В Москве идет трехдневный танго-семинар Серкана и Сесилии. Из трех дней лично я ухвачу всего один. Вернее, уже ухватил - сегодняшний (или уже вчерашний?). И-эх! Это к тому, что хотелось бы еще - но не случится. В этот по крайней мере раз.
Парочка очень милая и смешная. Красавица и лесовичок. Растрепанный, волосы дыбом, как будто из аэродинамической трубы явился. Впрочем, что-то от этой вихревой трубы живет в обоих. Красавица тоже нет-нет, да и гикнет что-то, и в цыганочку пустится, или улыбнется так, что из глаз чертики посыплются. Чертовщинка и в нем живет, даже большие профессорские очки ее не скрывают. Муж и жена, короче, одна, как водится, сатана. Загадочная сатана, кстати: знающие люди говорят, что Сесилия раньше танцевала с Годоем, а познакомившись с Серканом на фесте в Питере, выпив с ним (чего выпив?) и попев песен (каких еще песен?), стала его партнершей. А потом и женой… Этот лесовичок с фигурой подростка и всклокоченной бородой отбил женщину у самого Годоя?!! Вау! Даже если все это и слухи, то все равно очень к этой парочке идущие.
Описывать их семинар мне как-то даже неловко, потому что там были такие мэтры танго-описаний, как Виля и Валерий Гребенник - и, с одной стороны, они и сами все опишут, а с другой, всю мою ерунду заметят тут же. К тому же, надо бы было пройти все три дня испытаний, до кольгад и волькад добраться, которые пятого ноября обещаны. Но не будет этого у меня. И надо бы помолчать. Но такие эти С&С прекрасные, что хочется им хотя бы спасибо сказать.
Они занимаются тем, чем редко занимается кто. Не фигурами они занимаются, а твоим телом, разными в нем соотношениями, костями и мышцами, связками и связями. От самого простого - как правильно растопырить на полу пальцы. Как правильно их задрать вверх. «Для чего ж их задирать? - спросите вы. -- Разве с задранными пальцами танго танцуют?» Не танцуют - но именно так можно пальцы разработать и приготовить для того, чтоб превратились они в опору для всего остального
… А дальше больше. Про микродвижения лодыжек шла речь. Про то, что происходит с бедром, когда выносишь колено вперед. Я, например, в первый раз не просто увидел, но на себе понял, что такое принцип рычага. Когда ты попу, седалищную кость, копчик, бедро уводишь в этот момент назад. Колено --вперед, а это все - назад - и ты устойчиво стоишь, сам себя растянув, как два плеча рычага.
А потом еще про ребра речь шла большая, как нижнее пальцем найти, а другим пальцем - тазовую кость, как их связать и что с этой связкой при каких движениях происходит… И как это расстояние менять, открывая и закрывая, и как это работает для поворотов.
И как седалищные кости в пятки проецировать - я только слышал, а сегодня - спроецировал. И как эту пятку повернуть, чтоб проекцию не нарушить.
И опять по новой про ребра: как вращать их отдельно от всего. И как двигать плечом, чтоб послать импульс в стопу, а не в щеку.
И с диафрагмой меня заново познакомили, и лопатку от позвоночника отделили, и ноги мои обвили виртуальной спиралью…
Короче говоря, как сын двух патологоанатомов, испытавший однажды на вскрытии трупа, куда напросился, восторг перед мудростью природы, все так в человеке устроившей, как мне открылось, -- как такой вот человек свидетельствую - это было очень анатомично, познавательно и показательно. Сижу сейчас, а в теле всего столько болит, чего не болело никогда - потому что все это сегодня было объектом пристального внимания и проработки. А для начала - обнаружилось.
И вот что главное -- без этих связей в теле ни баланса, ни движения, ни танго. А связями этими так подробно и с такой отработкой не очень-то занимаются (хотя, может, и занимаются, какой из меня эксперт с моим танго-опытом!)
В подходе С&C к человеку движущемуся мне понравилась вот какая штука. Они всегда начинают с того, что просят тебя сделать твое движение. Например, надо вращать ребрами отдельно от таза. Или плечами. Начни со своего привычного движения. Как ты делаешь это сам, безотчетно? Сначала - дай себе отчет в своем движении, увидь его, научиcь наблюдать и понимать - а уж потом над ним стоит работать. Логика, потрясающая тебя до основания, потому что как-то вдруг оказывается, что исходная точка работы с тобой - это принятие тебя как тебя, с твоим законным движением, внимание к нему. Не «мы пришли показать вам, как правильно, и исправить ваше неправильное» -- а «мы пришли вам помочь увидеть себя привычного и решить, куда и как можно двигаться, если нужно». Разница для обучающегося существенная. С&С своими педагогическими действиями призывают и приучают тебя быть внимательным и уважительным к себе со всеми твоими зажимами и привычно затанцованными двигательными неловкостями. Ты как-то себя начинаешь по-другому ощущать, как-то весомее, реальнее, что ли. Не то чтобы себе уже нравишься, но не так противен)))
Еще плюс: они очень подробны. На выщупывание какой-нибудь кости или прочувствование движение какой-нибудь мышцы могут потратить много времени. При этом - объясняют ярко. Вот некоторые запомненные штучки:
- Левая рука партнера и правая партнерши - как кабель, по которому идут смски. Нельзя этот кабель пережимать.
- Мужчина должен быть расслаблен и свободен, тогда в его руках женщина раскроется, как цветок. А если он будет напряжен, то она останется цветком закрытым.
- Ты стоишь ногами на земле. Оттуда берешь силу. А голова - в небе. Туда ты силу посылаешь. Через тебя идет обмен энергией между землей и небом. Ты должен быть как струна. Или как целый мир между небом и землей.
- У нас не две ноги, а четыре. Две внизу - две вверху (при тих словах руки подняты вверх - и мы оказываемся такими вертикально распластанными лягушками). Любое движение ноги нижней должно иметь противовесом движение ноги верхней (и мы все там удвигались этими четырьмя ногами, ища эти противовесы - действие совершенно медитативное и возвращающее в детство, к своему первотелу).
А еще мы навалялись по полу, закручивая друг друга в спирали. Это была отчасти контактная импровизация, отчасти мануальная терапия. Поскольку все занятие длилось шесть часов, а это валяние было в его исходе, то очень не хотелось вставать, а хотелось лежать, раскинув руки, закрыв глаза и отдавшись воле твоего партнера, который тебя закручивал… И C&C дали нам такую возможность и никуда не торопили, хотя времени было в обрез. Потому что они, эти самые С&С, все понимают. Они умеют людям в глаза глядеть потому что.
А еще у меня стало получаться хиро с сакадами. В качестве бонуса. Потому что я свои кости правильно расположил. Ну или почти правильно. Потому что на самом деле оно еще почти получается. И вообще-то его, как и все остальное, надо тренировать и отрабатывать. Как бы вот это делать регулярно? Но это уже не про C&C. А про свою бестолковость.
А им - спасибо. Очень большое. И организаторам - школе «Танго без правил» -- тоже. И - удачного продолжения. Ведь это был только первый день…