Львов, день четвёртый. Всё когда-нибудь заканчивается

Oct 29, 2015 11:53

2 октября, пятница.
Это было единственное украинское утро, когда мы не встали с утра пораньше. То ли из-за моей болезни, то ли из-за накопившейся усталости - но мы решили поспать чуть-чуть подольше.

"Подольше" оказалось едва ли до девяти :)), а Юля проснулась и того раньше. Первым делом, одевшись по привычке потеплее, мы пошли завтракать, выбрав для этого "Пузату хату", которая нам так полюбилась с Киева. Катя присоединилась к нам, мы от души и до пуза наелись (Женя впечатлился борщом и котлетами, которыми завтракали многие львовяне :)), и мы пошли досматривать не досмотренное. Увы - Катю вызвали на работу, так что снова гуляли без неё.

Главной (и практически единственной затратной по времени) целью того дня было Лычаковское кладбище.



Однако до поездки на кладбище мы побродили по улицам города недалеко от того места, где завтракали.

Св. Юрий (Георгий) Змееборец на Памятнике правоохранителям, погибшим при исполнении служебных обязанностей.

2.


3.


4.


От памятника мы пошли искать улицу с очень поэтичным названием - улица Листопадного Чина - на которой стоит интересующий нас дом - бывшее дворянское казино, бывшее графское казино, бывшее народное казино, бывшее казино Герхарда, ныне Львовский Дом учёных. :)))

Сначала немножко заблудились, но потом с помощью Кати нашли искомое

5.


Юля была не уверена насчёт возможности попасть внутрь, но мы попали. За каких-то 15 гривен с носа (= менее 3 шек).

6.


С 1918 до 1939 года в этом здании, считающемся памятником архитектуры, функционировало казино.

7.


В годы Второй мировой войны в нём разместился пункт набора молодёжи на каторжные работы в Германии.
С 1948 года здание стало функционировать как Дом учёных.
А ещё благодаря своим интерьерам здание неоднократно использовалось для киносъёмок. К примеру, именно здесь снимались сцены фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» - по этой лестнице Д'Артаньян поднимался к кардиналу.

8.


9.


10.


В здании не было посетителей, зато туда-сюда сновало множество мужчин, таскающих белые стенды. "Дом учёных" готовился к какой-то выставке.

11.


12.


Мы прошлись по комнатам, вся красота которых оказалась спрятанной за этими стендами, и вышли во внутренний двор здания.

13.


14.


День выдался совершенно не похожим на предыдущие - никакого тумана и холода мы не застали, и с самого утра светило яркое и довольно жаркое солнце

15.


16.


Вот теперь можно было ехать на Лычаковское. На трамвае :)

17.


На трамвай мы сели как-то почти наугад и так же почти наугад ехали. Куда бы уехали - неизвестно, не подскажи нам одна милая женщина нужную остановку. Мы сошли с трамвая и пошли вниз по улицу к кладбищу.

Лычаковское кладбище - одно из самых старых в Европе. Официально считается, что основано оно в 1786 году, хотя существуют сведения о том, что ещё в XIII веке там хоронили жертв эпидемии чумы.

18.


Это настоящий некрополь, где на территории, занимающей 40 га, похоронено около 400 тысяч человек. По красоте и размерам Лычаковский некрополь сравнивают с парижским кладбищем Пер-Лашез. Это настоящий музей скульптур и часовен.

19.


Кладбище окутано густой и таинственной сетью невероятных историй и легенд.

Пожалуй, самая нереальная из них - об одинокой даме, гуляющей по улице Мечникова, которая тянется вдоль кладбища. Легенда гласит, что однажды безлунной ночью один молодой повеса (естественно, история его имени не сохранила, кто бы сомневался), возвращаясь домой после жаркого свидания, был привлечён хрупкой женской фигуркой, одиноко бредущей по неровной львовской брусчатке. Неслыханное дело, молодая дама, одна, в таком месте - уже предвкушая новое романтическое знакомство, наш юный друг догнал её и предложил проводить домой. «Да, будьте так добры…» согласилась женщина, и повернулась. О ужас, под её капюшоном не было… лица! Бедный юноша, дрожа от страха, прикипел к земле, не в состоянии вымолвить ни слова, а дама, помахав ему на прощанье белой ручкой скрылась в проёме кладбищенских ворот.
Тут послышался стук колёс - приближалась карета, и молодой человек, убедившись, что ноги его стали ватными, и домой уже не донесут, был счастлив «поймать такси». Как вы уже, возможно, догадались, бедняге опять не повезло - у кучера тоже лица под шляпой не оказалось, а карета с грохотом скрылась за теми же воротами кладбища.
Что ж, не будем гадать, сколько юноша накануне выпил вина, а может, чем чёрт не шутит, коварного абсента… а может, он с детства отличался богатым воображением… но вскоре по городу поползли слухи. И удивительное дело, тут же нашлось с десяток свидетелей «за», которые тоже «видели» и безликую даму в чёрном, и карету с кучером. Но не было ни малейшего предположения, кем могла бы быть эта загадочная незнакомка.

