Глеб Пирогов:
«Как появились профессии? И какая профессия была самой древней?»
Получив от нашего юного читателя такой вопрос, мы сперва засмущались. А потом стали разбираться с предметом, и вот что выяснилось...
Что такое профессия?
Кто-то скажет: профессия - это то, чем человек занимается, его трудовая деятельность. Рубит лес? Значит, лесоруб. Возделывает землю? Значит, земледелец. Лепит горшки? Значит, гончар. Делов-то!
Неплохой ответ, только вот насколько он верный? Давайте вспомним книжку про Робинзона Крузо на необитаемом острове. Чтобы выжить одному, Робинзону приходилось рубить лес, охотиться, сеять пшеницу, шить обувь и одежду, плести корзины...
Но кем Робинзон был по профессии? Строителем, лесорубом, корзинщиком? Нет. По профессии Робинзон был моряком. Вспомним полное название книжки: «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове...», ну и так далее.
Человек провёл на суше 28 лет - однако при этом так и остался «моряком из Йорка». Выходит, что «трудовая деятельность» и «профессия» - это не совсем одно и то же!
Кто-то скажет: «А, ну тогда понятно. Профессия - это то, чему человек научился». Браво, достойный ответ! С этой точки зрения мы уже можем объяснить, почему же Робинзон всё-таки был моряком - потому что до того, как попасть на необитаемый остров, он долго плавал под парусами и учился морскому делу.
Сэмюэл Морзе
Однако вот замечательный французский писатель-фантаст Жюль Верн - по образованию он был юрист, адвокат. А Сэмюэл Морзе, изобретатель, создатель азбуки Морзе и электромагнитного пишущего телеграфа, по образованию был художником, писал картины - портреты, натюрморты и так далее. А великий английский астроном Уильям Гершель по образованию был учителем музыки... Снова задачка не сходится с ответом?
Тогда кто-то скажет: «Профессия - это дело всей жизни человека, деятельность, которой он занимается постоянно и достигает в этой деятельности подлинных вершин мастерства». Интересно. Но снова спорно!
А. П. Бородин
Вот, скажем, композитор Александр Порфирьевич Бородин. Известен тем, что написал замечательную оперу «Князь Игорь», вы наверняка слышали чарующую мелодию «Половецких плясок» из этой оперы (наберите в «Ютубе» строчку
«улетай на крыльях ветра» и поймёте, о чём речь). Так вот, по профессии Александр Бородин был... химиком! Самый настоящий профессор химии, академик между прочим. Занимался он музыкой? Да. Успешно? Да. Писал оперы и симфонии, причём блестяще - но вот по профессии композитором не был...
Профессия или специальность?
Деятельность, которую можно назвать «трудовой», присуща не только человеку. Скажем, медведь - сколько всего он умеет: и собирать ягоды, и добывать мёд, и строить берлогу, и ловить рыбу...
А вот большая стая волков. Одни волки охраняют территорию, другие заботятся о маленьких волчатах, третьи охотятся - причём одна группа загоняет добычу, а другая подстерегает и нападает из засады, почти совсем как люди.
Но замечательнее всего в этом отношении медоносные пчёлы: каждая пчела в улье выполняет свою особенную работу, причём эта работа зависит от возраста пчелы.
Совсем молоденькие пчёлки, только что вылупившиеся, занимаются чисткой сот и уборкой улья. Когда они чуть подрастут, они начинают кормить личинок и ухаживать за ними. В возрасте одной недели пчёлы «переквалифицируются» в «строителей», они начинают строить новые соты. Следующая пчелиная «профессия» - «охранник», эти пчёлы стерегут леток, чтобы в улей не залетели посторонние. Наконец, в возрасте трёх недель и до самой старости пчела начинает вылетать из улья - для сбора нектара, пыльцы и воды. Некоторые из таких пчёл «работают» разведчицами: разыскивают новые источники корма для всей семьи.
