Сенсорное восприятие

Aug 08, 2015 00:56




Как понятно из заголовка, сегодня мы воспримем замену сенсора на основной ноге Airbus-321.


Летало летадло и летало, пока ему что-то не сломало.
Проявилось это в том, что при уборке шасси створки ниши не закрылись.
Пилоты оказались правильные, и просто передёрнули ручку уборки ещё раз. После чего всё нормально закрылось и долетело.
А по прилёту нас ждала запись о дефекте.
После распечатки PFR и прогона тестов стало понятно, что виновник всему - сенсор замка убранного положения правой ноги.
После уборки ноги сенсор не показывал, что нога встала на замок, и система не давала закрыть створки ниши шасси.
После передёргивания ручки уборки-выпуска управление переходило к другой паре сенсоров, и исправный сенсор верно показывал убранное положение ноги, после чего створка закрылась.

(надо заметить справедливости ради, что до такого вот конкретного проявления дефекта этот сенсор несколько раз проявлялся в распечатке PFR и раньше, что позволило службе координации ТО выслать нам заранее нужный сенсор на всякий случай.
Так что, при правильном подходе, Airbus даёт очень хорошие возможности для организации ТО - многие дефекты проявляются не сразу, а постепено выявляются встроенной системой обнаружения дефектов, что позволяет, при отслеживании их, планировать замены агрегатов или поиск дефекта и сократить задержки по неисправности)

Такие вот сенсоры очень широко применяются на Airbus в качестве бесконтактных датчиков близости (proximity switch).
Если бог даст, я как-нибудь покажу вам внутренности хотя бы передней ниши шасси.
А пока вам придётся просто поверить мне на слово.
В нашем случае видим, что два замка, содержащие такие сенсоры


, - это замок убранного положения ноги, и замок закрытия створки ниши. Замки эти немного похожи.
Вот наш искомый замок, удерживающий ногу убранной, - в середине фотки:



Он удерживает ногу за проушину на амортстойке (в центре, сразу ниже шарнира):





Видны шланги подвода гидрожидкости, и в правом верхнем углу - качалка с тягой для механического привода.
Штатно замок открывается гидравлически, но возможно открытие его и чисто механически - тросом от ручки аварийного выпуска на пьедестале кабины пилотов.
Различные варианты работы любезно не предоставлены Эйрбасом:


И, собственно, под крышечкой на замке присутствуют два сенсора его закрытия:



Для нахождения из этих двоих нужного сенсора нам прилепили подсказку:


, но, как это бывает, она нам не помогает. Так как непонятно, как именно надо смотреть на этот замок, и где при этом будет нужный сенсор.
Но ведь не беда!
Мы же, как положено, распечатали документацию, и теперь радостно с рисунками и исправным сенсором бегим на цамолёт.


В кабине обесточиваем систему выдёргиванием АЗСов, а в нише шасси отсоединяем разъём от сенсора:



Счищаем герметик с головок винтов:


, убираем контровку с винтов,
и откручиваем их шестигранным ключом.


В силу лени последний винт только ослабляем,


и, сдвигая пластину вбок, вытаскиваем сенсор

Виновник торжества.


Вставляем в паз новый сенсор и крепим пластину:


Прикручиваем сенсор к пластине:


Вставляя разъём, обращаем внимание на ключ:


Бегим в кабину, втыкаем АЗСы, и проводим тест системы.
Test OK - а значит, можно контрить винты.


Завершающим аккордом смешиваем двухкомпонентный герметик и живописной щедростью намазываем его на головки винтов и гаек:


(м-дя... - если не получается красиво, надо сделать хотя бы добротно)

На этом, собственно, и всё.
Оформляем устранение дефекта, и самолётик отправляется в полётик.
А кто слушал - снова молодец :)

Poll

ТО, шасси, матчасть, a320

Previous post Next post
Up