Здравствуйте, товарищи.
Тот, кто дочитает подкат до конца, будет узнать, почему на картинке ночь, а тем не менее всё видно.
Потому что сегодня мы говорим про наружное освещение самолётов Boeing-737 Classic, -737 NG и A320. Ликбез по заявкам, так сказать.
Чипсы, пиво и блэкджек - за свой счёт, пожалуйста.
Итак, преступим.
Начинать будем, как и положено, с классиков. Потом перейдём к новым поколениям; а закончим, соответственно, будущим самолётостроения, которое иногда доступно уже сейчас - воздушными автобусами.
Boeing-737 Classic.
Это он взлетает.
Помимо всякого интересного, мы тут видим слегка выпущенные закрылки.
Яркое пятнышко на левой трети снимка, ближе к низу, - это как раз и есть светящаяся лампа Внешней посадочной фары..
Таких фар на Классике две - по одной на каждом обтекателе внешней балки внешнего закрылка.
Вот фара поближе:
Фара имеет механизм выпуска. То есть в убранном положении она своим стеклом вписывается в контур обтекателя и направлена вниз, а в выпущенном торчит почти перпендикулярно обтекателю.
Интересной особенностью является то, что фара меняет угол выпуска в зависимости от положения закрылков. Для этого в конструкции есть тяга, уходящая куда-то в обтекатель балки закрылка.
Поэтому, независимо от положения механизации (больше угол наклона к плоскости крыла или меньше), фара светит примерно в то же место.
В корневой части каждого крыла за прозрачным обтекателем прячутся по две фары.
Та, что побольше - это внутренняя посадочная фара. Фара такого типа - самая мощная на самолёте.
Поменьше - фара освещения полосы вбок (Runway turnoff). Она послабже и нужна для освещения поверхности земли от самолёта вбок при рулении.
Посадочные фары включаются при посадке и взлёте самолёта. Ночью - для того, чтобы видеть самому; днём - чтобы самолёт был лучше видимым - например, для птиц.
Также для руления используется рулёжная фара на передней ноге:
Некий комплекс освещения имеется на законцовке каждого крыла.
Красная лампа внутри прозрачного обтекателя называется Position light. По-советски это есть "БАНО" (Бортовой АэроНавигационный Огонь).
Для различения сторон самолёта БАНО левого крыла имеет красный светофильтр, а правого крыла - зелёный. Этот принцип пришёл в авиацию из морского дела - там на кораблях тоже справа зелёный огонь, а слева красный.
Впереди цветной лампочки видна прямоугольная коробочка строба. Этот огонь вспыхивает белым. Видимо, для лучшей видимости самолёта. Их действительно видно издалека даже и на летящем самолёте.
Сзади крыла есть ещё и белый огонь.
В советской терминологии - "строевой", а по-английски - всё тот же позиционный, только белый. Эти огни (по одному белому на крыле, зелёный и красный) обычно горят всегда, когда на самолёте включено питание.
В хвосте самолёта, над выхлопом ВСУ, есть ещё и задний строб.
Управляются все фары и лампы внешнего освещения из кабины пилотов, с нижней части потолочной панели.
Теперь перейдём к 737 NG.
В принципе, тут почти всё так же, как и на Классике
(вообще, эту фразу при обучении на NG приходится слышать чаще всего).
На фото видно, что входник двигателя и крыло освещены. Это делают фары, размещённые в борту фюзеляжа (одна из них видна горящей в левой части кадра, возле его границы).
Но пока пройдёмся по консоли.
Так же, как и на Классике, тут есть БАНО. Красный
и зелёный.
Обратим внимание, что лампочек стало по две.
Я так думаю, это для надёжности - одна перегорит, вторая досветит за подругу.
Белые лампы сзади тоже остались, но их тоже стало по две в каждом плафоне.
Строб теперь размещается не в том же обтекателе, а отдельно:
Вот крупнее:
Строб в хвосте остался практически без изменений:
А вот и фара на крыло:
Она - в левом верхнем углу снимка.
В правом нижнем - всё тот же
блок Runway turnoff light и большой посадочной фары.
Теперь банановый! В новом обтекателе!