20.


Немало легенд связано и с людьми, похороненными тут. К примеру, много историй и предположений сделано касательно смерти некой Регины Марковской, чьё надгробие считается одним из самых красивых на кладбище (у меня, увы, не оказалось его фотографии).

Фигура спящей молодой девушки в натуральную величину - красивое безмятежное лицо, волосы в беспорядке рассыпались по подушке… Рассказывают несколько версий ее смерти. Согласно одной из них, Регина была подающей надежды юной актрисой, которая слишком сильно «вошла в роль» на сцене, и умерла, когда по сценарию спектакля должна была умереть ее героиня.
По другой версии, она, уже будучи замужней дамой, влюбилась в молодого ловеласа, и приняла яд, не в силах переносить его постоянные измены.
Третья, и похоже, самая правдоподобная легенда - сердце молодой женщины просто не смогло перенести трагическую утрату - смерть малолетних сыновей. Оба мальчика, семи и двух лет отроду, похоронены вместе с матерью. Раньше в изголовье ещё стояла каменная фигура плачущего ангела, а потом куда-то исчезла. Мистика, акт вандализма? Неизвестно. Зато на её могиле всегда свежие цветы - посетителей сюда тянет, как будто магнитом.

21, 22.



Мы не смогли найти гида, проводящего экскурсию на русском языке, а потому купили карту и пошли сами, следуя размеченным на ней маршрутам.
Самый популярный путь вёл через наиболее известные захоронения. Вот примеры:

Игор Билозир (1955-2000) - композитор, автор эстрадных песен, руководитель ансамбля "Ватра"

23.


Маркиян Шашкевич (1811-1843) - поэт, фольклорист, будитель национального возрождения Галицкого края.

24.


Микола Колесса (1903-2006) - композитор, дирижёр

25.


Памятник на могиле армянских меценатов Ю.Торосевича и К.Каетановича (1871 г)

26.


27.


Памятник на могиле австрийского генерала Антония Тарновского (конец XIX в)

28.


Станислав Людкевич (1879-1979) - композитор, фольклорист,музыковед.

29.


Иван Франко (1856-1916) - прозаик, поэт, переводчик, учёный, общественно-политический деятель. Один из наиболее выдающихся деятелей украинской истории.

30.


Соломия Крушельницкая (1872-1952) - всемирно известная оперная певица, чьим именем названа Львовская Опера, та самая, на проспекте Свободы.

31.


Название кладбища произошло от названия поселения Лычаков, принадлежащего мещанской семье Лютц.

32.


33.


В 1783-1784 годах, в соответствии с декретами австрийского императора Иосифа II, на месте ликвидированных вокруг поселения церквей и костёлов возникло четыре загородных кладбища. Из них до наших времен сохранилось лишь Лычаковское.

Надгробие архиепископа армянского Кирила Стефановича, о котором тоже ходят легенды. Говорят, что архиепископ, тяжело заболев в 75-летнем возрасте, сам заказал себе надгробие. Но когда заказ был выполнен, епископ поправился и прожил еще двадцать восемь лет, ухаживая за своим высеченным из камня изображением.

34.


Самая старая надгробная плита кладбища датирована 1675 г.

35.


Лычаковский некрополь насчитывает более трёх тысяч памятников и надгробий.

36, 37.



Есть здесь склепы с «недоброй» репутацией, как например, одна из самых богатых гробниц Розалии и Ванды Замойских. Мать и дочь трагически погибли во время пожара в 1902 году. Рассказывают, что часто можно услышать, как в герметически закрытом склепе гремят цепи, на которых подвешены гробы, а сами покойницы свежи и молоды, будто живые.

