туминаса, разочаровавший откровенно плохой актёрской игрой "Без названия" Евгения Марчелли и сегодняшний спектакль.
Хочется написать во-первых, во-вторых, в- третьих, но не стану расставлять приоритеты.
Театр не побоялся приехать к нам под бомбы. Честь и хвала. И зрители не побоялись выйти из иллюзорно-спасительных домов, не сдали билеты, пришли на спектакль. Что я могу сказать? Ощущение настоящего театрального праздника не покидало ни на мгновение. 22 года ни на йоту не состарили это удивительное современное, смешное и грустное действие. Настолько сегодняшнее, что напрочь забываешь о времени создания пьесы. Ведь Островский написал её в 1875-ом году! Мы наслаждались каждой репликой, словом, диалогом.
Но по закону совсем другого классика "висящее на стене ружьё..." Нас попросили подняться и прижаться к спасительным стенам.
Отгудела своё сирена, остались в прошлом взрывы. Мы вернулись на места. Спектакль продолжился. Но в нём появилось новое измерение. Пролетевшая мимо смерть впрыснула адреналин в кровь актёров и зрителей. Помимо дополнительного антракта свыше была дана не предусмотренная ни Островским, ни Фоменко кульминация. Когда Глафира Алексеевна, блестяще сыгранная Галиной Тюниной, призывая в свидетели бога, подняла палец к сценическим небесам, раздался отнюдь не театральный взрвыв. "Вот", - мгновенно сымпровизироавала актриса, прододжая указывать в ставшее на мгновение настоящим небо.
Это был великолепный спектакль. Волки унесли в зубках своих овечек. А мы, счастливые, отправились по домам. Унося с собой праздник театра и ощущение опасности.
Вспомнилось произошедшее два дня назад.
Поздний вечер. Опустевшая ашдодская улица. Мы с женой и дочкой возвращаемся домой.
Сигнал воздушной тревоги застаёт в пути. Нужно выйти из машины, отойти от неё на безопасное расстояние, лечь ничком на землю и прикрыть голову руками. Таковы спасительные инструкции. Всё так и сделали, кроме одного. Как заставить себя в красивой одежде лечь лицом в придорожную грязь. Сирена воет, мы сидим на корточках, прижавшись друг к другу и, нарушая все наставления службы тыла, не можем оторвать глаз от ночного неба.
Вот они - ракеты с юга, несущие смерть. А навстречу им, неумолимо и яростно, расцветают цветы жизни. Железный купол запускает свои ракеты. Театр небесной войны. Холодной и беспощадной.
- Смотри, говорит Марина. Как низко летит эта "звезда".
Один из белых шаров возникает прямо над крышами и, почти исчезнув, вдруг замирает белоснежным пятном в чёрном небе, совершает немыслимую петлю и начинает лететь прямо на нас. Как будто увидел и жаждет встречи. И вдруг взрывается и исчезает над ближайшим домом. Это было одно из самых грозных мгновений в нашей жизни. И неожиданно красивых.
Театр земной, театр небесный. Актёрствуем. Мы не желаем быть волками и не будем ими, как бы ни изображали нас "доброжелатели". Но и овец играть не намерены. Мы всего лишь люди, дамы и господа.