Рулёжная фара на передней ноге осталась там же:
Проводка к ней всё так же проходит сзади, по шлиц-шарниру.
И так же, как и раньше, при необходимости разворота ноги более 90 градусов (при буксировке в ограниченном пространстве, например), нужно от железа отсоединить проводку, чтобы её не порвать.
Внешние посадочные фары с закрылков убрали, а вместо них поставили убирающиеся фары внизу центроплана фюзеляжа, под отсеками кондицинирования.
В убранном положении их стёкла находятся заподлицо с поверхностью самолёта, а в выпущенном фары торчат вниз и светят вперёд.
И слегка вниз светят, ага.
Убираются в нишу.
На этом про NG всё.
Переходим к Эйрбасам.
Что мы тут видим?
Проблесковые маячки
разбирали недавно (тут они
почти такие же), передний свет будет чуть позже. А пока рассмотрим консоль.
Сзади у его, как и положено, крылышко.
А спереди имеем прозрачный когда-то обтекатель, под которым и спряталась светотехника.
Красным слева и зелёным справа всё так же горит лампОчка, но уже называемая "
Navigation light".
(это фото правого крыла, поэтому внутренности тут расположены наоборот относительно левого)
Две одинаковых лампы внутри обтекателя горят не одновременно, как на 737, а поочерёдно. Переключателем в кабине можно выбрать первую или вторую лампу.
Сзади крыла ламп нет.
Красиво пыхает на крыле - что?..
правильно, строб.
Тут тоже всё прикольно.
Если присмотреться вот сюда:
, то видно, что коробочка строба как бы разделена на две части.
Так вот - лампы в этих частях вспыхивают по очереди.
Так что Эйрбас просто отличить в полёте издалека - у него на крыле быстро вспыхивают две лампы с задержкой в долю секунды одна относительно другой (две вспышки всего), а потом идёт пауза примерно в секунду. У Боинга же вспышки происходят по одной.
На хвосте у 320-го тоже есть строб, только он находится под выхлопом ВСУ.
И так же есть два белых строевых огня, горящих по одному (положения переключателя Navigation light 1 и 2 в кабине).
Вот мы и добрались до мощных фар.
Когда это летит, всё прекрасно видно:
Наблюдаем по одной
посадочной фаре подмышкой каждого крыла,
на передней ноге хорошо видны рулёжная фара слева от нас и взлётная (
TakeOff light) - справа.
Кроме них, внизу видны развёрнутые вбок
Turnoff lights.
Посадочные фары (подмышками) находятся возле ниши основных опор шасси.
Фары выпускные.
На Эйрбасе также есть фары для освещения входника двигателя и передней кромки крыла:
, а киль освещается Logo light-ом.
Logo lights находятся на верхней поверхности левой и правой половины стабилизатора.
На Боинге Logo lights тоже есть - на NG там же, а на Классике могут находиться на законцовках крыла.
Управляются фары тоже с нижней (передней) части потолочной панели кабины пилотов.
Как видим, на Эйрбасе всё расположено и сделано традиционно культурнее :)
По мощности ламп.
Посадочные фары всех упомянутых самолётов работают на одинаковых лампах мощностью 600 Вт.
Такие же лампы светят в большой ("взлётной") фаре на передней ноге A320.
Рулёжные фары A320 лампят мощностью 450 Вт.
А лампы для освещения вбок - 150 Вт.
И на закусь - хит сезона! Фунт ксенона!
Ан-148 в части света опередил мировую авиацию на стопиццот лет.
Ейные БАНО сделаны на светодиодах.
Слава нам!
Наконец-то техникам можно будет менять лампы не раз в две недели, как на Классике, и не раз в полгода, как на Эйрбасе. А, будем надеяться, раз в пять лет хотя бы.
(правда, вид закрашенных винтов всё равно не радует нас)
Ещё там посадочные или рулёжные фары ксеноновые, что тоже как бы должно способствовать.
Зато освещение логотипа там сделано откровенно отстойно - луч бьёт пучком в небольшую полоску. Видимо, про рассеивающие линзы конструкторов пока не известили.
Ну да ладно.
Засим прощаюсь.
Учите матчасть, ага.