Две стороны одного туннеля. Памфлет. Гешер. Наши дни.

Jan 13, 2017 08:06


Вчера мы с k0ev были в театре "Гешер" на новом спектакле "В туннеле" (במנהרה). Лучше, чем vikashub, я не напишу, поэтому даю ссылку на её обзор, включающий фотографии.

Я о другом хочу сказать.

Перед началом спектакля каждому зрителю выдают карточку и просят проголосовать за то, каким, по его мнению, должен быть финал истории.
Мне очень хотелось проголосовать за хороший конец, но.... Не знаю. Не знаю.
С каждым новым днём, новым терактом, новым политиком, судебным делом, приговором солдату, двуличием левых... я всё меньше верю в хорошие финалы.

И вот в оставшиеся до начала спектакля минуты я сидела и мучительно разрывалась между мрачным реализмом и розово-очечным оптимизмом. Пока Вика не убедила меня голосовать за хороший финал...

Сказать, что действо меня потрясло - это вообще не сказать ничего. Я начала плакать на 30 секунде спектакля, когда в туннель ХАМАСовцев вбежали 2 наших солдата.
Я начала смеяться на 4 минуте, когда араб Хишам начал учить израильского солдатика правильно ругаться по арабски. И смеялась почти весь спектакль.

Пока под конец не вышла актриса, играющая Кармит, и не объявила, что согласно результатам нашего голосования... нет света в конце туннеля.
Большинство зрителей оказались настроенными так же, как я, и у них не оказалось своей Вики...

И поэтому в финале я снова плакала.
И ехала домой с тяжелейшим чувством на сердце.
Моему Славке в июне 18 лет.
И на месте Цлиля мог быть он.
А на месте Ифтаха - Женька.

А на "втором этаже жизни" всем управляют люди, которым плевать что на одного, что на второго. По-настоящему плевать. Я верю в нашу армию, но совершенно не верю в политиков, И мне страшно. Тоже по-настоящему. Потому что наша армия, увы, тоже зависит от политиков, а ее верхние чины в стремлениях к будущим министерским креслам менее всего будут задумываться о Цлиле/Славке или Ифтахе/Женьке.

С каждым годом я всё больше теряю надежду на свет в конце туннеля.
Но я всё равно до боли в сердце люблю эту страну. Наглую, шумную, жаркую, пыльную - но лакмусовую бумажку для всех остальных стран, какими бы белыми и пушистыми они не хотели казаться. Эдакий полиграф.

Я хочу снова пойти на спектакль и увидеть второй вариант финала... но кто может гарантировать, что во второй раз оптимистов в зале окажется больше?..

Оригинал взят у vikashub в Две стороны одного туннеля. Памфлет. Гешер. Наши дни.

Памфле́т (от англ. pamphlet - брошюра, буклет)                                                      
- разновидность художественно-публицистического произведения,                      
обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон,
против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п.,        
зачастую через разоблачение отдельных их представителей.                                


Вдох-выдох. И еще один. И еще... Потому, что пульс зашкаливает, желудок прилип к позвоночнику, а в глазах, кажется, буквально кадрами
мелькает этот спектакль.
Новая работа Ирада Рубинштейна (мне он знаком по "Господину Вертиго") по пьесе Рои Хена "В туннеле" вчера стартовала в театре Гешер.
Чтобы не путаться в показаниях в эмоциях и не спотыкаться о восторженные междометия, буду следовать хронологии, итак,поползли!

Обычно удивить постановка может, как только ты заходишь в зал. Например, необычными декорациями, призванными настроить зрителей на нужный лад. Но вчера, не успела я получить билет в кассе, как мне вложили в руку картонный квадратик и сказали:"Не забудь проголосовать!"
Что? Где? Зачем? И тут ты, еще не переступив порога, чувствуешь, как внутри загорается огонек любопытства, все земные мысли отходят на второй план и будто бы не сторонний человек, а участник некоего театрального квеста, ты включаешься в игру!



Мы решаем, мы что-то решаем, это чертовски заводит! И пока народ толпится у черно-белых судьбоносных ящиков, можно гадать, светлый или темный конец выберет зритель, ну и оглядеться вокруг в поисках знакомых лиц, которых конечно же, много.

Вот Дорон Тавори пришел поддержать своих коллег.



А именинник и автор пьесы Рои Хен дает интервью Галине malamant. Вдохновлялся Рои, между прочим, оскароносным фильмом "Ничейная земля" Даниса Тановича. Но та земля для нас и правда "ничейная", а здесь очень даже своя и близкая - туннель, прорытый террористами со стороны сектора Газы... Ой, я снова забегаю вперед.



Наташа Манор и Рои Хен.



Невозмутимый режиссер Ирад Рубинштейн. По его лицу невозможно прочитать, что за эмоции бушуют внутри, но судя по спектаклю, там ураган!



Единственная фраза перед началом:"Кто проголосовал, поднимите руки!"
Видно, что народ у нас добросовестный, можно начинать!



Бегущая строка на сцене на мгновение сменяется темнотой, слышатся выстрелы, взрывы и арабская речь...
Два "хамасовца" Мансур (гениально достоверный Юваль Янай) и Хишам (Фирас Насер, его я вижу впервые, но он изумительно играет) встречают в туннеле изральских солдат Ифтаха (его играл Мики Леон - роль буквально написана для него) и Цлиля (Идо Моссери - настоящий эмоциональный клад). Ифтаха ранят, он без сознания. Террористы кладут его на бомбу, готовую разорваться при любом движении, но тут, вовремя появляющийся Цлиль, пулей отправляет Мансура к праотцам.



