Дуем на приборчики

Mar 25, 2017 21:49




И конечно же, мы сегодня поговорим об вентиляции авионики.


Так как Airbus-320 - самолёт очень электрический, то эту всю радость надо как-то охлаждать.
Охлаждается оно ожидаемо воздухом. Протягиванием его через блоки.
Вот, например, на раме видны отверстия прососа воздуха через блок:



Или вот два отверстия продува монитора приборной доски пилотов:



Вентиляция аккумуляторов, как уже известно, происходит проходом воздуха через них и в дырочку на правом борту
под действием обычного перепада давлений между салоном и природой.

Вся эта дующая радость прибориста явно должна быть как-то организована.
Организована же она так:
По всему отсеку авионики проложены стеклопластиковые трубы подвода и отвода воздуха:



Проходят они также от заднего отсека в передние.


И дальше, к кабине пилотов.
Гоняют охлаждающий воздух два одинаковых вентилятора об одиннадцати тысячах обормотов в одну минуту.
Вентилятор имени Blower (дутель) находится ровно над чемоданом с заглушками.


Что позволяет очень удобно долбать нависающий над чемоданом разъём.
Слева запоминаем здоровый воздушный фильтр.

Вентилятор имени Extract (вытяжной) находится правее по борту.


Вентиляторы пристёгнуты хомутами банальными, а ещё более смешными крепятся к ним гибкие муфты подсоединения воздуховодов.

Работа вентиляторов не пущена на самотёк, а контролируется датчиками давления воздуха.


Об замену одного из которых я вам уже жаловался.

В воздуховод также впущен датчик дыма, чтобы на ранней стадии обнаружить покурил не в форточку.



Воздуховоды проходят вперёд, огибая переднюю нишу шасси.



Имеется также пара кранов для изменения пути прохода воздуха.


Этот, к примеру, направляет воздух вдоль обшивки снизу справа через верх налево.
В полёте нагретый воздух охлаждается за счёт холодной обшивки самолёта.

На земле же (и при полёте в горячем воздухе) всё несколько иначе.


Наблюдаем некий воздуховод, упёршийся в обшивку.
Внутри него есть.

Слева самолёта, как раз чуть спереди от приёмников статического давления, разевает свой ляминивый роток входной клапанок.



Это есть входной клапан, через который в систему вентиляции авионики засасывается наружный воздух при его температуре выше +9..12 градусов (там гистерезис на открытие-закрытие).


Как видим, от заброшенных авиаторов система защищена решёточкой.

Клапан имеет лишь два положения - открыто и закрыто.



В нижней его части есть ручка.


При нажатии кнопки правее неё она подпружинено выстреливает 20-миллиметровый разрывной снаряд в лоб вопрошавшему.
Следующий авиатехник может вращением этой ручки открыть/закрыть клапан.
Перед ручным оперированием электропривод отключается тумблером под ручкой.

Справа самолёта есть выпускной клапан.


Он работает синфазно и синхронно со впускным.
С одним отличием.
Ён имеет ещё и небольшую дверцу в составе основной.


Эта дверца открывается первой, а закрывается последней, до работы основной дверцы.

Клапан также может быть принудительно открыт/закрыт вращением ручки.


Маленькая дверца бывает нужна открытой при некоторых неисправностях в системе вентиляции авионики.
В таком случае она остаётся постоянно открытой, и весь полёт из неё сифонят наружу пассажирские деньги.
При других неисправностях оба клапана принудительно закрываются полностью, а система охлаждения кольцуется только на обшивку. Тогда при тёплой погоде на земле техники должны вручную открывать эти два клапана, а перед полётом снова закрывать.

Также оба клапана принудительно закрываются при нажатии кнопки Ditching (приводнение) на потолочной панели кабины пилотов.
Всем этим хозяйством управляет один контроллер - AEVC (Avionics Equipment Ventilation Computer).

Впускной (входной) клапан присоединён непосредственно к большому воздушному фильтру.



Об ём предполагается отдельный постег, а сейчас я просто обращу ваше внимание на одну интересную подробность.


Как видно, снизу корпуса фильтра выходит дренаж засосанной жидкости.
Проходит он через такой вот миленький воздушный клапан-отстойник.



Внутри него есть пустотелый пластиковый шарик.



При работе вентиляции этот шарик присасывается к трубе и отсекает отстойник.


Видимо, когда разрежения нету, вода изнутри корпуса фильтра стекает внутрь пластикового стакана, и потом через вторую трубу дальше по шлангу.
Очистить отстойник от пыли - задача очень нетривиальная.

А куда же девается водичкас?
По шлангам она стекает банально на дно самолёта, прямо на обшивку :)


Радует то, что в этом районе как раз находятся клапаны дренажа фюзеляжа
:)

Такие вот у нас охлаждения и вентиляции.

Poll

Фотографии в альбоме «Avionics Ventilation», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

Previous post Next post
Up