38.


39.


Памятник на могиле историка и публициста Кароля Шайнохи (1872)

40.


Володимир Ивасюк (1949-1979) - композитор, поэт, автор песни "Червона рута"

41.


Виктор Чукарин (1921-1984) - спортсмен-гимнаст, переживший фашистский концлагерь; абсолютный чемпион мира, XV и XVI Олимпийских игр.

42.


43.


Дерево...

44.


Очень много семейных склепов

45.


46.


47.


48.


Со дня основания кладбища на нём хоронили самых богатых или известных людей - деятелей культуры, искусства, науки и политики.

49.


50.


Но и обычных могил тут множество

51.


52.


Так, идя по широкой тенистой аллее, мы дошли до особой части некрополя. Здесь находится сразу несколько мини-кладбищ.

53.


Первое - это кладбище защитников Львова.

54.


Здесь похоронены павшие в ходе Польско-украинской войны (1918−1919) в боях против подразделений Западно-Украинской народной республики, «Львовские орлята» (молодые польские ополченцы, в том числе, подростки), с оружием в руках принимавшие участие в обороне города, и другие защитники Польши (в том числе, воевавшие на польской стороне лётчики-добровольцы из США и военные советники французской миссии под командованием Шарля Де Голля).

55.


Они держали оборону непосредственно и на Лычаковском кладбище, где многие из них погибли.

56.


57.


Ещё одна часть отведена под могилы жертв коммунистических репрессий и Голодомора

58.


59.


И самая свежая, новая, самая душераздирающая, заваленная цветами часть кладбища. Ещё пару лет назад её просто не было...

60.


Юля не смогла сюда подойти, просто убежала подальше.

61.


...Мы бродили по Лычаковскому уже пару часов и понимали, что можно ходить целый день. Решили идти назад другими путями, чтобы пройти через самую старинную часть некрополя.

62.


Ещё одна легенда повествует о том, что некоторые каменные статуи плакальщиц, расположенные на могилах, действительно роняют слезы. Однако заметить это чудо можно только ранним утром, пока не высохла роса. Объясняется данная метаморфоза тем, что скульпторы создавали систему незаметных желобков в камне, по которым скопившаяся за ночь роса или же дождевая вода могла вытекать из специально проделанных отверстий в области глаз статуй.

63, 64.



Не могу не привести ещё одну красивую легенду Лычаковского кладбища; уж простите за длину рассказа.

Романтический ореол окружает памятник польскому художнику Артуру Гротгеру, установленный его возлюбленной Вандой Монне.

…Их свел львовский балл. Пятнадцатилетняя красавица, мамина и тётина воспитаница Ванда Монне никак не могла поверить, что этот разговорчивый, остроумный 28-летний мужчина, который публично осыпал её комплиментами, и есть тот самый Артур Гротгер, которым упивается вся Польша. Еще больше её поразило, что Артур, не откладывая дела в длинный ящик, во время танца объяснился ей в любви. Однако же разве такое делают в первый вечер знакомства? Откуда в тот миг девушке было знать, что Гротгер уже видел её раньше и, чувствительный к женской душе и красе, постановил себе завоевать ее сердце?
Через день после бала Артур Гротгер уже стоял на пороге их дома. Так началась большая любовь.

Маме и тётке, с которыми проживала Ванда, нравился этот энергичный и искренний юноша, который и к ним выявлял почтительное внимание. Они не запрещали своей любимице часто встречаться с ним, однако, когда встал вопрос помолвки, не были в восторге. Артур не имел достаточно средств, чтобы обеспечить их ребенку приличное будущее. Но «нет» они ему не сказали. Совместно было решено, что Ванда будет ждать, пока Артур будет зарабатывать деньги для будущей совместной жизни. Настало время разлуки.

С безумно влюблённой в него Вандой Монне они так и не успели обручиться, но еще раньше, гуляя вместе по Лычакову, Артур поделился с невестой, что именно здесь хотел бы быть когда-то похороненным.

«Моя ты самая дорогая! - писал Гротгер любимой с дороги. - Я ничего не вижу, ни не слышу, кроме тебя единой. Я стал человеком без мыслей, жизни и содержания, если речь идет о делах, которые не затрагивают Тебя или мою любовь. Одним словом, без Тебя ничего нет ни в мыслях, ни в поступках».

