И снова трям! - покой нам только снится.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9168/61625582.4a/0_e9b65_8c1b081d_orig)
Сегодня расскажу:
- как устроен аварийный выход на крыло,
- как его открыть в полёте и вылететь нахер спляжа,
- какой редкий дефект у нас послучался по этой системе и
- кровавые подробности борьбы с матчастью.
Дополнительные крыльевые выходы нужны в дополнение к обычным дверям, чтобы обеспечить эвакуацию пассажиров в случае аварийной ситуации на земле (воде).
Завися от числа посадочных мест, таких аварийных выходов бывает:
- по одному на борт (у 737-600 и -700),
- по два (у 737-800, -900).
На самом длинном и вместительном 737-900 входных и сервисных дверей вкупе с крыльевыми выходами не хватало для нормальной эвакуации, поэтому там добавили по одной аварийной двери сзади крыла (с надувным трапом).
Самый обычный люк аварийного выход на крыло изнутри.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9110/61625582.4a/0_e9b5e_e55d8f91_orig)
Рассмотрим.
Слева видна спинка кресла. Там есть сюрпрайзов:
1. спинка не отклоняется назад, чтобы не загораживать проход для разбега перед прыжком "рыбкой" в проём.
2. защёлка, удерживающая столик, не поворачивается в сторону люка - чтобы не открыться пролетающим пассажиром и удержать от открытия столик (чтобы тоже не мешал).
Как видно справа, подлокотник ближайшего кресла обрезан, чтобы не мешаться в проёме выбрасывающимся пассажирам шмякаться о хладный дюралюминий крыла.
Панелька ниже окна вы запомним, а я промолчу о ней позже.
Выше же окна - картина мазлом:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9812/61625582.4a/0_e9b60_828a586c_orig)
Выше всего - да будет свет.
Молчит свет аварийный (
об аварийном освещении вы учили раньше), а светит просто заливающий свет.
Светит он как раз на иллюстрацию, как нужно действовать для открытия выхода.
Подробнее читайте в инструкции по безопасности на самолёте. А я обращу ваше внимание только на то, что в -NG вас ждёт приятный сюрпрайз по сравнению с Классикой и даже с A319.
Тут не нужно напрягаться, подымать люк и укрываясь за ним, как за щитом, атаковать ряды милиции выбрасывать его в проём. Достаточно лишь потянуть рукоятку, и люк откроется наружу вверх.
В походном положении ручка прикрыта от пионэров декором из оргстекла.
В тревожную годину, если Родина скажет, бережно потяните эту крышку, и ручка предстанет пред вами во всей своей :
Тяните её на себя, как родную - нежно, но решительно.
(но как откроется немного, руки отпускайте, ибо иначе кисти вывернет в конце)
А дверь не устоит, раскроется,
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9812/61625582.4a/0_e9b56_3608b437_orig)
и приветливая стрелка укажет вам: "Welcome on board" "Подите вон".
И вот над вами в небе голубом висит дверь.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6727/61625582.4a/0_e9b63_17097dfa_orig)
Самое время приметить и вспомнить панельку, бывшую под окном.
За ней нет ничего интересного.
Там всего лишь скрыт ремешок, за который тянут дверь вниз при её закрытии.
Закрытие в принципе возможно силами одного человека, но надо иметь некоторую сноровку и три руки. Потому что Боинг прописал. Иначе очень мешается подпружиненная панель из нижней части проёма.
Наша радость поднимается вверьх не резко, а замедленно, что обеспечивается следующими устройствами:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6729/61625582.4a/0_e9b54_9113e023_orig)
Как видим, выше проёма двери имеются три принципиальных элемента:
- два контербаланса поднимают дверь. Я думаю, там внутри просто предварительно натяжённые пружины.
- между ними имеем гидравлический демпфер с силиконовой жидкостью. При открытии она продавливается через маленькое отверстие, замедляя движение двери. А при закрытии её пускает обратный клапан с бОльшим сечением.
По устройству двери у меня сегодня всё.
Теперь об интересном.
Сигнализация и, конечно же, дефекты по ней :)
Состояние дверей и люков самолёта показывается на потолочной панели кабины пилотов:
Блок относящихся к этому табло обведён жёлтой рамкой (в середине картины).
А вот и наш шалунишка:
Так получилось, что вот именно на этом самолёте повадились вдруг пилоты шутить.
- А вот табло у меня в полёте проморгнуло, - говорит один.
- А вот загорелось и горело, а после посадки всё пропало, - через какое-то время вторит ему другой.
- Мамой клянусь, горело! - пишет в журнале третий.
На разных станциях разные люди хлопали дверью, нажимали концевики в проёме, жали плечами и писали в журналы:
- Ничего не знаю, всё проверено, всё работает.
И только мы д'Артаньяны - мы нашли этот дефект :)
Сигнализация открытого положения включается концевыми выключателями в проёме двери:
Как видим, система очень похожа на
ту, что в багажниках - запирающий ролик заходит в фигурный паз и нажимает шток обычного механического концевика.
Но от нас за простотой не укроешься :)
При внимательном осмотре и ощупе углядели мы холодную пайку на одном из контактов микровыключателя:
Это на верхнем, белом, проводе - заметен тоненький зазор между проводом и каплей припоя на лепестке вывода.
Вот этот переменный контакт и трудно было поймать в чётком проявлении.
Но в тот раз не было у нас на станции паяльника и не могли мы таким простым образом (просто хорошо пропаяв контакт) устранить дефект.
Поэтому отложили устранение до удобной возможности, благо MEL позволяет:
Категория C, 10 дней, как видно.
Ну, и напоследок объясню ещё пару букв из текста MEL.
Тем более что все уже разочарованно уснули, вздыхая, что про самое интересное я забыл :)
Как видим, в пункте 1 упоминается некий Flight Lock.
Да, зайки мои, это - именно та штука, что не позволяет вам выйти в полёте.
Электрически управляемый замОк срабатывает по совокупности нескольких факторов.
Если упрощённо, то - аварийный выход на крыло блокируется где-то в интервале от руления до разбега,
а разблокируется где-то от пробега после посадки до руления.
Сигнал на это приходит из второго пункта.
Блок обработки сигналов от концевиков (PSEU = Proximity Switch Electronics Unit) находится в самом переднем лючке оборудования самолёта, как раз перед передней нишей шасси:
Вот он, при входе справа:
Только он один объединяет информацию о положении всех этих концевиков на шассях и поэтому знает, на земле сейчас самолёт, или в воздухе. Только он информирует об этом важном состоянии всех заинтересованных потребителей.
Ну, и вообще он ещё много чего собирает в себя и выдаёт другим :)
Кто там говорил вначале: "Фу, дверца! Да что там интересного!.."? :)
Poll Нам важен каждый колос Как обычно, благодарю компанию Боинг за непредоставленную схему.
Всем спасибо.