ВСУ = Вспомогательная Силовая Установка.
Находится она обычно в хвостовой оконечности фюзеляжа.
Круглое тёмное отверстие - это как раз её выхлоп.
Пост о ВСУ надо было написать давно, но толкового фотоматериала как не было, так и нет.
Поэтому объёмного рассказа не будет. Пройдусь слегка по вершкам, и закончу маслицем.
ВСУ - это небольшой газотурбинный двигатель.
Она запускается от самолётных аккумуляторов (или от
наземного источника электричества) и обеспечивает самолёт электроэнергией и сжатым горячим воздухом.
Это может быть необходимо на стоянке, когда основные двигатели выключены;
или во время полёта, когда не работает отбор воздуха или генератор какого-то двигателя.
Электричеством питается электрическая часть самолёта, а воздух нужен для работы
системы кондиционирования и для
запуска двигателей.
Поэтому ВСУ имеет компрессор и генератор.
Теперь слегка рассмотрим то, что связано с ВСУ.
Слева внизу - воздухозаборник.
Он закрывается горизонтальной подвижной створкой, когда ВСУшный блок управления отключен.
Правее торчит вниз дренажный насадок. В случае утечек масла или топлива эти жидкости выводятся в насадок.
Так как возможных мест утечки, от которых подходят трубки, несколько, то для облегчения поиска неисправного узла трубки выводятся в разные отверстия на насадке.
Правее и выше - отверстие для выброса воздуха, охлаждающего воздушно-масляный радиатор. Воздух для охлаждения забирается из отсека ВСУ, таким образом заодно и вентилируя его.
Попадает воздух внутрь отсека ВСУ через жалюзи:
(верхняя левая часть кадра)
В описание вкралась ошибка. Благодаря читателю исправляю:
Охлаждение масла ВСУ на A320 происходит продувкой маслорадиатора специально обученным вентилятором.
Воздух для этого отбирается от воздуха, засасываемого через общий воздухозаборник ВСУ. Тот, что снизу фюзеляжа, со створкой.
Часть этого воздуха продувает отсек ВСУ для его охлаждения.
Показанные жалюзи прикрывают отверстие выхода воздуха охлаждения отсека ВСУ.
Справа наблюдаем выхлоп, под которым находится стеклянный плафон.
Внутри плафона размещены два белых навигационных огня и один строб.
На этом о конструкции я закончу, и займёмся нашим главным делом - заправкой масла.
Так как в газотурбинных двигателях трущихся частей практически нету, а соприкасающиеся детали в основном катаются друг под другу, то масло им нужно в основном для охлаждения. Ну, и чтобы не сразу заржавело, наверное.
О необходимости заправки нам обычно вещает телевизор в
кабине пилотов.
Нижний системный дисплей показывает параметры работы ВСУ.
И в один прекрасный момент там начинает мигать зелёная надпись:
(очерчена на картинке красным)
В этом случае ещё не обязательно бегмя бежать и плескать ведро масла куда ни попадя.
Согласно показаниям производителя самолёта, ВСУ ещё может проработать не менее 10 часов.
Но если масло у нас есть и время позволяет, то можно и подзаправиться.
Для этого выключаем её, тащим высокую стремянку
и открываем створку отсека ВСУ.
Открывающиеся виды завораживают.
Чёрное прямолинейное сразу выше насадка - это короб подвода воздуха от воздухозаборника на вход ВСУ.
У левого края кадра, по высоте примерно в середине - небольшое отверстие, закрытое красной мембраной.
От него проходит трубка к баллону с огнегасящим составом для ВСУ.
Если по какой-то причине давление внутри баллона превысит безопасный уровень, содержимое будет выброшено наружу из этого отверстия, разрушив по дороге красную мембрану; и это будет заметно при осмотре самолёта.
Створка отсека ВСУ фиксируется в открытом положении тягой.
На передней стенке отсека есть выключатель освещения.
Сам отсек образован титановыми противопожарными перегородками - спереди, сзади и сверху они неподвижные.
А снизу противопожарными являются створки отсека ВСУ.
Левая створка - это обычная дверца, а правая дополнительно несёт на себе канал воздухозаборника.
Пройдёмте же выше, к маслобаку.
Маслобаком тут является сам корпус коробки приводов.
И заливная горловина у него просто роскошная - большая.
Сверху она закрыта плоской крышкой с обычной ручкой.
В правом нижнем углу наблюдаем кусочек масломерного стекла.
Ручку тянем наверх...
, открываем горловину и заливаем масло из банки - точно так же, как
в двигатель.
Уровень контролируем по стеклу.
Метка справа стекла показывает уровни при выключенной ВСУ: полный и минус кварта.
Метки слева относятся к работающей ВСУ. Нормальный уровень тут ниже, так как масло уходит в систему смазки.
Залив масло, напоследок осматриваемся, закрываем крышку горловины, выключаем свет, закрываем отсек.
Как-то так, ничего сложного.
Poll Итоги Полезные ссылки по смежным темам:
Заправка маслом двигателя.
Кабина пилотов на самолётах семейства Airbus-320.
Устройство и работа системы кондиционирования Запуск двигателя.
Всем спасибо.