- Алтарь нужен только слабым, - прошептал за спиной у Сайхуна Великий Мастер. <...>
- Только те, кто слабо верит в себя, нуждаются в каком-либо внешнем образе, на котором они могут сосредоточить свое внимание. В действительности же рай и ад существуют прямо здесь, на земле - они внутри нас.
<...>
- Добро и зло действительно существуют. Есть темное Дао и светлое Дао; есть демоны и боги, хорошие и плохие люди. Но зла не встретишь в природе, в космических созвездиях или в животных. Все они прочно связаны с Дао и не имеют собственного волеизъявления. Они следуют Дао безо всякого сопротивления. Вот что имеется в виду в изречении о зеркале, которое не захватывает и не удерживает, но лишь одновременно получает и отдает. Но и люди, и боги имеют одно существенное отличие от животных, растений и звезд: они обладают разумом. Более того, они обладают рациональным, расчетливым разумом. И еще у них есть свобода проявления собственной воли. Именно из-за своей способности планировать люди имеют добро и зло. Они способны делать выбор, но без добра и зла одновременно выбор невозможен.
Инь и Ян образуют основную двойственность Вселенной; но они не взаимоисключающие понятия. Чтобы мог существовать мрак, должен быть свет. Чтобы родился новый день, ему должна предшествовать ночь. Если есть правда, то должна быть и ложь. Вот в чем первый смысл моей притчи.
Человечество возникло одновременно из Инь и Ян. Каждый из нас представляет собой объединение этих двух понятий. Если бы у нас не было напряженности и взаимодействия между двумя полярными противоположностями, то не было бы движения ни внутри нас, ни в остальной Вселенной. Наступила бы всеобщая неподвижность, полный застой. Единственно реальной данностью стала бы стерильность. Именно поэтому мы должны согласиться с относительностью. Мы должны воспринимать добро и зло, потому что они являются частями фундаментального процесса созидания. Если ты в состоянии понять это, тогда я скажу тебе еще одну вещь - ты должен нормально воспринимать существование добра и зла в самом себе.
- Но, Великий Мастер, - не выдержал Сайхун, - я - даос Моей главной задачей является прожить жизнь достойно. Я стремлюсь только к тому, чтобы совершенствовать себя и служить поборником добра.
Великий Мастер саркастически рассмеялся:
- Какой же ты набожный и угодливый, однако! Нет ничего горше набожного святоши!
- Ничего не понимаю. Разве не этому меня учили с самого детства? Разве могут быть какие-либо возражения против высокоморальной жизни? Почему бы мне не заслужить имя рыцаря справедливости?
- Мораль и этика предназначены лишь для глупцов да тех, кто не умеет думать. Им может недоставать рассудительности, но все же они обладают расчетливым разумом. Мудрецы изобрели мораль исключительно для того, чтобы с ее помощью управлять именно такими глупцами. Тому, кто понимает Дао, это не требуется.
<...>
Добро и зло - эти понятия далеко не так просты, как оперные образы героя и злодея. Добро и зло - это судьба и рок.
- Судьба и рок? - изумленно переспросил Сайхун. - Но разве это не одно и то же?
- Нет. Судьба - это то, что тебе предстоит выполнить в течение всей твоей жизни. Ты рождаешься уже с определенной целью. На протяжении всей своей жизни ты должен стремиться определить, в чем же твоя цель, а затем выполнить ее до последней мелочи.
Причем это не просто блуждание в потемках, запомни это. Цель в жизни это ужасно таинственная, единственная в своем роде загадка для каждого, которую следует постепенно довести до успешной разгадки. Сама же задача это не что иное, как необходимость преодолеть последствия прошлых жизней, чтобы затем переродиться уже в высшем состоянии, или еще лучше вообще обойтись без перерождения. Вот в чем состоит судьба.
Рок - это активный агент, который существует исключительно для того, чтобы отвлечь тебя от твоей судьбы. Рок борется с тобой, мешает твоему развитию. Рок действует через иллюзии. Именно он отвечает за те миражи, которые сбивают тебя с толку. Это искушение. Рок обманывает тебя, наполняя твой разум великими понятиями и гордыми помыслами. Ему только и нужно, что помешать тебе выполнить задачу твоей судьбы. Как только ты намереваешься поступить нечестно или обмануть, - осознай свои мысли, и ты сразу же обнаружишь рок. Поддашься этому - и победит рок; станешь сопротивляться - и он потерпит поражение. Но и в последнем случае рокникуда не денется: он будет без устали дожидаться того момента, когда ему удастся снова отвлечь тебя.
Вот что значит фраза «Рай и ад существуют здесь, на земле». Не стоит выискивать вокруг себя небожителей и кошмары ада; загляни лучше внутрь себя. Честно выполняй задание, данное судьбой, и ты окажешься ближе к раю. Подчинись року, и ад заглянет в твои глаза. Если тебе в конце концов удастся выполнить свою судьбу, ты сможешь преодолеть путы человеческого существования. Если же ты попадешь в лапы Рока, то обречешь себя на страдания жуткого невежества и иллюзий.
Deng Ming-Dao
CHRONICLES OF TAO
THE SECRET LIFE OF A TAOIST MASTER
Хорошая книжка.