Каждую неделю Ванде приходило несколько нежных писем, она отвечала такими же. Но вступить в брак им было не суждено.

Артур Гротгер умер в тридцать лет в французских Пиренеях от туберкулёза. Зная, что он очень болен, хотя не представляя насколько, Ванда Монне рвалась к нему, стремилась быть с ним. Однако мама с тёткой, которые материально переживали не самые лучшие времена, не дали ей нужной на дорогу суммы, хотя могли. Горечь и обида на них не оставят Ванду вплоть до конца ее жизни…

Когда наконец в кармане лежала нужная сумма, и панна Монне стала готовиться к отъезду, поступила весть: Артура не стало.

«Умер! - это слово откликалось воплем в моих мыслях, а я ещё не понимала до дна той страшной правды, не могла её понять. Теряла сознание при виде его писем или некоторых безделушек, которые получила от него. Я не могла говорить о нём. Не имела, в конце концов, с кем… В гроб легла вся моя молодость…» (из воспоминаний Ванды Монне, которые хранятся в Львовской научной библиотеке имени Василия Стефаника).

Ванда сделала всё, чтобы тело Гротгера с французского погоста было перевезено во Львов. В гроб к нему уже во Львове родственники положили её перстень и все её письма, которые Артур очень берёг. А Ванда так и не нашла в себе силы в последний раз глянуть на того, чей образ пронесёт через всю свою жизнь.

Интересно, что, зная о силе чувств между молодыми людьми, известный скульптор - итальянец Парис Филиппи -  не взял денег с Ванды Монне за скульптурный памятник на могиле молодого коллеги. А портрет жениха на памятнике, наполненном различными символами, Ванда Монне сделала самостоятельно.

Известно, что через четыре года девушка вышла замуж за близкого товарища Гротгера - Карла Млодницкого, с которым у неё была дочь Мариля (со временем - известная львовская писательница Мариля Вольска), но до конца жизни её, теперь уже с дочкой, часто видели около могилы Артура, погружённую в свою память и щемящую тоску.

Сегодня об этой истории напоминает дуб. По легенде, Артур Гротгер посадил его в кадку как символ вечной любви и счастья, а со временем пересадил в Иезуитский сад (ныне - парк имени Ивана Франка), где дерево растёт и по сей день. Напоминает об этой любви и мемориальный уголок Артура и Ванды в кофейне «Купол» - в доме, где Ванда Монне дожила до старости. Память берегут надгробие на Лычаковском кладбище и архивные материалы в Львовской научной библиотеке.

Но правдивые чувства, как и рукописи, не сгорают. Львовяне и ныне в адрес влюблённых временами говорят: «Любятся, как Артур и Ванда».
Влюблённые пары рассказывают, что на кладбищенском безлюдье им иногда мерещатся молодой человек и женщина, которые идут, улыбающиеся, навстречу, держась за руки, но через несколько шагов словно тают в воздухе. Говорят, это Артур и Ванда приходят поздравить настоящую любовь ныне живущих.

65.


Лычаковское кладбище, которое в середине XIX века было превращено в парк, постепенно становилось своеобразным музеем надгробной скульптуры и архитектуры и ценной памяткой садово-паркового искусства.

66, 67.



68.


69.


Статус музея кладбище получило в 1991 году.

70.


Три фигуры слева - памятник на могиле Юлианны Неватер, датируемый началом XIX в; ещё одно знаменитое надгробие Лычаковского.

71.


И ещё два красивейших надгробия:
памятник на могиле семей Тренкль, Брауэр, Вейгель (начало XIX в.)

72.


памятник на могиле губернатора Королевства Галиция и Лодомерия Франца фон Гауэра (начало XIX в.)

73.


Самые чистые и светлые слова... "Ты всегда с нами, нежная, ласковая, добрая доченька и мамочка"

74.


До наших дней дошло бы гораздо больше памятников и легенд, если бы не коснулось этого тихого места безжалостное колесо истории. В XIX веке львовский магистрат направил сюда камнедробилку с целью уничтожения старых захоронений, находившихся без ухода на протяжении более 25 лет. Трёхсотлетние надгробные плиты безжалостно перемалывались и использовались для засыпки аллей. Более того, из этих камней были позднее построены центральные врата некрополя.

