В последние дни несколько раз натыкался на такую ситуацию. Причем не в общественном транспорте или на работе, а на милонгах, в перерывах между танцами, среди публики, которая в теме.
Я: «Вы пойдете на Коломбо? Приезжает в апреле».
Собеседник(ца): «А кто это?»
Я: «Здрасьте. Альберто Коломбо и Мариэла Саметбанд. Они будут тут на фестивале у Елены Чу и Юрия Алексеева».
Собеседник(ца): «Лену с Юрой знаем, а тех двоих - как-как ты их назвал? - чего-то не очень».
Я: «А Веронику Туманову - знаете?»
Собеседник (ца): «Она тоже организатор фестиваля?»
Я: «Она тоже приезжает».
Собеседник (ца): «Ну сейчас столько всяких разных ездит. Каждую неделю. А что они, какие-то специальные?»
Отвечаю сразу и всем - специальные. Очень специальные. Специально для вас специальные.
Ездит и вправду много разных. Москва сейчас - Клондайк для аргентинцев и примкнувших к ним. Если б не Европа вообще и столица России в частности, они бы точно со своим тангом загнулись. А так - все равно что в 18 веке: «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel, не очень понимая значения этого слова». Раз надо, раз платите - значит, будем учителями. Чего нынче модно преподавать? Танго? О’кей, будет вам танго.
И мы - платим. Немало. Но у каждого отдельно взятого тангеро (и у каждой, соответственно, тангеры) денег на всё и всех - не хватит. Бывает так: оплатишь семинар - вроде посоветовали, и название завлекательное, и танцуют, если роликам верить, как бы неплохо - а потом приходишь и грустишь. Нет того, чего хочется. А чего хочется?
А хочется, как от всякого урока - чтоб тебя подняло и понесло. Какой-то волной. Чтоб тебя похитили из потока твоего привычного времени в какой-то иной поток, из которого со звонком ты недоуменно выныриваешь: «Как, уже всё? Почему так быстро? А когда продолжение?». Так получается или когда твой препод обладает настоящей харизмой (и еще до него, а часто и за него действует она) - или когда он настоящий препод, который умеет объяснить своё, видя при этом конкретно тебя (он как бы для всех пришел, но оказался только для тебя - так лунная дорожка на море, если вы стоите на берегу, идет только к вам, хоть может быть рядом еще сто человек - проверьте!). А уж когда и то, и то в наличии - за таким надо бегать, такого надо хватать и не отпускать.
Так вот, фишка в том, что эти, которые в апреле приезжают, -- они как раз такие. По крайней мере, те трое, кого я знаю: Альберто, Мариэла, Вероника. Испытано на себе. Я уже что-то такое писал про свои ощущения от них, внизу дам ссылки, чтобы не повторяться. Но кое-что все-таки и повторю.
Я в танго - недолго. Год и четыре месяца. И можно вообще-то мнением таких желторотых спокойно пренебречь. Но все-таки и это - путь. И когда я его озираю (а он был совсем не пустынен, наоборот, густонаселен людьми и встречами), я этих троих отчетливо вижу в первую очередь. Почему?
Вероника. Я к ней попал на урок через полгода танцевания, совсем неумехой. И первое, что меня поразило и до сих пор поражает, как воспоминание - я встал с ней в объятие и вдруг почувствовал, что вернулся домой (а дело было вдали от родины, в Париже). От объятий с разными женщинами бывают разные чувства - но такого странного больше не было никогда. Я - дома. И сразу спало напряжение, сразу стало понятно, что можно быть собой (где ж еще, как не дома, собой-то и быть? Что ж еще, как не дом, для этого предназначено?) И на этой волне самого себя и началось мое обучение. Вероника очень просто, легко, с юмором, образно и по делу помогает тебе, оставаясь самим собой, начать танцевать - вернее, открыть в самом тебе же ту часть самого тебя же, которая и будет с этого момента отвечать за твое танцевальное воплощение. То, что делает она, полезно и на почти сто процентов встраивается в твою дальнейшую жизнь на милонгах, а не просто остается еще одной какой-то фигурой или завитушкой, выученной неизвестно для чего.