Такое сложное и, без преувеличения, удивительное поведение животных учёные называют «полиэтизмом», от греческого слова «этос» - «привычка», «поведение», «роль».
Если у отдельной особи на протяжении всей жизни только одна роль (скажем, как солдаты или рабочие у термитов или муравьёв), такой полиэтизм называется кастовым. Если на протяжении жизни роль меняется с возрастом (как у медоносных пчёл), такой полиэтизм называется возрастным. И, как показывает наука антропология, возрастной полиэтизм существовал и у далёких наших предков - уже миллионы лет назад!
Давайте возьмём какое-нибудь сообщество людей, всё ещё находящихся на первобытной стадии развития, например, австралийских аборигенов.
Каждое племя занимает свою собственную территорию, и «разделение труда» внутри племени происходит, почти что как у пчёл, по возрастному признаку. Дети помладше ходят в лес за ягодами и кореньями, раскапывают гнёзда медовых муравьёв. Дети постарше ловят рыбу и уже могут помогать старшим на охоте; девочки помогают матерям готовить еду и ухаживают за малышами. Взрослые мужчины племени, все до единого - это охотники и воины. Наконец, самые старые люди племени, старейшины - это хранители порядка, знаний и традиций, которые учат молодых, рассказывают сказки и предания у костра, занимаются целительством, разрешают споры и улаживают конфликты.
Кстати говоря, следы этой невероятно древней традиции можно до сих пор найти в современном обществе - скажем, члены Совета Федерации России или депутаты конгресса США до сих пор называются «сенаторами», что по-латыни означает «старик, старейшина».
Можно ли говорить о существовании «настоящих» профессий в те далёкие времена? Конечно же, нет. Каждый член племени (от ребёнка 5-6-ти лет до глубокого старца) выполнял те или иные обязанности, делал какую-либо работу - однако никакой «профессиональной специализации» тогда не существовало.
Все выполняли ту работу, которая была нужна племени именно сейчас, в данный момент. Поэтому каждый взрослый воин и охотник должен был уметь и ловить рыбу, и добывать мёд, и строить жильё, и вить верёвки, и мастерить себе оружие, и находить дорогу вдалеке от дома - и вообще, делать тысячи разных дел.
Можно сказать, каждый взрослый член племени был самым настоящим Робинзоном (или, если хотите, «индейцем»), способным в одиночку выжить даже на необитаемом острове. Никаких «школ» люди тогда не знали, всё обучение проходило по схеме «делай, как я»: младшие просто повторяли те действия, которые им показывали старшие.
Первые профессии
Но какие же всё-таки «профессии», пускай не совсем настоящие, мы можем выделить для этого невероятно древнего периода? Во-первых, добывание пищи, то есть охота, рыбная ловля и собирательство. Таким образом, мы получаем три профессии: охотник, рыболов и сборщик (ягод, грибов и так далее).
Во-вторых, охрана территории племени, что даёт нам ещё две профессии: охранник и воин. В-третьих, это забота о потомстве, а также обучение детей и молодых членов племени, отсюда ещё две профессии: няня и воспитатель (учитель).
Эти профессии - ужасно древние, им миллионы лет; они замечательны прежде всего тем, что существуют (в том или ином виде) не только у человека, но и у многих высших общественных животных - например, в стае волков, в колонии пингвинов или в стаде обезьян.
«Не может быть!» - скажете вы. «Ну насчёт охотника или рыболова ещё можно поверить, но чтобы профессия учителя была настолько древней?». Тем не менее, так оно и есть. Потребность следить за следующим поколением, ухаживать за ним, обучать его характерна не только для людей, но и для многих высокоразвитых животных. Классический пример - пингвины разных видов.
