ВСУ = Вспомогательная Силовая Установка.
Находится она обычно в хвостовой оконечности фюзеляжа.
Круглое тёмное отверстие - это как раз её выхлоп.
Пост о ВСУ надо было написать давно, но толкового фотоматериала как не было, так и нет.
Поэтому объёмного рассказа не будет. Пройдусь слегка по вершкам, и закончу маслицем.
ВСУ - это небольшой газотурбинный двигатель.
Она запускается от самолётных аккумуляторов (или от
наземного источника электричества) и обеспечивает самолёт электроэнергией и сжатым горячим воздухом.
Это может быть необходимо на стоянке, когда основные двигатели выключены;
или во время полёта, когда не работает отбор воздуха или генератор какого-то двигателя.
Электричеством питается электрическая часть самолёта, а воздух нужен для работы
системы кондиционирования и для
запуска двигателей.
Поэтому ВСУ имеет компрессор и генератор.
Теперь слегка рассмотрим то, что связано с ВСУ.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9170/61625582.4b/0_f04b3_524be419_orig)
Слева внизу - воздухозаборник.
Он закрывается горизонтальной подвижной створкой, когда ВСУшный блок управления отключен.
Правее торчит вниз дренажный насадок. В случае утечек масла или топлива эти жидкости выводятся в насадок.
Так как возможных мест утечки, от которых подходят трубки, несколько, то для облегчения поиска неисправного узла трубки выводятся в разные отверстия на насадке.
Правее и выше - отверстие для выброса воздуха, охлаждающего воздушно-масляный радиатор. Воздух для охлаждения забирается из отсека ВСУ, таким образом заодно и вентилируя его.
Попадает воздух внутрь отсека ВСУ через жалюзи:
(верхняя левая часть кадра)
В описание вкралась ошибка. Благодаря читателю исправляю:
Охлаждение масла ВСУ на A320 происходит продувкой маслорадиатора специально обученным вентилятором.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/709287/709287_900.jpg)
Воздух для этого отбирается от воздуха, засасываемого через общий воздухозаборник ВСУ. Тот, что снизу фюзеляжа, со створкой.
Часть этого воздуха продувает отсек ВСУ для его охлаждения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/709460/709460_900.jpg)
Показанные жалюзи прикрывают отверстие выхода воздуха охлаждения отсека ВСУ.
Справа наблюдаем выхлоп, под которым находится стеклянный плафон.
Внутри плафона размещены два белых навигационных огня и один строб.
На этом о конструкции я закончу, и займёмся нашим главным делом - заправкой масла.
Так как в газотурбинных двигателях трущихся частей практически нету, а соприкасающиеся детали в основном катаются друг под другу, то масло им нужно в основном для охлаждения. Ну, и чтобы не сразу заржавело, наверное.
О необходимости заправки нам обычно вещает телевизор в
кабине пилотов.
Нижний системный дисплей показывает параметры работы ВСУ.
И в один прекрасный момент там начинает мигать зелёная надпись:
(очерчена на картинке красным)
В этом случае ещё не обязательно бегмя бежать и плескать ведро масла куда ни попадя.
Согласно показаниям производителя самолёта, ВСУ ещё может проработать не менее 10 часов.
Но если масло у нас есть и время позволяет, то можно и подзаправиться.
Для этого выключаем её, тащим высокую стремянку
и открываем створку отсека ВСУ.
Открывающиеся виды завораживают.
Чёрное прямолинейное сразу выше насадка - это короб подвода воздуха от воздухозаборника на вход ВСУ.
У левого края кадра, по высоте примерно в середине - небольшое отверстие, закрытое красной мембраной.
От него проходит трубка к баллону с огнегасящим составом для ВСУ.
Если по какой-то причине давление внутри баллона превысит безопасный уровень, содержимое будет выброшено наружу из этого отверстия, разрушив по дороге красную мембрану; и это будет заметно при осмотре самолёта.
Створка отсека ВСУ фиксируется в открытом положении тягой.
На передней стенке отсека есть выключатель освещения.
Сам отсек образован титановыми противопожарными перегородками - спереди, сзади и сверху они неподвижные.
А снизу противопожарными являются створки отсека ВСУ.
Левая створка - это обычная дверца, а правая дополнительно несёт на себе канал воздухозаборника.
Пройдёмте же выше, к маслобаку.
Маслобаком тут является сам корпус коробки приводов.
И заливная горловина у него просто роскошная - большая.
Сверху она закрыта плоской крышкой с обычной ручкой.
В правом нижнем углу наблюдаем кусочек масломерного стекла.
Ручку тянем наверх...
, открываем горловину и заливаем масло из банки - точно так же, как
в двигатель.
Уровень контролируем по стеклу.
Метка справа стекла показывает уровни при выключенной ВСУ: полный и минус кварта.
Метки слева относятся к работающей ВСУ. Нормальный уровень тут ниже, так как масло уходит в систему смазки.
Залив масло, напоследок осматриваемся, закрываем крышку горловины, выключаем свет, закрываем отсек.
Как-то так, ничего сложного.
Poll Итоги Полезные ссылки по смежным темам:
Заправка маслом двигателя.
Кабина пилотов на самолётах семейства Airbus-320.
Устройство и работа системы кондиционирования Запуск двигателя.
Всем спасибо.