Mar 10, 2006 07:48
АТОМИЗМ И ЕВХАРИСТИЯ
Еще в марте 1981 г. Юлий Анатольевич Шрейдер познакомил меня с научным сотрудником Института истории естествознания и техники Анатолием Валериановичем Ахутиным. Это знакомство состоялось в здании самого института, и в тот же день я попал на семинар, где обсуждался доклад, посвященный средневековой философии (докладчиком был Павел Конаков из Ленинграда). В обсуждении активное участие принимали две дамы. Как я впоследствии узнал, это были родные сестры - Виолета Павловна и Пиама Павловна Гайденко. Именно на этом семинаре мне пришла в голову мысль развить и обосновать идею Далгернса о несовместимости атомистических воззрений с учением Католической Церкви о Евхаристии.
Не буду подробно описывать, как я поступил в заочную аспирантуру при Институте истории естествознания и техники (здесь решающую роль сыграла протекция Юлия Анатольевича Шрейдера). Отмечу лишь, что такие сотрудники этого института, как Ахутин и сестры Гайденко были интеллектуальным центром, вокруг которого собирались молодые люди, интересовавшиеся античной и средневековой философией. Особенно живо и интересно проходили ежегодные конференции молодых ученых и аспирантов. Свой первый доклад на такой конференции (на ней выступал также Вадим Лурье из Ленинграда - там-то мы и познакомились) я сделал в феврале 1985 г. Он назывался "Атомизм и Евхаристия". По тем временам это была достаточно смелая тема для выступления, ибо монополия на идеологию принадлежала Коммунистической партии Советского Союза. Но видимо какие-то ветры будущей перестройки уже веяли в воздухе, так как после моего доклада ко мне подошла сотрудница Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) АН СССР Людмила Косарева и подробно проинтервьюировала меня по теме моего доклада. Позднее ею было опубликовано исследование на эту же тему, которым воспользовался дьякон Андрей Кураев при написании своей книги "Традиция, догмат, обряд". Еще на этой конференции я встретил Колю Балашова, с которым познакомился у баптистов в 1977 году.