Эти очень умные птицы живут общественно, большими группами. Когда из яйца вылупляются маленькие пингвинята, они постоянно живут вместе с мамами и папами. Но стоит им подрасти, мама и папа начинают «ходить на работу», то есть ловить рыбу в океане, а своих детей они отправляют под надзор нескольких «воспитателей» (или «учителей») в «детский сад».
У антарктических пингвинов «группы» в детских садах небольшие, там живут и обучаются пингвинята из нескольких соседних гнёзд. А вот у императорских пингвинов бывают детские сады сразу на несколько тысяч птенцов! Раз в несколько дней мама и папа «навещают» своего пингвинёнка в детском саду - ну не удивительно ли? Всё, как у нас, людей! Хотя...
Может быть, это у нас, людей, всё как у животных? Интересный вопрос, правда?
Сила огня
Следующий важный этап - возникновение таких видов деятельности, которых у животных уже не существует. Связано это возникновение с таким замечательным событием, как освоение людьми огня.
Охотятся, охраняют территорию и заботятся о потомстве все без исключения хищные животные - и львы, и тигры, и волки; однако никто из животных не умеет готовить пищу на огне. Это доступно только человеку.
Наши с вами предки научились пользоваться огнём очень давно, около миллиона лет назад. Так возникли ещё три «профессии» (и таких профессий в стаях животных вы уже не отыщете!): во-первых, повар, то есть тот, кто готовит пищу на огне; во-вторых, костровой, то есть тот, кто следит за огнём и не даёт ему погаснуть; в-третьих, дровосек, то есть тот, кто заготавливает топливо для костра.
С профессиями повара и дровосека у вас вряд ли возникнут затруднения, а вот про профессию кострового знают только те, кто регулярно ходит в походы с ночёвкой. Сотни тысяч лет эта профессия была чрезвычайно важной: наши предки умели пользоваться огнём, но не умели его добывать; поэтому огонь приходилось неустанно и бережно «хранить».
Даже в наши дни многие первобытные племена Африки и Австралии не пользуются ни огнивом, ни спичками, ни зажигалками, а просто всегда «носят огонь с собой», скажем, в виде маленького глиняного горшочка с тлеющими угольками.
А потом пришла цивилизация
«А когда же появились настоящие профессии?» - спросите вы. По историческим меркам это произошло, можно сказать, «вчера» - какие-то 4-5 тысяч лет назад. Большинство учёных склоняется к мнению, что случилось это в первой половине 3-го тысячелетия до нашей эры.
К этому времени люди уже научились очень многим вещам: они уже знали, как возделывать землю и собирать урожай, как шить одежду, плести корзины, лепить глиняную посуду; как пасти скот, добывать руду и даже выплавлять медь. Они умели делать бусы и другие украшения, пользовались красками, играли на музыкальных инструментах. Человечество накопило огромный багаж знаний, и на место первобытных примитивных племён пришли первые цивилизации.
Массовое производство
Что же послужило толчком к созданию профессий современного типа? Во-первых, люди начали строить города и жить там. Любая хозяйка может испечь хлеб для того, чтобы накормить одну семью - но даже в древних городах уже жили сотни и тысячи семей! Попробуй напеки на них хлеба, если тебе нужно заниматься ещё и другими делами. Выражаясь современным языком, требовалось массовое производство.
Стандартизация
Во-вторых, племена превратились в государства, которые начали вести завоевательные войны. Земледелец может сделать сам для себя серп, мотыгу и топор - но вооружить армию в несколько тысяч солдат можно только в случае, если есть профессиональные оружейники и кузнецы. Более того - как прикажете обучать армию, скажем, лучников, если у всех у них разные луки? Нужно, чтобы вооружение у всех воинов было одинаковым - другими словами, требовалось единообразие, стандартизация.