Но это варварство не идет ни в какое сравнение с тем, что началось с приходом во Львов советской власти в 1939 году. Кладбище было открыто для массовых захоронений. С тех пор простые гранитные плиты резко диссонируют с изящными некропольными памятниками прошлого.
Но самое возмутительное - это неслыханное мародерство и вандализм. Большинство старых склепов были выпотрошены в поисках сокровищ «буржуазных врагов народа». Как раз тогда очень популярной была байка о том, что будто бы целая семья польских магнатов была похоронена в золотой обуви. Каждое утро сотрудники кладбища находили вскрытые гробы с останками прямо на дорожках. А ограждения большинства могил стали добычей охотников за цветными металлами.

75.


Истории этой современной и, по всей вероятности, скрывающей трагические события могилы, я, увы, не знаю и ничего о ней не нашла

76.


Мы ещё одним взглядом окинули это пристанище теней и легенд...

77.


И уехали в центр.
Снова поехали на трамвае и... попали в пробку ))) Вы когда-нибудь попадали в пробку в трамвае? )) Причём это был конкретный такой затор, долгий. Мы больше стояли, чем ехали, люди в переполненном душном вагоне стали нервничать и ругаться (прям почувствовала себя как дома :), хотя, справедливости ради, во Львове ругались очень интеллигентно). Мы кое-как дождались ближайшей остановки и сошли с трамвая - по улице пешком было и быстрее, и приятнее, тем более, что мы почти доехали до центра.

78.


С той поездки у меня остались билетики, которые я никак не могу заставить себя выбросить )



Вернулись на Рыночную Площадь, снова не зашли в "Крыйивку" (теперь из-за разногласий на этот счёт между Юлей и Женей :)) Хотя они поспорят со мной на эту тему :)) и решили на какое-то время разойтись. У Юльки были свои планы, а нам хотелось ещё побродить по площади и вокруг неё.
Юля упорхнула, а мы, прежде чем идти в очередной тур по сувенирным лавочкам, сели в первое попавшееся кафе - выпить чаю, кофе, а я ещё и чизкейк львовский, наконец-то, попробовала.



А потом пошли бродить кругами вокруг площади, которая сегодня была особенно оживлённой (пятница) и наполненной почти сказочными персонажами и просто красивыми людьми.

79.


Кстати, на углу та самая "Копальня кавы", где мы завтракали в первый львовский день... казалось, будто бы это было только вчера.

Когда через часа полтора коллекция "весёлой чепухи" ощутимо пополнилась, мы созвонились с Юлей. Она уже встретилась с Катей, и они ждали нас, сидя в ещё одной очень аутентичной кафешке "Хлеб и вино".
Мы присоединились к ним... Пили вино и ели изумительный хлеб, который подают вместе с различными маслами и соусами, в которые тот хлеб надлежит макать. Мммм, безумно вкусно, но наедаться было нельзя, потому что нас ждал ужин в "Левом береге", где нам были обещаны какой-то сказочный грушевый штрудель и страусиные стейки ))

Пошли туда, через город, не спеша - зная, что это последняя наша прогулка по Площа Рынок и паутине её улочек..

80.


Шли через проулочки, которые я видела впервые, зато Женя, как выяснилось, уже гулял по ним (пока мы тусовались в секонде :))
Тут тоже снималась сцена из "Мушкетёров" (надо срочно пересмотреть кино, хотя, боюсь, что я теперь буду не за сюжетом следить, а дома разглядывать). Очень хороший пост на эту тему есть у sewa7.

К слову, Катя рассказала, что эта скульптура-икона, расположенная позади армянской церкви, каким-то чудом смогла сохраниться и не пострадать за все долгие года своего существования, несмотря на то, что сделана из дерева.

81.


А это просто дворик. И замечательная, на мой взгляд, надпись :)

82.


А потом мы вдруг вспомнили, что не мешало бы ещё разок сфотографироваться. :)
Отдали Маринке Катин шарф, сфоткались.

83.


84.


Но Юля вдруг решила, что ее в куртке слишком много... сдали и куртку ))) и пакет, и сумку с фотоаппаратом.

85.


86.


И только тогда пошли в "Левый берег".

