Mar 09, 2010 22:44
Было такое любимое развлечение в совке -- играть "в начальника". Дети в школах резвились, и не только.
Вот и меня вдруг пробило. Родился в голове алгоритм, как можно было бы ускорить вывод детей из Системы.
А поводом стали два рассказа волонтеров: одна девушка говорила о том, как была в опеке а одном из не таких уж и провинциальных росийских городов и видела там дяденьку, который буквально ногой дверь открывал и по-хозяйски интересовался, не объявились ли новые детки. Она думала -- это начальник ихний. Оказалось, представитель агенства по иностранному усыновлению. Она же рассказывала, как лихо в этом регионе устраивают дела, например, маленький здоровый мальчик, которого никак-никак нельзя было разделять с братом-инвалидом для российских усыновителей, мгновенно разделялся "в интересах ребенка" для иностранных. Ну, да все знают, как все это делается.
Второй рассказ был о том, как семья иностранцев с большими мучениями и за нереальные деньги вывезла-таки девочку-инвалида. Семья небогатая и прощаясь, говорила, что приехали бы позже и еще за одним таким ребеночком, но по деньгам, наверное, не потянуть: кризис и у мужа на работе все очень шатко.
Ну, и история с гибелью детей в интернате тоже добавила.
Получается, что из-за коррупции вывод детей, в том числе больных, очень тормозят два обстоятельства: с одной стороны, это наличие иностранного усыновления как такового, из-за которого "придерживают" детей, с другой -- это максимально затрудненный порядок иностранного усыновления, из-за которого семьи, готовые взять непростых детей или нескольких детей, оказываются отрезанными от процесса, поскольку часто они небогаты.
В общем, если бы я могла, я бы сделала такую многоходовку.
1. Фиксируем в список всех детей в учреждениях, на данный момент имеющих инвалидность (это нужно, чтобы не навешивали диагнозы, см. пункт 2).
2. На три года ЗАКРЫВАЕМ все иностранное усыновление. Исключение -- дети из списка, а также их братья и сестры вместе с ними.
3. Для тех иностранных усыновителей, которые готовы взять детей из списка, организуется подготовка и медицинское обследование НА МЕСТЕ и ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА. Их жилищные условия пусть обследуют тамошние муниципальные службы и пришлют результаты.
4. Если люди все прошли и ребенка увозят, им и ребенку компенсируется проезд и проживание здесь. Вариант -- не сразу, а через год или три, если все нормально.
5. За три года реформировать систему учреждений для особых детей, создать и развить систему их семейного устройства в России.
Я уверена, что дома инвалидов бы сильно опустели. Есть немало семей, особенно верующих, которые бы взяли, но денег на агенства у них нет.
Учреждения можно было бы посокращать, оставив самые современные и качественные, в которых повысить з\п персоналу и вообще улучшить финансирование.
Экономия была бы огромная на круг для государства, даже при всех компенсациях. Ведь дальнейшее содержание и лечение детей взяли бы на себя родители.
О том, насколько лучше для особого ребенка среда там, чем здесь, я уже молчу.
Возможности для злоупотреблений какие-то все равно остаются, но сведены к минимуму.
Агенства в пролете, уж извините. Те специалисты из них, кто действительно готов помогать детям, найдут свою нишу и в этом процессе.
Но есть одно очень большое НО.
Этого никогда не будет.
Не потому, что лобби, лобби можно было бы перешибить. Не потому, что денег нет, это небольшие деньги.
Просто это означало бы признать перед всем миром, что Россия не способна сама нормально растить своих особых детей, особенно сирот. И что справиться с коррупцией тоже не способна. Это сущая правда, и все это понимают, но одно дело -- понимать, другое -- вот так прямо признать.