И конечно же, мы сегодня поговорим об вентиляции авионики.
Так как Airbus-320 - самолёт очень электрический, то эту всю радость надо как-то охлаждать.
Охлаждается оно ожидаемо воздухом. Протягиванием его через блоки.
Вот, например, на раме видны отверстия прососа воздуха через блок:
Или вот два отверстия продува монитора приборной доски пилотов:
Вентиляция аккумуляторов,
как уже известно, происходит проходом воздуха через них и в дырочку на правом борту
под действием обычного перепада давлений между салоном и природой.
Вся эта дующая радость прибориста явно должна быть как-то организована.
Организована же она так:
По всему отсеку авионики проложены стеклопластиковые трубы подвода и отвода воздуха:
Проходят они также от заднего отсека в передние.
И дальше, к
кабине пилотов.
Гоняют охлаждающий воздух два одинаковых вентилятора об одиннадцати тысячах обормотов в одну минуту.
Вентилятор имени Blower (дутель) находится ровно над чемоданом с заглушками.
Что позволяет очень удобно долбать нависающий над чемоданом разъём.
Слева запоминаем здоровый воздушный фильтр.
Вентилятор имени Extract (вытяжной) находится правее по борту.
Вентиляторы пристёгнуты хомутами банальными, а ещё более смешными крепятся к ним гибкие муфты подсоединения воздуховодов.
Работа вентиляторов не пущена на самотёк, а контролируется датчиками давления воздуха.
Об замену одного из которых
я вам уже жаловался.
В воздуховод также впущен датчик дыма, чтобы на ранней стадии обнаружить покурил не в форточку.
Воздуховоды проходят вперёд, огибая переднюю нишу шасси.
Имеется также пара кранов для изменения пути прохода воздуха.
Этот, к примеру, направляет воздух вдоль обшивки снизу справа через верх налево.
В полёте нагретый воздух охлаждается за счёт холодной обшивки самолёта.
На земле же (и при полёте в горячем воздухе) всё несколько иначе.
Наблюдаем некий воздуховод, упёршийся в обшивку.
Внутри него есть.
Слева самолёта, как раз чуть спереди от приёмников статического давления, разевает свой ляминивый роток входной клапанок.
Это есть входной клапан, через который в систему вентиляции авионики засасывается наружный воздух при его температуре выше +9..12 градусов (там гистерезис на открытие-закрытие).
Как видим, от заброшенных авиаторов система защищена решёточкой.
Клапан имеет лишь два положения - открыто и закрыто.
В нижней его части есть ручка.
При нажатии кнопки правее неё она подпружинено выстреливает 20-миллиметровый разрывной снаряд в лоб вопрошавшему.
Следующий авиатехник может вращением этой ручки открыть/закрыть клапан.
Перед ручным оперированием электропривод отключается тумблером под ручкой.
Справа самолёта есть выпускной клапан.
Он работает синфазно и синхронно со впускным.
С одним отличием.
Ён имеет ещё и небольшую дверцу в составе основной.
Эта дверца открывается первой, а закрывается последней, до работы основной дверцы.
Клапан также может быть принудительно открыт/закрыт вращением ручки.
Маленькая дверца бывает нужна открытой при некоторых неисправностях в системе вентиляции авионики.
В таком случае она остаётся постоянно открытой, и весь полёт из неё сифонят наружу пассажирские деньги.
При других неисправностях оба клапана принудительно закрываются полностью, а система охлаждения кольцуется только на обшивку. Тогда при тёплой погоде на земле техники должны вручную открывать эти два клапана, а перед полётом снова закрывать.
Также оба клапана принудительно закрываются при нажатии кнопки Ditching (приводнение) на потолочной панели кабины пилотов.
Всем этим хозяйством управляет один контроллер - AEVC (Avionics Equipment Ventilation Computer).
Впускной (входной) клапан присоединён непосредственно к большому воздушному фильтру.
Об ём предполагается отдельный постег, а сейчас я просто обращу ваше внимание на одну интересную подробность.
Как видно, снизу корпуса фильтра выходит дренаж засосанной жидкости.
Проходит он через такой вот миленький воздушный клапан-отстойник.
Внутри него есть пустотелый пластиковый шарик.
При работе вентиляции этот шарик присасывается к трубе и отсекает отстойник.
Видимо, когда разрежения нету, вода изнутри корпуса фильтра стекает внутрь пластикового стакана, и потом через вторую трубу дальше по шлангу.
Очистить отстойник от пыли - задача очень нетривиальная.
А куда же девается водичкас?
По шлангам она стекает банально на дно самолёта, прямо на обшивку :)
Радует то, что в этом районе как раз находятся клапаны дренажа фюзеляжа
:)
Такие вот у нас охлаждения и вентиляции.
Poll Фотографии в альбоме «
Avionics Ventilation», автор
Lx-photos на Яндекс.Фотках