Читала эту статью (точнее, главу из дневника) писателя Камиля Икрамова давно-давно, лет 20 назад, в какой-то периодике. С тех пор все хотела перечитать, но не могла найти. И вот нашла.
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=10717 (стр. 205-217)
Статья про роман "Мастер и Маргарита", а если по сути -- про виктимность, про те изменения, которые происходят в душе, сознании, картине мира думающего и чувствующего человека в ситуации запредельного насилия, про "союз жертвы с палачом". В статье этот роман -- действительно гениальный, и потому говорящий много больше, чем кажется на первый взгляд -- предстает сном пораженного виктимностью сознания, которое от бессилия, отчаяния, невыносимости происходящего ищет спасения в фантазиях о глубоком человеческом взаимопонимании с палачом; о защите от зла, которую можно найти, если пробраться в "глаз бури", в самую его сердцевину; о справедливом суде, который, конечно, отделит "их всех" -- мерзких, подлых, мелких людей с "собачьими сердцами" от тебя, такого живого, такого уязвимого, такого тонкого.
Обратная сторона виктимности -- идентификация с агрессором, и уже никого не жалко, а даже весело смотреть на их катящиеся головы, ведь они не вполне люди, шариковы-совки-мордоряне, и нет слишком плохих средств, чтобы "разрушить до основанья" этот чудовищный мир. Добро и зло, жертвы и палачи меняются местами с головокружительной скоростью туда и обратно, вызывая одновременно и дурноту, и эйфорию, разрешая невыносимые нравственные коллизии выходом в парадокс, в красивый образ, в двоемыслие.
Сон выполняет роль защиты, утешения (говорят, в концлагерях заключенные видели потрясающие сны), чего стоит только магическое "Невидима и свободна", которое повторяли, как завороженые, тысячи читателей, невыносимо прекрасная и несбыточная, такая детская, такая ужасная, если вдуматься, мечта человека, постоянно находящегося под взглядом Большого Брата. В ней воля к жизни и воля к смерти сливаются в одно, неразделимое, как любовь и ненависть сливаются в одно целое у ребенка, насилуемого родителем. Помните страшный фильм Ролана Быкова? Там девочка вот так же примерно выходит из ситуации: летит, чтобы "сюда никогда не вернуться". Невидима и свободна, да.
А с другой стороны, любой важный, полный смысла и энергии сон -- из тех, что так любил Юнг -- всегда дверь в глубину, при внимательном анализе он делает явным многие вытесненные из сознания чувства и связи.
"Почему, к примеру, на балу (у Воланда -- прим. ) появляется Малюта, но нет Грозного? Видимо, это факт подсознания, а не сознания".
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">"Мастер смотрит на своего главного героя с чувством восторга и рад быть полезным ему. (Может быть, в этом главная его трагедия, которую не осознает ни он, ни критики романа!)"
Роман о подсознании русской интеллигенции, который потому и завораживает, просто до транса, что говорит о самом сокровенном и болезненном. Когда-то, в молодости, он вызывал ужас и восторг. А теперь, когда думаю об этом, сразу хочется плакать. Это я не к тому, чтоб судить -- мы и в сотой степени не можем себе представить тех условий и тех выборов. Просто к тому, чтоб знать, оно ж не делось никуда, впиталось в коллективное бессознательное, мы с этим живем.
В общем, у кого есть настроение поразмышлять на эти темы -- рекомендую текст. Очень христианский, очень человечный и очень точный, по-моему. Было бы интересно обсудить.