Сложность
В-третьих, многие ремёсла стали очень сложными и трудоёмкими. Древний охотник мог взять нож, срезать крепкую ветку, кусок лианы, и сделать лук сам себе, причём на это у него ушло бы всего лишь несколько часов работы. Однако, например, композитный боевой лук времен Нового Царства в древнем Египте был в изготовлении намного сложнее - для того, чтобы сделать один такой лук, нужны были и знания, и отборные материалы (дерево, рог, сухожилия, клей), и время (как минимум несколько дней). Говоря коротко, возросла сложность изготовления тех или иных предметов.
Технология обучения
Наконец, в середине 3-го тысячелетия до нашей эры возникли такие вещи, как письменность, геометрия, астрономия и математика. Древним методом «делай, как я» можно научить человека охотиться на уток, сеять зерно или пасти скот, но можно ли научить таким образом читать и писать? А решать примеры по арифметике?
Подумайте сами: мама может читать сыну или дочке книжку тысячу раз - но при этом ребёнок сам читать никогда не выучится! Значит, здесь уже требуются новые, намного более сложные и требующие времени (нескольких месяцев и даже лет!) технологии обучения - школы, учебники, наглядные пособия, уроки, задачи.
Скажем, в древнем Египте подготовка будущих писцов начиналась уже в возрасте 7-8 лет и продолжалась как минимум 10 лет - и немудрено. Египетская «азбука» содержит больше 800 иероглифов, и выучить их все за пару месяцев не сможет даже современный профессор языкознания!
* * *
Итак, массовое производство, стандартизация, возрастающая сложность технологий и необходимость длительного обучения привели к тому, что возникли профессии современного типа.
Мы - не рабы!
Первые свидетельства о существовании профессий в современном понимании мы можем отыскать в том же самом Древнем Египте. В девяти километрах от берега реки Нил, в Гизе, вот уже четыре с половиной тысячи лет высятся великие пирамиды, главной и самой высокой из которых является пирамида фараона Хуфу (Хеопса).
Древнегреческие авторы писали, что эти пирамиды строили армии бесправных рабов, и долгое время учёные верили этому. Однако в конце 20 века было сделано удивительное открытие - из-под песка был раскопан городок, в котором жили строители пирамиды Хуфу. Находки красноречиво свидетельствовали о том, что это были вовсе не забитые рабы, а высококвалифицированные работники, которых снабжали всем необходимым, великолепно кормили, одевали и лечили.
Строители пирамид были организованы в самые настоящие бригады - учёные даже отыскали написанные внутри пирамиды названия этих бригад: «Гор-Меджеду очищен» (Гор-Меджеду - это торжественное имя всё того же Хеопса), «Могущественна белая корона Хнум-Хуфу» и «Друзья Хуфу»…
Само собой, мы не можем говорить, что строитель - самая древняя настоящая профессия, поскольку работу бригад профессиональных строителей должны были обеспечивать не менее многочисленные профессиональные повара, пекари, ткачи, рыболовы, архитекторы, каменотёсы и так далее. Но с точки зрения существования письменных доказательств, бригады профессиональных строителей и в самом деле являются самыми древними в мире!
Подведём итог
Итак, самые древние профессии - это учитель, военный, повар и строитель». Вы не жалеете о том, что для того, чтобы узнать об этом, пришлось прочитать статью?
* * *
- Как устроена бесконечность?
- Где заканчивается вселенная?
- Что такое теория относительности?
- Как на самом деле звали трёх мушкетёров?
- Чем шедевр отличается от обычной картины?
- Почему у Мальвины волосы голубые?
- Где граница между живым и неживым?
Истории об этом рассказывает журнал
"Лучик" - для любознательных детей и родителей.
Статьи о литературе, математике, астрономии, истории, биологии, живописи. Задания и головоломки для совместного выполнения всей семьёй. Занятия по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), школа юного писателя, дискуссионный клуб. Надеемся, вам понравится!
Полистать журналы можно здесь:
https://www.lychik-school.ru/archive/ Купить:
http://znaichishka.ru/categories/luchik Подписаться:
https://lychik-school.ru/subscribe-form/