Наша жизнь представлена двухэтажным балаганом (браво сценографу Михаилу Краменко). На нижнем - идет борьба, жестокая и кровопролитная, но гаснет свет и все внимание устремляется наверх, а там...
Там обитают бодрые ведущие утренней развлекательной программы "Подсолнухи": в образе качка и любителя смузи Рикардо - Пауло Э. Моура, который даже разговаривает с каким-то незнакомым акцентом и Карнит (Карин Серуя), красавица и мечта всех мужчин в радиусе ста метров.



В какой-то момент Карнит прелагают вести срочный выпуск новостей, ведь стало известно, что два израильских солдата буквально замурованы в туннеле вместе с террористами!



Она подходит к этому делу в своем стиле и срывает всенародную любовь.





Тем временем, Ифтах приходит в себя и пытается встать, чем очень сильно пугает как Цлиля, так и Хишама, потому, что выясняется, что умирать-то он особо не хочет. И вообще, ой как много его связывает с Израилем. Мне кажется, как раз в этот момент в туннеле остались не два наших и один чужой, а просто три солдата. Три пешки в политической игре. Там наверху не задается вопрос, достаточно ли кислорода у ребят и как их можно спасти, нет там каждый пиарит сам себя, стараясь не уступить ни пяди своего эго.

















Пока верхние эшелоны власти с обеих сторон делают вид, что хотят разрешить ситуацию, привлекая журналистов, обозревателей и выращивая рейтинги до небес, наши герои внизу пытаются выжить. Попеременно отбирая друг у друга оружие и выбивая фразу "да, это мы первые начали" совершенно разными способами: от взятия под прицел, до соблазнения вкуснейшей домашней едой Хишама и вожделенной влагой, даже в виде палестинской Кока-колы.
"Чтоб твоя мать была здорова!", - говорит герой Мики Леона, облизывая пальцы и там, на глубине сотен метров, это звучит до абсурдного естественно...

Изумительно тонкая сатира, по-настоящему остроумные и смешные шутки, резкие диалоги на злобу дня, с упоминанием всех и вся - и волна гогота проносится по залу, а потом вдруг, как лучом прожектора, обрисовывается мысль... Основная и серьезная, очень больная и неразрешимая проблема, которая молниеносно на пике останавливает улыбку и толкает нас со второго этажа легкого восприятия, по отвесной стене принятия действительности туда, под землю, где все равны и только там, кажется, возможен мир. Между Бамбой, тунцом и органическими сухофруктами со звездой Давида на упаковке и кафией, пропахшей местью, потому что первые начали ОНИ...





Ори Янив в роли посланника ООН на Ближнем Востоке.










Зависимость от арабского сленга? Бум!
Недосягаемый образ еврейской матери? Бум!
Победил тот, кто выжил? Бум!
Главное - это все-таки покушать? Бум!
Безумная любовь к своим детям? Бум!
Звездность политиков? Бум!
Двоюродные или все-таки братья? Бум!
"Левый" отец - горе в семье? Бум!
Покурим и полегчает? Бум!
И кто же всё-таки герой?...

За час сорок без антракта режиссер смог рассказать, показать и донести столько, что мне кажется, этот спектакль можно рекомендовать в качестве лучшего ответа на вопросы друзей "а что же всё-таки у вас там происходит?".
Буквально в каждом предложении мне хочется сравнить "В туннеле" с бомбой, нашпигованной самыми острыми проблемами с одного конца и самыми теплыми сторонами нашей жизни с другого. Поровну нашпигованной, кстати. Ведь по-отдельности они не существуют. А чтобы было не так трагично, надо это завернуть в блестящую разноцветную фольгу иронии и тонкого юмора.

Очень не хочется спойлерить еще больше, но честное слово, этот спектакль растащат на цитаты! Следите внимательно за бегущей строкой - это еще один полноправный (и крайне колкий) участник повествования!

Чем же всё это действо закончится - решать вам. На самом деле есть два непредсказуемых исхода, и лишь зал задает вектор. Крайне правильно, что голосование происходит в начале, когда каждый приходит со своими взглядами и устоями. И особенно здорово, если спектакль что-то в этих убеждениях сможет поменять. Я вообще очень опасалась постановки. Излишней тяжести, политизированности и что уж там, "левых" настроений. Кроме того, я не служила в армии и думала, что все шутки пройдут мимо. Но нет! То, что я увидела, очень четко отражало наше неспокойное время. Только отражало так, что хотелось смеяться в голос, расколоть оборонительную скорлупу страха, и снять шоры общественного мнения с глаз. Попытаться представить себя там, в туннеле, среди оружия и проводов, спертого воздуха и липкой земли, в окружении тех, кого ты должен ненавидеть и убивать. Да, образ Хишама вышел может даже немного произраильским, да, есть и другие - настоящие звери. Но всё-таки дело не в этом. Дело в верхнем этаже, который постоянно сливает на нижний все токсичные отходы своей карьеры.

Внезапные вспышки посылов этой пьесы преследуют меня сегодня весь день. То и дело возникают картинки, слова, действия. Соединяясь и трансформируясь, они вырисовывают очень плотную, мудрую и четкую структуру того, что хотел донести до нас режиссер. Кажущаяся свобода и легкость выбора финала, на самом деле является еще одним доказательством, что не так уж он и важен глобально и ничего не изменится, пока...

Да будет свет! Упс, кажется я проговорилась, за какой конец голосовала :) А вы? )

Чтоб долго не искать, билеты тут http://www.gesher-theatre.co.il/ru/Репертуар/Спектакли/В_туннеле

театр, перепост, Израиль

Previous post Next post
Up