Алоха, земляне!
Если внимательно посмотреть на пузо самолёта, то,
помимо всякой ерунды, можно пронаблюдать ряды тёмных точек вдоль тёмных линий.
Тёмные линии - это щели в местах стыков панелей обтекателей.
Вот они же снятые:
И поэтому сегодня мы говорим про то, чем эти панели крепятся к конструкции фюзеляжа.
А крепятся они винтами.
Если мы посмотрим на места креплений панелей
с обратной стороны, то увидим там вот такие бочонки:
Это есть, грубо говоря, анкерные гайки.
Анкерные они чисто по недосмотру конструкторов.
Каждый конструктор, конечно же, хочет создать максимум трудностей в работе техника.
Поэтому там, где можно, он применяет винт с гайкой. Которую надо держать с обратной стороны при откручивании.
Но так как к панели с тылу не подобраться, то конструкторы вынуждены использовать такой вот крепёж.
Гайка с винтом хитры сами по себе, и вместе также образуют хитрую конструкцию.
Анкер состоит из двух частей - площадки и гайки.
Площадка приклёпывается к конструкции, а внутри неё, в пазах, свободно болтается анкерная гайка.
Хитрость её в том, что это, собственно, не гайка, а скорее винт :)
То есть, там внутри торчит резьбовой стержень.
Плюс к тому, видны два радиальных выступа.
Они подпружинены снизу и являют собой, на мой взгляд, контровочное устройство для предотвращения самоотворачивания пары винт-гайка.
На винте также в торце имеются прорези под эти выступы:
Как видно, винт являет собой, по сути, гайку :) - так как имеет внутреннюю резьбу.
И когда весь этот бардак закручиваешь/выкручиваешь, то контровочная пластина анкера стрекочет, скачя по торцевым прорезям винта.
Про шлиц
Torq-Set вы, видимо, уже читали в
посте про откручивание винтов.
Теперь про обратные стороны этой конструкции.
Сначала в прямом смысле.
Для того, чтобы винты не выпадали из панели при её съёме, они держатся шайбой.
Как уже было видно раньше, винт имеет на конце поясок.
Вот под этот поясок и устанавливается шайба, не дающая винту выпадать.
Выглядит это примерно так:
При установке панели шайба оказывается между ней и элементом конструкции, к которому прикручивается панель.
Шайба тонкая, и не мешает процессам.
Во втором смысле, обратной стороной такой хитрой конструкции является её меньшая надёжность по сравнению с обычными винтом и гайкой.
Внутри Эйрбасовского анкера может что-нибудь сломаться, и тогда его придётся менять со снятием всей панели. Правда, обычно удаётся поменять лишь синий бочонок, без переклёпывания держателя. Можно слегка отогнуть его края, и вынуть-вставить бочонок. Материал там очень жёсткий, так что пружинит оно в исходное положение отлично.
И про обычный анкер.
Такие винт-гайка также используются.
На Боингах панели крепятся именно такими анкерами.
Тут уже никакой премудрости нету - наживил, да и крути.
Предохраняется от откручивания такая система повышенным трением в резьбе.
Если приглядеться, то заметно, что гайка на конце слегка сплюснута.
Эта деформация и сжимает винт, не давая ему самопроизвольно откручиваться.
На этом сегодняшний короткий ликбез окончен.
Poll