А вот почему! Всё из-за его маленькой штучки.
И при этом самое главное - не спешить.
Дело в том, что...
Замена классического тормоза - это тот ещё секс.
Мало того, что он тяжёлый. В одну харю почти не поднимешь.
Так ещё и болтов там куча.
Вот хорошо на
Эйрбасном тормозе - всего три гайки надо открутить-закрутить. Ну, не считая
снятия-установки колеса, конечно.
Или на NG-шном тормозе. Вообще он ничем не держится. Ну, один тросик там есть несерьёзный, да. И всё. Колесом он там прижимается. Вообще рай!
Но нет же. Классический тормоз Боинга-737 крепится десятью болтами.
На которые надо насадить десять гаек.
И затянуть большим моментом дважды. Сначала накрест, а потом - ещё бОльшим моментом по кругу.
Поэтому при замене тормоза на 737 Классике гайки крутят двое. Один держит, другой крутит.
Ну, а что получается, если кто-то спешит?
Правильно - он всех насмешит.
Сначала молодецким ударом слетает с оси колесо.
Да-да, все подшипники там в говне.
Красная смазка очень эффективна при повышенных температурах.
И прекрасно мажется вместе с карбоновой пылью от тормозных дисков на руки.
За одну замену весь изгадишься. Новые перчатки - сразу на выброс.
Прекрасно смотрятся ночью на фоне вокзала смазанные роликовые подшипники.
Да, так вы же спешите.
Пожалте тогда сразу скинуть и тормоз.
Думать некогда, крути гайку.
Сразу же наживили и новый тормоз.
И вот ровно в этот момент выясняется, повезло ли вам всем, таким умным и шустрым.
Вот так выглядит интересующий нас кусочек тормоза:
Если идти от неинтересного к интересному - снизу вверх - то сначала мы обратим внимание на индикатор износа, закреплённый к пакету дисков хитрой скобкой.
Его торчащий из отверстия конец при обжатых тормозах должен вылезать за плоскость корпуса. Это значит, что износ тормоза позволяет его эксплуатацию. Как только этот пин уже не виден за плоскостью, скрывшись в отверстии, тормоз надо менять.
Сразу же возле индикатора износа есть цилиндрик с торчащим штырём. Этот штырь утягивается пружиной внутри цилиндра, и притягивает пакет внешний нажимной диск, растормаживая тормоз. Когда нет давления гидрожидкости в цилиндрах корпуса, и поршни не сжимают пакет дисков.
Тормозит же тормоз, когда в коллектор внутри корпуса тормоза подаётся гидрожидкость под давлением. Она поступает в расположенные по окружности корпуса небольшие цилиндры, поршни которых выдвигаются и сжимают пакет дисков. Неподвижные диски ходят в направляющих тормоза в осевом направлении, но не вращаются. А между ними находятся диски, которые ходят в направляющих колеса, и вращаются вместе с ним. Когда вращающиеся и невращающиеся диски сжимаются, то трение между ними и тормозит самолёт.
Интересной особенностью тормозов на 737 Классике является всего один шланг, подходящий к тормозу.
Вот
тормоза на Airbus-320 штатно работают от одной гидросистемы, а при её отказе - от другой. И там в корпусе тормоза смонтированы гидроцилиндры этих систем попеременно, через один. И если нет давления в одной системе в одни гидроцилиндры, то давление подаётся от другой системы во второй коллектор и другие цилиндры. Два источника давления, и два шланга.
Не так на 737 Классике. Тут к тормозу подходит лишь один шланг. И набор гидроцилиндров на корпусе тормоза тоже лишь один.
А торможение от другой системы при отказе основной обеспечивается специально обученным клапаном. Направляющим гидрожидкость либо от одной, либо от другой гидросистемы в один и тот же коллектор и те же цилиндры.
Так вот, к тормозу подходит лишь один гидравлический шланг.
Закреплён он к корпусу тормоза тремя винтами.
И когда ты выкручиваешь винты и снимаешь этот шланг, то видишь буквально следующее:
Этот подпружиненный клапан не даёт вытекать гидрожидкости, когда не подсоединён шланг. Там подпружиненная на закрытие тарелка, которая отжимается шлангом при установке.
Что ещё интересного на предыдущей фотке?
А клапан залит.
А чем залит?
А WDшкой залит.
А зачем залит?
А потому что, сука, прикипел. Коррозия у него там электрохимическая случилася. Корпус тормоза - алюминиевый, а клапан - сталюка. Да ещё и дурак какой-то зажал его там, закручивая.
А почему нам это важно?
А потому что далеко не все тормоза поставляются с установленными клапанами! Иногда там банальная заглушка.
И в таком случае нам надо переставить клапан со старого тормоза на новый.
А вот тут-то и порылась собака.
Собака тут порылась ровно потому, что вытарчивает этот клапан над поверхностью всего на пару миллиметров.
И штатные ключи к нему не очень-то и подходят.
И когда ты пытаешься вывернуть закисший клапан разводным ключом, то просто слизываешь ему грани, ещё оставшиеся после другого такого же дуралея.
Потому что именно для этого случая существует специальное приспособление.
Это - обойма, прикручивающаяся к корпусу тормоза двумя винтами.
И прижимающая собой адаптер, точно садящийся на эти пару торчащих миллиметров клапана. А с верхней стороны этого адаптера - обычный стандартный квадрат (типа однавторая или 3/8", что ли).
И только этой приспособой возможно выкрутить этот дский клапан.
Разумеется, что лучше это сделать на ещё не снятом тормозе. Там всё будет доступно сверху, и усилия приложить можно любые, пока он сидит крепко на амортстойке.
Вот поэтому при замене тормоза на Классике не надо спешить.
Если, конечно, вам не повезло, и новый тормоз не пришёл с уже установленным клапаном.
Ах да, надо уточнить, что эти приспособы есть далеко не на всех линейных станциях.
Поэтому жизненно важно ДО снятия тормоза убедиться, установлен ли уже этот клапан. А если нет, то - есть ли у вас эта приспособа.
В общем, когда повезёт вам менять такой тормоз - не спешите с ним секситься. Попейте чаю, посмотрите вокруг... - может, и не придётся тогда ставить старый назад, и крутить те же 10 гаек несколько раз зазря. Как некоторым...
Poll При публикации указывайте первоисточник.