Посмотрела вчера конец фигурного катания у мужиков. Редко смотрю, но тут болела и тупила. Все таки непонятно это мне само по себе, как идея.
Почему тот последний мальчик, в зеленой рубашечке под ирландскую музыку, у которого тело поет, и который там один, кажется, получал удовольствие от процесса, считается хуже, чем вот тот, который "прыгающая табуретка" с напряженной озабоченной физиономией? Из-за того, что прыгает на полоборта меньше? А кому нужны эти обороты, ведь зрители даже не успевают их посчитать? Тем более если их цена -- инвалидность к 30 годам, винты в позвоночнике и всякое такое?
Почему нельзя оставить только поющих телом и получать всем удовольствие, а остальных не отпустить с миром? И почему это называется "любительским спортом", если люди полностью гробят на него свое детство и молодость, ничем другим не занимаясь?
Вспомнилось очень жесткое высказывание на эту тему Марины Цветаевой
"Что такое спорт? Первый и бессознательный ответ: подмена. Чего - чем? Попробуем разобраться. Полнота жизни в природе - заменяется жизнью чисто мускульной. Некорыстолюбивые и невинные радости бега, хождения, восхождения, плавания - радости собственной силе и силе природы - низкими радостями первенства и физической корысти (оздоровления).
Одинокое существование в природе - групповым соревнованием.
Природа - как самоцель - природой - как средством.
Чистота - пользой и полнота - частью.
Море, сведенное к плаванию, горы - к восхождению, лес - к бегу, море, горы, лес и даже небо, вся природа - к тому, чтобы прийти первым. Вся природа превращена в поле для матча и весь человек - в узел состязающихся мышц.
Ибо одинокий спортсмен - не спортсмен. Спортсмен, который не соревнуется, - не спортсмен. Норвежец-лыжник - не спортсмен. Ребенок - не спортсмен. Дикарь - не спортсмен. Король Альберт - не спортсмен.
Там, где в наличии самоцель - будь то сопутствие, или необходимость или некорыстолюбивая радость движения, или чистое геройство - там нет спорта.
...
Спорт есть движение как ремесло, то есть обратное детски-дикарско-животному, органическому, и целесообразному - разумному. Заменим движение как ремесло любым другим словом: чтение как ремесло, любовь как ремесло, еда, сон, молитва и т. д. и т. д. как ремесло. Все это будет или бессмысленно, или презренно. Когда же слово движение заменим в том же значении - тратой, а в данном случае даже расходом - сил, то увидим, что трата сил как ремесло - есть преступление там, где их не хватает для необходимого. Спортивная трата сил есть кража сил у тех, кто трудится, трата чужих, последних сил.
Каждый профессиональный спортсмен - вор, и я удивляюсь рабочему человеку, который не видит, что пот, проливаемый спортсменом - впустую! - жестокое издевательство над его труженическим потом. Не только не видит, но и последний свой труженический грош тратит на то, чтоб только своими глазами увидеть, как этот презренный пот - проливается и своими мозолистыми руками похлопать этому безделью.
Спорт есть трата времени на трату сил. Чужого времени и чужих сил. Ибо, если у тебя, как у отдохнувшего коня их избыток, то ты украл их у коня, который много работает. И здесь - на стадионе - ты их перед этим конем-тружеником - тратишь.
«Здоровый дух в здоровом теле». Но если в теле вообще больше нет души, если она выбита из тела футбольными мячами? Если в голове вместо мыслей одни состязания?
- Позвольте, но таким образом развивается мускулатура и прогрессируют поколения!
- И у белки в колесе тоже развивается мускулатура, но какое нам дело до ее мускулатуры и мускулатуры всего беличьего рода?
Пустой труд - позор. Спорт, таков, каков он сегодня, - есть труд на свою мускулатуру, ради первенства среди себе подобных. Движущие силы спорта - физическая польза и суетность. В самом существе людского объединения - это крайнее выражение эгоизма. Ибо нельзя назвать пользой тот страшный голос, тот вопль, которым толпа встречает успешный удар - все равно чей: ракетки по мячу или кулаком по челюсти. Действие спортивных картин, которое развращает, увеличивает жестокость, в лучшем случае опустошает, нельзя не назвать преступным. Ниже спортммена только его зритель. Еще ниже.
Если к спортивным зрелищам добавим спортивную литературу («я в газетах читаю только спорт») - мы убедимся, что спорт, вместо проблематичного оздоровительного прогресса (ибо слишком много несчастных случаев и смертей), несет в себе духовную гибель поколения. Нельзя ценой гибели духа покупать здоровье тела!
И еще одно, последнее. Над спортом парит смерть. Пустая смерть - ни за что. Смерть, которую не оправдывает ни судьба, ни болезнь, ни воинский приказ, ни случай. Как работа спортсмена впустую, так и его смерть впустую. Как его пот - напрасен, так и его смертный пот - напрасен. И его спортивная смерть в такой же мере издевательство над нашей, как и вся жизнь. Отдал жизнь, чтоб прийти первым. Куда? К столбу.
Смерть, недостойная человека."
Оно, конечно, совсем максимализм, в ее духе, но заставляет задуматься, правда? Если спорт -- не игра, не удовольствие, не движение для пользы и радости, то зачем он?
Особенно если учесть, что сейчас от замысла Кубертэна мало что осталось, мне кажется, и все эти жертвы приносятся лишь для того, чтобы кто-то подороже продал рекламное время.
Муж вот уверяет, что зато не воюют, сбрасывают пар про "свой-чужой", болея за спортсменов. Сублимация такая. Ну, может быть, не знаю. Мне эта дилемма не близка, я всегда болею за всех, чтоб не упали (как их мамы на это смотрят только, не представляю), и за некоторых, которые в процессе творят.
Если это и правда помогает не убивать друг друга в реале, то оно того стоит. Хотя, на мой взгляд, и разжигает проивостояние тоже. Некоторые наши комментаторы просто неприличны бывают, обесценивая "чужих" спортсменов и буквально радуясь их ошибкам.
А уж от греческой концепции Олимпийских игр как многоборья, как любования гармоничным развитием человека, как таинства и диалога с богами, наконец, и подавно ничего нет. Давно соревнуются технологии, а спортсменов уже чуть только не селекционируют, как породистых собак. А потом, использовав и покалечив, отбраковывавают по возрасту или травмам. И зрители-обожатели не вспомнят потом, где и как бывший кумир живет. И хватает ли ему на хорошую инвалидную коляску.
То есть в процессе, конечно, возможны подвиги, самоотверженность и благородство, и это прекрасно, что люди могут внести смыслы и возвышенное куда угодно.
Но вот если посмотреть на конечный результат... ради чего?
Мне, видимо, не понять.
Это все полное ИМХО, ни в коей мере не хочу никого ни в чем убеждать или обижать.
Просто не понимаю.