А еще она очень умная - и по-хорошему умная, когда ты рядом с ней себя умнее чувствуешь, а не полным идиотом. Она многое поняла про танец в частности и про жизнь вообще - и умудряется тебе это содержание и понимание на уроке передавать. Не поучая, не заставляя тебя сжиматься или ежиться. Как дома, говорю же. Я приставал ко многим танго-организаторам - Давайте пригласим Веронику! - и ура Лене, что она это сделала. Теперь я хоть немножко сэкономлю на билетах в Париж, потому что - ну а как без Вероникиных уроков? Приходится летать при каждом удобном случае… Если боитесь такой наркозависимости, не ходите к ней ни за что.
Альберто и Мариэла. Историю моих с ними взаимоотношений читайте при желании по ссылкам. Скажу только вот что: чем больше проходит времени с их семинаров в Питере, тем отчетливей для меня их влияние. Коломбо с Мариэлой, помимо описанного по горячим следам, сделали для меня - я начал это понимать не сразу - очень важную штуку (которая, кстати, парадоксальным образом напоминает и Вероникино влияние - как интересно они на один фест подобрались, Лена с Юрой волшебники что ль?). Они позволили мне преодолеть в танго границы и рамки. Они показали их вариативность, изменчивость и относительность. Они позволили мне в танго быть свободным. Потому что они ни секунды не учили формам, чем так увлекаются многие преподы. Наборот, они могли разные формы тебе предъявлять, чтоб ты их сравнил, пощупал, освоил даже -- но не ради форм, а ради того, зачем эти формы появились. Чтоб в итоге создать свою собственную форму (может поэтому я так потянулся в Москве к человеку, который помешан на той же идее - к Юре Вердеревскому?)
Коломбо, например, при его небольшом росте, один из семинаров посвятил гигантским шагам в танго. Огромным пробросам вперед. Зачем? Почему? Для милонги это - не подходит. А вот зачем - затем, чтоб ты нащупал в себе свою собственную энергию и ощутил ее размер, как бы косноязычно это ни звучало. Потребный тебе размер. До Коломбо мне как бы говорили: «Впереди тебя стенка. До нее ты можешь сделать один шаг. Дальше нельзя». Ну я и делал тот шаг, размер которого определялся стенкой. Я и энергию для этого шага приучился отмерять. Коломбо стенку - убрал. И сказал так: «Стенки нет. Делай шаг. Какой ты можешь сделать? Какой ты хочешь сделать?» Сначала было непонятно - я могу такой, к какому привык. А потом вдруг что-то прорвалось изнутри. Мне надо - другой шаг. Больше, энергичнее, дальше. Я этого, оказывается, и хотел. Только не знал, потому что все время упирался в стену и думал, что так надо. Так - не надо. Спасибо Альберто с Мариэлой за это открытие.
Я знаю про себя, что танцую технически несовершенно, с кучей ошибок. Что со стороны мой танец выглядит диковато и доморощенно. И я хочу и буду совершенствоваться. Но после Коломбо - я стал танцевать по-другому, так, что внутри меня стал создаваться поток. И заметил, кстати, что в этот поток стали втягиваться новые и новые партнерши, гораздо более сильного уровня, чем я, прощая мне мою техническую недоделанность - потому что стали от этого танца получать что-то такое, чего без Коломбо мне не пришло в голову в танце себе позволить.
После Коломбо я стал танцевать, выкладываясь - потому что он показал мне, что такое моя собственная энергия и как ей управлять. Если вы не хотите уставать на милонгах, менять по нескольку рубашек, если не хотите узнать, на что способны в танце именно вы - не ходите к Коломбо ни за что.
Думая о предстоящем фестивале, я радуюсь только одному - что не знаю третью пару, приглашенную Леной и Юрой. Потому что, сдается мне, она из того же разряда. Но тогда пришлось бы умереть и разорваться совсем. А я еще жить хочу. Потому что каждый день есть милонга, на которой, благодаря тем, о ком я так страстно сейчас пел, я могу быть собой. Могу быть дома. Могу преобразовывать свою внутреннюю энергию в тот танец, который ей соразмерен, мне - необходим, а тем, кто соглашается его со мной разделить - надеюсь, по крайней мере, не противен J
Техническая информация. Фестиваль будет проходить с 19 по 21 апреля. Инфа и ролики
вот тут Мои записи про Коломбо и Мариэлу
вот тут и
вот тут