Бу! - два очка

Sep 21, 2021 23:11





Несмотря на попу-лярность политоты в этой ЖиЖе, придётся вас огорчить и матчастью. Сегодня покажу, как оно дует на горячее двигателя IAE V2500 самолёта имени Airbus-320.



Система регулирования тепловых зазоров в турбинах нужна авиадвигателю для лучшей экономичности, а иногда даже и просто для работы.
Дело в том, что корпуса турбин высокого и низкого давления (ТВД и ТНД) при нагревании расширяются. Расширяются при нагревании и лопатки рабочих колёс этих турбин. А так как на всё это дует из камеры сгорания горячий газ на разных режимах разной температуры, то и расширения у них у всех получаются разные.
Слишком малый зазор может вызвать касание лопаткой корпуса турбины. Что может вызвать повреждение или в худшем случае облом лопатки. Обычно этого избегают нанесением срабатываемого покрытия напротив торцов лопаток.



Когда корпус расширяется сильнее, чем колесо с лопатками, то зазор между торцами лопаток и корпусом увеличивается. И через этот зазор просачивается горячий газ. Мимо турбины. Он не давит на лопатку в направлении её вращения, а значит, тепловая энергия сгоревшего топлива теряется даром. Поэтому зазор по торцам лопаток надо уменьшать. Это делает двигатель заметно экономичнее.
Корпус и рабочее колесо с лопатками также имеют разную тепловую инерцию. Поэтому регулирование зазоров надо делать по определённому закону в зависимости от режима работы двигателя.
Регулируют зазор охлаждением корпусов турбин - ТВД и ТНД.


Вокруг корпусов турбин делают коллектор из трубок с отверстиями со стороны корпуса. В эти коллекторы подаётся воздух, отбираемый из внешнего контура двигателя, после вентилятора. На двигателе IAE V2500 , как видно, всё регулируется одним краном с двумя заслонками. Ну, это как в смесителе такой совмещённый есть - сразу на горячую и холодную воду.

Система выглядит вот так:


Слева - закон регулирования. Справа - схема гидропривода заслонок. Сам гидропривод, как понятно, получает команды из EEC - электронного блока управления двигателем.
Напоминаю, что гидрожидкостью в системе управления двигателем есть тот же самый керосин, которым оно горит.

Все эти радости находятся справа по полёту двигателя, в горячей части. То есть, под капотами реверса, которые мы так любим открывать.



Там и устроен актюатор привода с тягой, коя тянет за совмещённые заслонки регулировки охлаждения корпусов турбин.



И как-то нам выдали работку по проверке зазоров в ухе тяги управления заслонками.

Открыли мы капоты вентилятора и реверса.


Посредине фотки как раз виден треугольный воздухозаборник из наружного тракта двигателя к заслонкам охлаждения.

С другой стороны капота, со стороны горячей части двигателя, он разделяется на два очка.



Каждое очко прижимается к своему приёмному окну корпуса заслонок.



Одно отводит воздух на охлаждение корпуса ТВД, а другое - ТНД.



Коллектор охлаждения.



В нерабочем положении, как и было написано на графике, заслонки повёрнуты по-разному.



Если заслонка охлаждения корпуса ТВД полностью закрыта,



то заслонка корпуса ТНД - наоборот! - немного приоткрыта!



И управляющая ими тяжка.



Именно в её ухе мы раньше нашли повышенный люфт.
И потому в этот раз, открыв капоты, наконечник тяги успешно заменили на исправный.



Чтобы оно дуло лучше. А не как у Штирлица - из форточки.
А вы продолжайте своим сраным поездом, сцыкуны!

Poll

двигатель, матчасть, v2500, a320

Previous post Next post
Up