Кнайпа "Левый берег" во Львове - это пивная в старинных подвалах Львовской оперы, что в самом центре города, на проспекте Свободы. Я поинтересовалась, откуда взялось такое название в городе, где нет рек, а значит, нет и берегов? И вот тогда-то я и узнала, что речка во Львове есть. Но её как бы и нет, потому что речку Полтву спрятали в подземный коллектор, и над ней выстроили здание Оперы. "Левый берег" - это кнайпа на одном из берегов этой подземной речки Шрёдингера.

К большому сожалению Юли и Кати, ни штруделя, ни страусиного стейка в меню не оказалось. Но мы всё равно вкусно поели, наслаждаясь оригинальными интерьерами места, сладкоежки полакомились фонданом (некоторые уже не первым :)), и досидев там до максимально возможного времени, покинули сие чудное местечко и пошли домой.

Собственно, этим вечером мы возвращались назад в Киев. Поезд наш отходил в 22.53, на 10 вечера мы собирались вызывать такси, поэтому планировали быть в этот вечер дома не позднее восьми, чтобы успеть привести всё в порядок и упаковаться.

Катя пошла с нами, дабы Юлька могла реветь ей в жилетку.

У нас с Женей и Мариной при наличии одного чемодана на всех упаковка оказалась той ещё задачкой, учитывая, сколько всего мы накупили. Юльке тоже надо было впихнуть невпихуемое, но она долго бродила туда-сюда мимо сумки, ничего в неё не складывая.

Уезжать не хотелось. Никому. Вообще и ни за что. Я старалась не поддаваться унылым чувствам и отгоняла мысль о том, что уже послезавтра у нас самолёт назад в Израиль. Сейчас, в прохладном осеннем Львове, укутавшем меня в свитер и куртку, мысль о том, что через два дня я снова буду ходить в майке и шортах, казалась безумием. Нельзя была начинать думать об этом и грустить, потому что тогда бы это испортило мне оставшиеся два дня.

Упаковались мы быстро. Потом сидели на кухне и болтали, пока не приехала хозяйка квартиры. Мы тепло попрощались, она дала Юльке свою визитку... кто знает, может быть мы и вернёмся ещё в эту чудо-квартиру на маленькой улочке Леся Курбаса в двух шагах от Ратуши...

А когда в 10 часов мы спустились вниз и я увидела такси, со мной чуть не приключилась истерика. Видимо, как компенсацию за ту древнюю вонючую Ладу, на которой мы приехали 4 дня назад с вокзала, мироздание (и фирма такси) прислали нам минибус "Мерседес" ))) Разница в цене оказалась 14 гривен! 14 гривен, Карл!!! Это примерная стоимость израильского цветного льда, то бишь "артика".

Попрощались с Катей. Реветь она не позволила; сказала, что любит прощаться легко, будто бы на несколько дней - и тогда новая встреча не за горами.
Катя, я надеюсь, что эта твоя примета сработает! :)

Теперь улицы, по которым мы все эти дни ходили пешком, мелькали калейдоскопом огней ночного города. Поезд уже стоял у первого перрона. Мы нашли своё купе, разложили вещи, расстелили бельё... Нам принесли чай в стаканах с подстаканниками, мы доели нашу вчерашнюю колбасу и хлеб, и сразу легли каждый на свою полку. В этот раз наверху спали мы с Мариной.

Хотя, до того, как мы улеглись, Юля успела нас рассмешить. Когда поезд поехал, оказалось, что наше купе находится либо над колесом, либо где-то рядом, потому что на стрелках грохотало просто чудовищно. Юля перепугалась и пристала к проводнице - почему так шумит, а вдруг колесо отвалится, что делать, ааааааа мама спасите помогите )))
Посмеялись, в общем, хотя грохотало действительно довольно страшно ))

Смотрели в окно... Поезд объезжал город, и мы вдруг увидели разноцветную телевышку на Замковой горе. Она ещё довольно долго не пропадала из виду, и мы искали её взглядами, пока поезд не повернул снова и она не пропала.

Прощай, Львов. Я не напрасно приехала сюда снова. Я знала и чувствовала, что я не пожалею. Теперь в мире стало на один город больше, куда я всегда буду хотеть вернуться.

И я обязательно вернусь.

И традиционно - Юлины воспоминания

прогулки, Львов, кладбище, Украина

Previous post Next post
Up