Вот это и есть тот самый электропривод (актюатор), с которым нам недавно "свезло" наработать в общей сложности примерно сто человеко-часиков.
Ничто не предвещало беды. Выдали нам задание заменить актюатор гидравлического отсечного клапана зелёной гидросистемы. Как обычно, часика за два предполагали :)
Клапан находится в линии всасывания от гидробака до двигательного гидронасоса.
Нормально он открыт. В случае срабатывания сигнализации пожара двигателя пилот поднимает предохранительную скобу кнопки пожарных кранов на потолочной панели:
и отжимает большую красную кнопку. Она высовывается наружу. [схемка для маньяков]
При этом перекрывается подача топлива в двигатель, отсекается что-то электрическое, и в том числе перекрывается этот вот клапан подачи гидрожидкости из бака к двигательному гидронасосу. Ну, чтобы ничто не поддерживало горение. Далее пилот может нажатием кнопок AGENT включить первый или второй баллоны, выбрасывающие огнегасящий состав под капоты двигателя. Но про пожары мы не сегодня, так что пройдёмся по клапану.
Клапан являет собой шаровой кран с электроприводом.
Физически находится в крыле, между пилоном двигателя и основной амортстойкой.
Привод его невелик.
28В постоянки, от какой-то очень аварийной шины.
Внутри находится моторчик с редуктором, выдающий свои небольшие Ньютон-метры на валик, приводящий непосредственно шаровой клапан.
Теоретически должен меняться легко:
Два винтика под шестигранник ослабляют затяжку двух половин хомута, они снимаются, и стягиваемые фланцы освобождаются. Ну, и металлизацию переставить.
Фигнам, как говорится. Залезая в лючок, обнаруживаем, что всё не так уж и просто :)
Привод находится сверху, а доступ к нему загораживают самые разнообразные трубки. И не получается подлезть шестигранником к этим двум миниатюрным винтикам.
В центре фотки вы наблюдаете тот самый клапан. В общем, решаем снимать клапан целиком, чтобы перемонтировать актюатор на снятом. И это решение приводит к целой цепи последствий.
Теоретически, опять же, снимать клапан легко! :)
Надо всего лишь отвернуть разъём, открутить две гайки по концам, потом сдвинуть по стрелке раздвижную компенсационную втулку, и в образовавшуюся щель спокойно вытащить клапан.
Фигнам! Вот эта самая втулка, которая якобы раздвижная. И которая должна быть установлена раздвинутой, и сжиматься для вынимания клапана.
Оказывается, её уже сжимать некуда! Оказывается, она уже сжата трубами так, что задвинуть её дальше просто некуда. Вот как раз картина первая, оптимистическая:
Это когда мы работаем ещё только с колеса, без стремянок.
И только обнаружили, что клапан не вытаскивается. Ну, вытащить - дело нехитрое. Приложили усилие, и выдернули.
Актюатор переставили.
А назад клапан не лезет :) И уже скоро вылет - все ведь думали, что быстро поменяем. В итоге вылет отменили, задержка, компания перегоняет сюда пустой самолёт для вывоза пассажиров, а мы продолжаем борьбу.
Ещё день мы пытались его туда впендюрить. Нет, между труб его даже удавалось воткнуть. Но вот потом было не наживить даже гайки. Несоосно потому что. Пытались разными способами его установить поровнее - и руками, и рычагами. Но гайки не наживлялись. Поключили тяжёлую артиллерию - притащили стремянок побольше.
А и всё равно не лезет.
Вроде гайку закрутили, включаем наддув гидробака, и весёлой струей брызжет на нас сверху гидрашка :)
В итоге этих попыток снова сняли клапан и обнаружили, что резьба на гайке раздвижной втулки замята неоднократными попытками её наживить.
На следующий день компания снова совершает подвиг и присылает нам исправную втулку:
Кстати, на фотке видно, как она выглядит полностью раздвинутой. Обратите внимание на зазор слева между гайкой и корпусом. Внутренняя труба там относительно свободно двигается по оси.
Снова пытаемся воткнуть. Трубы сидят очень жёстко. Пытаемся ослабить ближние хомуты, чтобы дать какую-то свободу установки клапана. Хомуты все очень неудобны - кто далеко, кто глубоко. До некоторых надо руку по локоть засунуть в лючок, и там вслепую нащупывать винты. Это левая часть трубы. А с правой ещё интереснее. Она проходит через какое-то отверстие силовой нервюры крыла в сторону амортстойки. И пучок труб в этом отверстии держится снаружи кольцом из жёсткой резины, а внутри - фигурной проставкой такой же резины. Вот где-то тут, да :) - прямо над амортстойкой.
Кое-как вытетериваем эти прокладки из отверстия.
Трубашатать уже немного проще, но по оси она так же зажимает клапан. Прилетает ещё один комплект накидных разрезных головок под эти большие гайки, плюс пару ключей. Зазоры очень маленькие, лючок тесный, фигтамчтосделаешь. В итоге слегка заминаем гайку уже и на второй втулке. Становится понятно, что так жить нельзя.
Решаем накрутить гайку на клапан на земле, а устанавливать и выравнивать клапан и втулку с правой трубой. Рассоединяем компенсационную втулку и правый конец трубы. Надфилем подправляем замятый участок резьбы гайки - где-то от четверти до половины нитки получилось.
На земле удаётся наконец накрутить гайку нормально, по резьбе. Вставляем клапан левым концом (он проще лезет), наживляем. Втулку с клапаном в сборе выравниваем с правым концом трубы и тоже наживляем гайку ниппельного соединения трубы.
И вот только после этого удаётся всё накрутить так, как должно быть.
Финал-овации? Хера с два. Ещё часов пять-шесть ставим эти долбаные резиновые проставки.
И вот только после всего этого... работа вроде как закончена.
Три дня ушло. Каждый день вдвоём-втроём на этих стремянках жили. В промежутках между другими самолётами. Все сезоны прочувствовали - солнце, хмарь, ночь, холод, ветер, снег, дождь, - всё было про нас. Нет, у меня хорошая профессия. Но как вот такая работа, так хоть увольняйся.
Poll
Фотографии большего размера доступны в альбоме «Eng Fire Valve», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках